Лодка обянка: Лодка «Обь 1»: технические характеристики

Содержание

Лодка «Обь 1»: технические характеристики

Основные геометрические размеры лодки «Обь»: длина-4,20 мм; ширина-1,45 мм; высота-0,55 мм. Полная масса водного транспорта составляет 140 кг. При этом лодка может перевозить до 400 кг груза. «Обь 1» рассчитана на 4 пассажира. На модель можно устанавливать двигатель, мощность которого не должна превышать 30 л.с. Максимальная скорость с двигателем мощностью 20 л.с. достигает 40 км/час. С максимальной загрузкой скорость снижается до 34 км/час. Элементы корпуса соединены между собою заклепками. Весь корпус выполнен из материала «Д1».

Судно «Обь» создано с остроскулым глиссирующим корпусом, и днищем закругленной формы, которое сужено у кормы и поднято у носа транспортного средства.

Для остойчивости лодки, были установлены були, длинной по 2,5 метра, а носовой отсек сделали герметичным, поэтому судну не страшно потопление, даже при попадании воды оно останется над уровнем реки. Объем булей 65 литров, а носового отсека 200 литров.

В кокпите лодки есть два двухместных комфортных кресла, в которые может сесть 4 человека, в «Обь-3» более усовершенствованной лодке, можно поместить 6 человек, для удобства в носу есть багажник. «Обь-2» была выпущена, в ограниченном тираже, так как была идентична первой, разработчики немного улучшили внутренние элементы, сидения стали более комфортными, установили тахометр и помпу, редукторные рулевые колонки.

Для защиты от ветра и брызг, установлено гнутое ветровое стекло, при необходимости замены, очень сложно найти новое изогнутое стекло.

Корпус изготовлен из дюралюминия, а место стыков соединяются тиоколовой лентой. Выпускалась в двух вариантах, с пологим форштевнем и с крутым. Перестали выпускать лодки «Обь», так как их усовершенствовали, добавив мотор, и начали выпускать новый модельный ряд «Обь-М».

Лодка «Обь» — отзывы

  • «Очень хорошая и надежная лодка. Отлично ведет себя на воде. Максимальной скорости вполне хватает, чтобы не дать себе скучать на речке или озере.
    Радует её многофункциональность. Лодка может не только использоваться для рыбалки или водных прогулок, она уверенно транспортирует необходимые грузы. Это позволяет делать грузоподъемность в 400 кг».
  • «Это отличный вариант именно первой лодки. Даже у людей, которые совсем не „дружат“ с техникой, не должно возникнуть проблем в процессе эксплуатации. Самое главное, это найти качественный и надежный мотор под лодку. Остальное дело за малым».
  • «Агрегат прекрасно подходит для рыбалки. Небольшая масса лодки в совокупности с высокой маневренностью позволяют облавливать большие участки водоема. Что в свою очередь сказывается на результате ловли в целом. Как опытный рыбак могу сказать следующее — „Обь 1“ это доступный вариант водного транспорта, который верно прослужит не один сезон. При большом желании можно улучшить внешний вид лодки, оформив корпус в камуфляжный цвет и не только».
  • «Без сомнений, если вы нашли лодку „Обь 1“ в хорошем состоянии без повреждений (трещин, дыр) смело ее покупайте. На первом же тесте вы убедитесь, что качественные лодки не всегда стоят баснословных денег».

Описание и обзор мотолодки «Обь»

«Обь» — это модернизированный и усовершенствованный аналог мотолодки «ПК-5». Стоит отметить, что основным отличием между двумя лодками является материал изготовления корпуса. На «ПК-5» применялся пластмасс, в то время как лодка «Обь» алюминиевая. Явно новый агрегат стал прочнее, а по весу прибавил незначительно. Во времена СССР мотолодка «Обь» пользовалась большой популярностью. Среди почитателей водного транспорта были в основном туристы и представители водно-моторного спорта. И по сей день данный агрегат активно эксплуатируется для прогулок по воде, рыбалки и даже спортивных заездов.

В первую очередь владельцы лодки отмечают её неприхотливость. Она очень проста в эксплуатации. Также не стоит забывать о небольшом весе транспорта, который составляет 140 кг. Это в свою очередь положительно сказывается на хранении лодки. Не составит труда доставить ее на берег, в отличие от громоздких лодок.

Лодка характеризируется остроскулым корпусом, её днище выполнено в «закрученном» стиле. Наделки-були, которые располагаются по бортам, позитивно сказываются на устойчивости мотолодки «Обь 1». Их длина составляет 2,5 м. Также непотопляемость лодки обеспечена благодаря герметичному отсеку. Объем носового отсека составляет 200 литров. Уюта и комфорта додают пара двухместных сидений с мягкой обшивкой (размером 2,1×1,15 м). Для хранения небольших предметов, имеется багажник в носовом отсеке. Основу защиты кокпита составляет ветровое стекло. Как уже было сказано, корпус мотолодки клепанной конструкции. Материалом изготовления послужил дюралюминий, толщина которого 1,5 мм-2 мм. Все швы герметичны, благодаря обработке тиоколовой лентой. Существует два варианта мотолодки. Первая изготавливалась в г. Новосибирск и отмечалась плавным форштевнем. Вторая же была изготовлена в г. Горький (с крутым форштевнем). Большинство мнений сходилось на том, что мотолодки ЗИЧ (г.

Новосибирск) были более удачными.

Видео

Характеристики лодки «Обь-1» | Лодка 44

Оплачивайте как вам удобно

Можно ли оплатить заказ наложенным платежом?

Да, оплата наложенным платежом при получении возможна при доставке Почтой России и транспортной компанией DPD. Необходимо учитывать, что используя оплату наложенным платежом, общая стоимость заказа будет выше, чем при иных способах оплаты.

Почему при оплате наложенным платежом общая стоимость заказа получается выше? При оплате заказа наложенным платежом его стоимость складывается из:
  • стоимости товара
  • действующего тарифа почты России или компании DPD
  • страхового сбора за пересылку товара с объявленной ценностью
  • сбора за нестандартные габариты (в случае необходимости)
  • комиссии за перевод денежных средств (3-5%)
Поэтому стоимость вашего заказа будет выше, чем при 100% предоплате.
Какими способами можно оплатить заказ?

Вы можете оплатить заказ любым удобным для вас способом: наличными при самовывозе или при получении на Почте, пластиковыми картами Visa/Mastercard, по квитанции Сбербанка, а также с помощью электронных кошельков Яндекс.Деньги, RBK.Money, системы денежных переводов CONTACT, и в салонах Связной и Евросеть.

Какими транспортными компаниями можно доставляете?

Отправка товаров осуществляется следующими транспортными компаниями:: Автотрейдинг (сайт: www.autotrading.ru), Желдорэкспедиция (сайт: www.jde.ru), DPD (сайт: www.dpd.ru), ПЭК (сайт: www.pecom.ru), Деловые линии (сайт: www.dellin.ru).

Список городов, в которые отправляются заказы транспортными компаниями, ограничен. С ценами и условиями доставки транспортных компаний Вы можете ознакомиться непосредственно на сайтах компаний или при оформлении заказа в корзине.

Доставка заказа транспортной компанией производится после поступления денежных средств в 100% размере. При доставке компанией DPD возможен вариант оплаты наложенным платежом.

Доставка до транспортной компании по г. Костроме производится бесплатно.

Гарантии и возврат

Вы можете вернуть любой наш товар в течение 2 недель с момента получения без объяснения причин.

Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

В течение двух недель после покупки у Вас есть возможность вернуть заказ, а также мы даем 1 год гарантии на все наши тенты.

Моторная лодка Обь, характеристики и особенности

В СССР производилось немало моторных лодок, но туристам и рыбакам больше всего полюбилась «Обь». Ее начали производить в 60-х годах, прототипом послужила пластиковая лодка ПК-5. Но «Обь» производилась из дюралюминия.

Выпускам модели занимался новосибирский завод ЗиЧ и предприятие ГАЗИСО в г. Горький. Модели двух заводов отличались – «Обь» производства ЗиЧ выпускалась с более плавным и пологим форштевнем и с более удачными обводами, по мнению многих покупателей.

Эти лодки были популярны, пользуются они популярностью и сегодня. Более того, несколько модернизированные Обь-1 и Обь-4 производятся в наше время частными предприятиями.

Всего за историю лодки было разработано ее несколько модификаций – Обь-1, 2, 3, 4, 5 и Обь-М. В зависимости от типа, технические характеристики лодок менялись, но были и схожие черты – глиссирующий корпус, остроскулая форма, закрученное днище (сужающееся возле кормы и высоко поднятое возле транца). К общим чертам относится лобовое стекло особой формы, герметичный отсек для вещей в носовой части, пассажирские сидения в кокпите. Все моторки производились по клепаной технологии, из листов дюралюминия толщиной от 1,5 до 2 мм, с тиоколовыми лентами для герметизации швов.

Обь-1 и Обь-2

Первая модель, завоевавшая большую популярность, благодаря своим техническим и ходовым характеристикам. На нее можно установить мотор мощностью до 30 л.с., вместительность модели – до 4 человек (есть два двухместных сидения). Лодка развивает скорость до 40 км/ч (при мощности двигателя 20 л.с.). Для большей устойчивости предусмотрены бортовые були, длина которых составляет 2,5 м.

Особенности модели Обь-1 и Обь-2:

длина – 4,2 м;

максимальная ширина – 1,45 м;

высота борта в миделе – 0,55 м;

полный вес – 140 кг;

грузоподъемность – до 400 кг.

Что касается второй модели лодки, то ее технические характеристики практически не изменились, и она выпускалась в ограниченном количестве, недолгое время. Изменениям подверглась внутренняя отделка лодки, в сторону большего комфорта. Так, в лодке установлены мягкие сидения, есть тахометр и встроенная помпа, рулевая колонка редукторного типа. Для безопасного хождения в темное время суток встроены габаритные фары. В комплектации шел тент, который можно использовать и в движении. Производитель усилил транец, за счет чего на Обь-2 можно установить мотор мощностью до 40 л.с. Есть АКБ.

Обь-3

Эта модель существенно отличается от первых двух.

Ее модифицировали, ориентируясь на отзывы рыбаков и туристов. В результате модификации лодка получила следующие характеристики:

длина увеличилась до 4,3 м;

максимальная ширина – до 1,56 м;

высота борта осталась прежней, 0,55 м;

увеличился вес до 185 кг.

Максимальная грузоподъемность, вместительность и мощность мотора не изменились. Но вместо дюралюминия Д1 стал использоваться сплав Д16, который обеспечивал большую прочность бортам.

Обь-4

Если предыдущие три модели разрабатывались заводом ЗиЧ, то Обь-4 создали на заводе «Алмаз», тоже в Новосибирске. От предыдущих модификаций лодку отличает высокая грузоподъемность и максимальная скорость, габариты. В народе модель прозвали «Сибирский богатырь», и она полностью оправдывает такое название.

Технические характеристики Обь-4:

длина – 7,2 м;

максимальная ширина – 2 м;

максимальная высота борта – 0,82 м;

вес при полной комплектации – 600 кг;

максимальная грузоподъемность – до 1500 кг;

пассажирская вместимость – до 6 человек;

скорость – до 50 км/ч;

мощность мотора – до 130 л. с.

Благодаря таким характеристикам Обь-4 может использоваться не только на реках, озерах, но и в море. Лодка показывает хорошие ходовые качества даже при волне высотой 1,2 м.

Обь-5

Довольно «молодая» модель, ее выпуск начался в 2000 году. Разработчик и производитель – все тот же новосибирский «Алмаз». Лодка имеет меньше габариты, чем у четвертой модификации, во многом она напоминает Обь-3. Но есть и особенности – передние тримаранные обводы, которые ближе к корме принимают форму «крыло чайки», минимальная килеватость, носовые спонсоны, за счет которых хорошо глушится удары волн. Также, в отличие от третьей модели, лодка вмещает большее количество пассажиров, за счет увеличения габаритов. Таким образом, Обь-5 можно считать гибридом третьей и четвертой модели.

Характеристики лодки следующие Обь-5:

длина – 5,6 м;

максимальная ширина – 1,56 м;

максимальная высота борта – 0,78 м;

вес при полной комплектации – 500 кг;

пассажирская вместимость – до 6 человек;

максимальная скорость – 60 км/ч;

мощность двигателя – до 55 л. с.

За счет характеристик модель Обь-5 может использоваться не только на реках или озерах, но и в море, при соблюдении дистанции в 550 км.

Обь-М

Данную модель стали выпускать взамен Обь-1. Производитель изменил корпус лодки, убрав були, но добавив вторую скулу, увеличив килеватость носовой части. Эти изменения позволили снизить силу ударов волн, но вместе с этим снизились и мореходные качества модели, поэтому Обь-М выпускалась недолго – производитель перешел на выпуск лодки Обь-3.

Технические характеристики Обь-М:

длина – 4,24 м;

максимальная ширина – 1,52 м;

максимальная высота борта – 0,61 м;

вес при полной комплектации – 170 кг;

пассажирская вместимость – до 4 человек;

грузоподъемность – до 400 кг;

мощность мотора – до 30 л.с.;

максимальная скорость – до 36 км/ч.

​​​​​​​

На лодке Обь-М разрешено ходить в максимальном удалении от берега до 3 км, при волнении до 3 баллов.

Обь сегодня

Несмотря на то, что массовое производство лодок уже давно прекращено, они активно эксплуатируются рыбаками и охотниками. Современные технологии позволяют сделать каждую модель более комфортной – за счет установки новых лобовых стекол, более современных моторов, дополнения комплектации тентами или мягкими сидениями. При хорошем тюнинге Обь не уступает современным моделям – это уже не раз доказано на практике. При этом стоимость самой лодки не такая и высокая, как и цена ее ремонта или усовершенствования.

Моторная лодка Обь 3: Технические характеристики, отзывы владельцев

Советская моторная лодка Обь 3 всё еще встречается на отечественных речных и морских водоемах. Ретро-модель привлекает доступностью, прочным советским сплавом, семейной пассажировместимостью, а также возможностью установки мотора средней и высокой мощности. О лодке Обь 3 редко звучат однозначные отзывы. Всё это говорит о том, что у данной модели специфичные рекомендации к использованию, а также район эксплуатации. Клуб серьезных рыбаков Фишер Инфо детально изучит моторную лодку «Обь3», определит условия использования судна для эффективного раскрытия ее технических характеристик, а также определит достоинства и недостатки ретро плавсредства.

Технические характеристики

Моторная лодка Обь 3 техническими характеристиками обязана конструкторам и проектировщикам Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова. Модель выпускалась, как оптимизация предшествующих лодок «Обь» и «Обь-М». По сравнению со своими собратьями у Обь-3 увеличился и стал просторнее кокпит, благодаря чему судно получило возможность подружиться с более мощным двигателем и как следствие продемонстрировать высокую скорость на водоеме. Для 70-х годов прошлого столетия такие показатели считались достаточно убедительными для конкурентоспособности судна.

Габариты

Размеры Обь-3 порадуют любителей передвижения по воде компанией, поскольку длина моторной модели составляет 4300 мм, а ширина – чуть больше полутора тысяч миллиметров. На лодке с комфортом разместятся двое пассажиров с багажом, ручной кладью или сопутствующими рыболовными снастями при заявленной пассажировместимости 4 человека. Таким образом, ретро плавсредство поместит семейную пару с детьми или компаньонов по интересам.

Сколько весит лодка Обь-3? Вес модели составляет 175 кг.

Конструкция и корпус

Относительно корпуса лодки Обь 3 нельзя делать однозначных выводов. С одной стороны, алюминиевое судно, изготовленное из прочных сплавов Д16 и Д1, наделяется высокой износоустойчивостью, а с другой – внушительный вес не дают продемонстрировать модели прыть и маневренность на воде.

Конструкция судна представляет собой прямоугольную форму. Носовая часть слегка закруглена, а дно оборудовано тримаранными обводами, которые изгибаются при переходе в дно кормы.

Все лодочные алюминиевые части соединены между собой при помощи заклепок, а щели для герметизации укомплектованы прокладками из специального водостойкого материала. Внутреннюю часть кокпита, а также ниши под мотор, конструкторы решили обшить более легкими алюминиевыми панелями.

Защита от ветра и встречных брызг при скоростном глиссировании продумана наличием стекла с металлической трубчатой окантовкой, плавно переходящей в бортовые поручни для пассажиров. С завода модель комплектовалась тентом легкой металлической трубчатой конструкции.

Мореходность

Алюминиевая лодка Обь-3 демонстрирует неплохие мореходные качества. По большой части, в этом заслуга спонсонов и тримаранных обводов. Первые поглощают носовые волны, преобразуя их в собственную подъемную силу, и создавая воздушный балласт для днища лодки. Вторые – помогают пройти волну на высокой скорости, улучшая равновесие кокпита. Два редана, продольно проложенных по дну судна, позволяют лучше скользить по водной поверхности и наделяют основание добавочной жесткостью и упругостью.

Наверное, стоит отметить и носовые шлангоуты, которые выполняют пусть и незначительную роль киля для плавного движения и подъема на встречную волну. Плавучесть судна достигается специальными блоками, заложенными в днище и борт.

Алюминиевое судно хорошо проходит мелководье и при разумном подходе комфортно чувствует себя на морских волнах.

Мотор

Для ретро модели рекомендуется двигатель, мощностью до 30 лошадиных сил. Укомплектованная Обь 3 развивает под таким силовым агрегатом среднюю скорость 40 км/ч. Чаще всего показатель скорости зависит от мест эксплуатации лодки под мотором. Также не стоит забывать тот факт, что двигатель, какой бы мощности ни был, раскроет свои тяговые характеристики в полную силу при правильной регулировке угла дифферента относительно транца и самого судна. Всё это достигается опытным путем.

Комплектация

Моторная алюминиевая лодка Обь 3 в первоначальной заводской комплектации поставляется, оборудованной:

  • четырьмя раскладными креслами с мягкими накладками;
  • машинкой дистанционного управления «газ-реверс»;
  • рулевым дистанционным управлением;
  • ветровым палубным стеклом;
  • алюминиевыми бортовыми страховочными поручнями;
  • носовой нишей с откидной крышкой;
  • кормовым коробом с люками;
  • деревянным реечным пайолом;
  • двумя швартовочными утками;
  • тремя транспортировочными рым-ручками;
  • ходовыми фарами;
  • черпаком;
  • спасательным линем;
  • швартовным концом;
  • парой весел;
  • заводской медаптечкой.

Преимущества

Лодка Обь-3 обладает следующим набором преимуществ:

  • просторные габариты;
  • достойные ходовые качества;
  • прочный корпус;
  • высокая мореходность;
  • возможность установки мощного мотора;
  • комфортная комплектация кокпита.

Недостатки

Перечень недостатков и минусов лодки Обь 3:

  • малая высота борта;
  • невозможность применять легкие экономичные моторы;
  • сложная комплектация;
  • затратный тюнинг;
  • привередливая эксплуатация.

Отзывы владельцев

Лодка Обь 3 собрала следующие отзывы владельцев:

1.

2.

3.

4.

5.

Тюнинг

Предлагаем варианты тюнинга лодки Обь 3 в фото:

Видео обзор

На видео показан обзор лодки Обь 3, рассмотрены плюсы и минусы модели.

 

Обь. Лодки с жестким корпусом, сделанные в СССР — Жесткий корпус

Мотолодка «Обь»

Основные данные: «Обь»
Длина наибольшая, м — 4.20
Ширина наибольшая, м -1.45
Высота борта на миделе, м — 0.55
Угол килеватости днища на транце — 4°
Масса с оборудованием и снабжением, кг — 140
Грузоподъемность, кг — 400
Пассажировместимость, чел. — 4
Допустимая мощность ПМ, л.с. — 25 (30)
Скорость под мотором: «Вихрь» (20 л.с.)
с полной нагрузкой, км/ч — 34
максимальная, км/ч — 40

 
Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.
  «Обь» имеет остроскулыи плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей — 65 л, носового отсека — 200 л.

Теоретический корпус мотолодки «Обь»
 
  В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша.
  Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5~2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.
  Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».
 
 
Мой комплект:
Лодка: «Обь» (1973 г.в.)
ПЛМ: «Нептун-23» (22 л.с., 1981 г.в.)


Транспортирую на прицепе для легкого автомобиля, немного доработанного под эти цели. 
Основная цель использования комплекта, это рыбалка «выходного дня» на 2-3 человек, иногда просто вечерком прокатиться с семьей по реке, искупаться в какой-нибудь заводи, полежать на песочке. 
Из плюсов: Относительно небольшая по габаритам лодка, в одного могу с прицепа спустить и поднять. Хорошо бегает по волнам (невысоким). Достаточно управляемая. Легко выходит на глис. 
 
Из минусов: На троих с вещами уже маловато места. Когда один в лодке, приходится садиться в центр (в мыслях перестановка руля на правый борт, говорят помогает). Слегка неудобная корма для использования с мотора на румпеле (но и не планирую).

Прикрепленные изображения

V. 7.1.Лидер малого отечественного судостроения — История промышленности Новосибирска

Материал из История промышленности Новосибирски

В 1958 году закончилось заполнение Обского водохранилища (Обского моря), и столица Сибири, привольно раскинувшаяся на берегах великой сибирской реки, стала приморским городом. У новосибирцев впервые появилась возможность на просторах Обского моря совершать увлекательные туристические лодочные походы, заниматься водно-моторным и парусным спортом.

После окончания Великой Отечественной войны стране уже не требовалось большого количества самолетов. Резко сократились правительственные заказы заводам на их изготовление. В результате освободились большие производственные мощности. Квалифицированные рабочие кадры остались без работы. В поисках выхода из сложившейся ситуации часть самолетостроительной промышленности страны переключилась на изготовление дюралюминиевых лодок и моторов к ним. Технология изготовления клепаных корпусов лодок ничем не отличалась от технологии создания фюзеляжей боевых самолетов, и, следовательно, затраты по реконверсии самолетостроительных заводов были минимальны. Учитывая огромный спрос населения в те времена на лодочную продукцию, у авиазаводов страны появилась перспектива создания массового производства лодок для народного потребления и, следовательно, сохранения на рабочих местах квалифицированной рабочей силы.

Таковы общие предпосылки создания индустрии лодочного судостроения в стране и, в частности в Новосибирске, где первопроходцем в этом виде производства стал авиазавод имени В.П.Чкалова. Шли годы, и в Новосибирске возникли и другие судостроительные фирмы, удовлетворяющие спрос сибирского населения не только на алюминиевые лодки, но и на комфортабельные пластмассовые катера, надувные парусные и моторные лодки из специальных тканей.

В Новосибирске в настоящее время серийным производством маломерных судов (мотолодки, надувные лодки и катера) занимаются три предприятия: завод «Алмаз» НАПО им. В.П.Чкалова, ОАО «Катерус» (бывший «Метацентр») и ЗАО «Кулик». Общее производство этих предприятий составляет примерно 350 лодок всех типов и модификаций в год при использовании имеющихся производственных мощностей не более чем на 15 процентов. За 1967—2004 годы со стапелей и конвейеров лодочных производителей Новосибирска сошло 179 960 судов.

2

В 1966 году инициативная группа инженерно-технических работников авиазавода им. В.П.Чкалова (далее — ЗИЧ) во главе с лидером — начальником отдела технического контроля завода А.Н. Осокиным обратилась к администрации завода с предложением организовать производство корпусов дюралевых моторных лодок в числе производимых товаров народного потребления (ТНП) и получила одобрение и поддержку директора Г.А. Ванага

В этом же году в конструкторском бюро завода разработали проекты корпусов двух дюралюминиевых клепаных прогулочно-туристических мотолодок, которые по имени рек, на которых расположен Новосибирск, получили названия «Обь» и «Иня». В этом же году завод изготовил опытные образцы этих лодок.

В начале первого квартала 1967 года корпуса мотолодок «Обь» и «Иня» выставили в холле магазина спортивных товаров на проспекте Дзержинского, 35. К каждой лодке прилагалась книга отзывов, с целью изучения общественного мнения и определения спроса потребителей. Обе лодки предназначались для эксплуатации под моторами «Ветерок», «Москва» и «Вихрь», являлись судами 4-метрового класса с пассажировместимостью четыре человека. Лодки оборудованы ветровыми стеклами, герметичными отсеками непотопляемости и дистанционным управлением судном и мотором. На «Оби» два герметичных дополнительных отсека расположены в бортовых булях. Скорость лодок с полной нагрузкой — 30 км/ч. Красивая современная архитектура хорошо сочетается с технологичной конструкцией корпуса. В результате трехмесячного экспонирования этих лодок и последующего изучения прилагаемых к ним книг отзывов выяснилось, что более 400 потребителей готовы купить мотолодку «Обь» прямо сейчас, немедленно, примерно столько же высказались за организацию производства лодки «Обь» на заводе им. Чкалова. Лодка «Иня» такого успеха не имела. Летом прошли ходовые испытания этих лодок на Обском море, где «Иня» показала недостаточную мореходность и в производство не пошла.

Началась технологическая подготовка серийного производства корпуса мотолодки «Обь-1». В последнем квартале года создали опытную партию этих лодок в количестве 100 штук. Лодки продавались буквально «с колес» и сразу попали в разряд дефицитных товаров. В 1968 году в цехах № 39 и № 42 создали участки для серийного изготовления мотолодки «Обь-1» с годовым планом выпуска 3000 единиц.

В этом же году вышло постановление Совета Министров СССР «Об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению». Правительство определило ведущим предприятием в стране, координирующим выпуск катеров, лодок и моторов, московское Центральное конструкторское бюро «Нептун» (ЦКБ «Нептун»). Это объяснялось тем, что производством катеров, лодок и моторов к ним занималось свыше 20 заводов и судостроительных верфей семи министерств и ведомств. Во исполнение этого постановления СМ СССР завод им. Чкалова начал подготовку к массовому производству мотолодки «Обь».

С 1969 года по инициативе секции малого судостроения научно-технического общества судостроительной промышленности имени академика А. Н. Крылова и издаваемого им научно-популярного журнала «Катера и яхты» начала проводиться ежегодная техническая конференция разработчиков, производителей, дилеров и потребителей изделий техники малого судостроения (судов и моторов народного потребления). По замыслу организаторов, конференциям должны предшествовать технические выставки серийно изготовляемых и экспериментальных судов и моторов к ним с последующими соревнованиями этой техники под девизом: «Техника проверяется в гонках!». Это предложение поддержали Госплан СССР, Федерация водно-моторного спорта, ЦКБ «Нептун».

В 1969 году на заводе им. Чкалова началась подготовка к массовому производству мотолодок «Обь-1». Конструкторы и технологи изучили опыт работы по организации поточного производства на Казанском, Куйбышевском и Горьковском авиазаводах по производству корпусов мотолодок. По результатам этой работы и с учетом предложений потребителей разрабатывалось техническое задание на проектирование нового варианта усовершенствованной моторной лодки «Обь-М». Для серийного изготовления утвердили ТУ на дистанционное управление подвесным лодочным мотором, применительно к «Вихрю-25» и «Вихрю-30». С этого года мотолодка «Обь-1» стала выпускаться с дистанционным управлением лодочным мотором, что улучшало ее конкурентоспособность. До этого все отечественные лодки данного класса выпускались без дистанционного управления мотором.

Мотолодка «Обь-М»

За создание и внедрение в серийное производство промышленного образца мотолодки «Обь-1» группа работников завода в составе А.П. Осокина, А.П. Швырева, Н.Г. Карнаухова, М.Г. Антонова, В.А. Гайнанова, П.С. Букеина, Б.В. Громова, М.И. Бояркина, Б.М. Мжельского и Г.М. Белоусовой получила вознаграждение. Это изделие впервые в истории завода было защищено свидетельством на промышленный образец и зарегистрировано товарным знаком. Таким образом, лодка «Обь-1» получила полную патентную защиту

В 1969 году ЦКБ «Нептун» организовало испытательный марафонский пробег Астрахань — Москва. От каждого производителя моторных лодок в стране участвовали два судна. Две лодки «Обь-1» без каких-либо поломок прошли всю дистанцию длиной 3200 км. В отчете о результатах этого пробега отмечены высокие мореходные качества новосибирского изделия: даже на предельном для этого типа лодок волнении в три балла ее совершенно не забрызгивало на любом курсе относительно бега волны.

В 1970 году на заводе создали команду спортсменов для участия в гонках, предшествовавших ежегодно проводимой технической конференции. Эта команда успешно выступила и заняла второе место среди четырнадцати команд, причем семь из них выступали на мотолодках «Обь-1». На технической конференции, прошедшей в том же году в г. Бирштонасе в Латвии, завод наградили памятным призом «За самую массовую и конкурентоспособную лодку в стране», — завод стал официально признанным лидером по производству моторных лодок, вышел на режим массового производства и стабильно выдавал более 3500 единиц в год. В этом большая заслуга А.П. Швырева, главного конструктора по ТНП и в дальнейшем заместителя главного технолога по производству ТНП, который с 1966 года до ухода с завода на заслуженный отдых в течение 25 лет бессменно руководил организацией процесса по созданию лодок. За свой творческий вклад А.П. Швырев награжден орденом «Знак Почета», ему в 1981 году присвоено звание лауреата премии Совета Министров СССР за разработку комплексной системы ускорения технической подготовки производства.

За качество, конкурентоспособность и массовость лодочной продукции

В 1971—1974 годах завод увеличил выпуск лодочной продукции, повысил ее качество. К концу 1974 года ежегодное количество выпускаемых лодок достигло 7500 единиц. Завод экспонировал лодки «Охотничьи» и «Обь-1» на международных и всесоюзных выставках и ярмарках, где эта продукция всегда пользовалась спросом. На Всесоюзной технической конференции заводов-производителей в Новгороде в 1974 г. завод удостоился приза «За массовую лодку». Одновременно конструкторско-техническое бюро ТНП занималось созданием следующего опытного образца мотолодки семейства «Обь» совместно с ЦАГИ.

В 1972 г. был создан опытный более комфортабельный образец мотолодки, получивший название «Обь-М», под лодочный мотор «Вихрь-30». При разработке проекта учитывались все замечания и предложения гонщиков-испытателей и потребителей лодки «Обь-1». Они и подсказывали главное направление работ при проектировании. В частности, первоочередное внимание уделялось устранению таких недостатков, как отсутствие багажника (если не считать шкафчика в передней панели) и отсека для хранения баков с горючим, невозможность использования всей площади кокпита, поскольку сидения делались не съемными и не раскладывающимися в спальные места, отсутствовал тент и т. д. «Обь-М» оказалась свободна от этих недостатков. Ее сделали на 130 мм шире, что позволило увеличить кокпит и улучшить выход лодки на глиссирование. Также увеличивалась килеватость днища, что улучшало мореходные качества. В носу лодки появились большой багажник, вторая скула, заменившая були, в результате скоса в верхней части борта. Притупленная в носу палуба и высокое «граненое» ветровое стекло делали более строгим и современным общий вид лодки.

Вместо герметичных объемов плавучести использовались пенопластовые блоки, расположенные вдоль бортов. В корме выгородили дополнительный багажный отсек, рассчитанный на размещение штатного бензобака и четырех 10-литровых канистр. Лодка имела четыре мягких раскладывающихся регулируемых кресла. На утолщенном ветровом стекле появилась для усиления прочности окантовка, которая с комингсом кокпита и установленными на них небольших крючках надежно и плотно крепила к корпусу тент. При подготовке производства ставилась задача улучшения технологичности конструкции. Был разработан техпроцесс сборки и соединения деталей из дюралюминиевых листов Д-16 заклепками из легкого сплава с применением уплотняющей тиоколовой ленты. Технологический процесс изготовления этой лодки совершенствовался на всех этапах производства. Специалисты разработали и изготовили высокопроизводительную оснастку, обеспечивающую высокую точность и взаимозаменяемость деталей. На заводе изготовили оригинальные штампы, позволяющие получать сложные по форме крупные детали обшивки, которые вырубались без припусков в номинальный размер, что исключало их обрезку после формирования. Уменьшилось число деталей. Отказ от наклонных булей позволил значительно уменьшить количество соединяемых деталей, упростил сборочные работы, снизил трудоемкость и повысил качество изготовления.

В 1974 году завод получил свидетельство на промышленный образец № 3981, авторами которого явились создатели мотолодки «Обь-М»: В.С. Слуев, Г.А. Ванаг, А.П. Швырев, В.А. Гайнанов, В.Г. Карнаухов, Ф.М. Ячменев, Г.М. Белоусова, А.П. Осокин, Я.Р. Балахнин. С конца 1974 года «Обь-М» запустили в массовое производство.

В 1976 г. на заводе принимается решение подготовить к аттестации на государственный Знак качества моторную лодку «Обь-М». Вот как об этом событии писала газета «Вечерний Новосибирск»:

Мотолодка «Обь-2»

«Учитывая возросшие требования потребителей, на ЗИЧ решили разработать и освоить выпуск по существу новой лодки, которая нынче лишь напоминает прототип — «Обь». «Мы поставили задачу не только улучшить все характеристики лодки, но и “уложиться в предложенную цену”», — говорит А.П. Швырев, главный конструктор ТНП. И чкаловцы решили эту задачу. «Обь-М» обладает целым рядом преимуществ, обводы ее выполнены с учетом результатов испытаний в бассейне ЦАГИ, улучшены ее мореходные качества, она стала более комфортабельной, снабжается тентом.

Предшествовала же этому долгая, кропотливая работа. В создании новой «Оби» участвовал большой коллектив конструкторско-технологического бюро (КТБ) ТНП. На заводе были проведены сложнейшие работы, решены труднейшие технологические проблемы, связанные со сложной штамповкой больших площадей заготовок, конфигурации которых предварительно задавались на станках с программным управлением.

С начальником КТБ Н.В. Смоляницким идем по цехам завода, где ведется заготовка деталей будущей лодки. Среди тех, кто осваивал новую лодку и кто сейчас выдает рекордную выработку, В.А. Сусуев и И.С. Дробышев. Вот они тщательно укладывают заготовку скулы — самой сложной и ответственной детали. Нажатие на кнопку — и белый лист металла, словно тонкая бумага, точно облегает штамп…

Сборка — венец производства. На участке весь процесс, как на ладони. Мастер В.И. Пинский руководит узловой сборкой. Его рабочие М. Стеклецова, М. Командирова колдуют над передними панелями, прикладами ветрового стекла, Г. Иванова и Г. Герасимова ведут клепку днища, а слесари В. Долгун, М. Иванов и В. Коптик отделения мастера М.Т.Серегина завершают сборку».

22 июня на завод пришло письмо из Всесоюзного НИИ технической эстетики: «Считаем возможным рекомендовать лодку моторную «Обь-М» к аттестации на высшую категорию качества». Лодка успешно прошла аттестацию, ее массовое производство достигло 5000 штук в год и стабильно удерживалось в дальнейшем на этом уровне.

В 1977 году завод им. Чкалова стал победителем всесоюзного конкурса среди предприятий СССР — производителей лодочной продукции на очередной Всесоюзной технической конференции в г. Лиепае, ему присвоили звание «Победитель всесоюзного конкурса качества в лодочной продукции».

В 1978 году в 110-километровой гонке на Балтийском море приняла участие новая экспериментальная лодка «Обь-2». На прямой она заметно опережала «Обь-М». Начальник КТБ ТНП Н.Б. Смоляницкий подтвердил наблюдения зрителей гонок: «Новая модель не имеет второй скулы, на волне не замывается, как «Обь-М», поэтому и ход повыше». У «Оби-2» высота борта в корме стала выше, ширина кокпита также увеличилась. Изменилась форма ветрового стекла — его окантовка стала трубчатой, переходя по бортам лодки в поручень. Изменились форма и крепление тента, стойки делались сдвигающимися по борту, что обеспечивало регулирование тента по высоте. Дно под моторным кормовым рецессом сделали съемным, что позволяло снятый с лодки подвесной мотор со штатным бачком укладывать и закрывать в кормовом отсеке. Эта модель («Обь-2») стала и более технологичной. Она отлично выдержала испытания на море, пройдя в лидерах всю дистанцию, и закончила эту гонку вместе с лодкой «Обь-М», занявшей третье место, но как, экспериментальная, а не серийная лодка, зачета не получила.

В 1979 году началось проектирование следующей лодки — «Обь-3». Инициатором ее создания стал водитель-испытатель лодок и тренер-механик, мастер спорта А.М. Бобров. Как это происходило, вспоминает А.М. Бобров: «В июне 1979 года я с заводской командой прибыл на соревнования на приз журнала «Катера и яхты» в г. Лиепаю. Команда выступала на двух лодках: «Обь-М» и «Обь-2». Обе показали неплохой результат — 3-е место. На выставке лодочной техники мое внимание привлекла экспериментальная лодка «Гамма» с тримаранными обводами, имеющая на днище два туннеля с лыжей посередине. На воде она под «Вихрем-50» временами превышала скорость 50 км, но, выходя на режим глиссирования и скользя на лыже, начинала «дельфинировать» и быстро теряла скорость, брызгообразование ее корпуса было минимальным. Исходя из своего многолетнего опыта, поразмышляв, я понял, что причиной срыва с режима и потери скорости является лыжа. Если лыжу убрать, — думал я, — то лодка наверняка перестанет «дельфинировать» на большой скорости, а ее гидродинамические качества немного улучшатся. Перед технической конференцией я поделился своими соображениями с представителем ЗИЧ Смоляницким Н.Б. Николай Бениаминович тоже наблюдал за поведением этой лодки и одобрил мою идею.

Мы расспросили гонщиков этой лодки. В результате выяснилось, что конфигурацию обводов разрабатывало ЦНИИ имени академика Н.И.Крылова. Энергичный Смоляницкий в кулуарах технической конференции разыскал представителя ЦНИИ им. Крылова. В результате был здесь же составлен договор о намерениях для разработки и создания тримаранных обводов для следующей мотолодки «Обь» с профилями «крыла чайки», но без центральной лыжи».

Вскоре завод заключил договор с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и ЦНИИ «ЛОТ» Министерства судостроительной промышленности. Создание проекта мотолодки «Обь-3» длилось два года, у нее появились на днище тримаранные обводы. В проект вошли все оправдавшие себя конструкторские и технологические решения лодок-прототипов. 1 июня 1982 года завод подал заявку на промышленный образец мотолодки и получил свидетельство. Создателями опытного образца «Оби-3» были Н.И. Бобрицкий, Н.Б. Смоляницкий, Л.Г. Махринский, А.П. Галынский, Ф.М. Ячменев, В.С. Мохов, Н.И. Червяев.

В 1982 году завод представил на испытания в гонках в Нарве на приз журнала «Катера и яхты» экспериментальную мотолодку «Обь-3». На этом испытательном полигоне лодка показала хорошие результаты по мореходности. Она имела удобный кокпит, четыре мягких раскладывающихся сидения, четыре удобных багажника и отличный дизайн, сочетающийся с высоким качеством изготовления. На технической конференции завод за создание мотолодки «Обь-3» наградили дипломом первой степени, а в 1983 году «Обь-3» (промышленный образец) стала победителем Всесоюзного конкурса качества прогулочных судов и удостоилась диплома первой степени.

В 1985 году конструктор И.М. Волков создал вариант «Оби-3К» на подводных крыльях. Эта лодка с носовым убирающимся крылом в 100-километровой гонке при метровой волне показала среднюю скорость 56 км/ч и за свои скоростные качества и мореходность была награждена специальным поощрительным призом.

В 1986 году на заводе создали лодку «Обь-3-спорт», предназначенную для участия в спортивных гонках в классах судов народного потребления. Эта лодка, имея большие скоростные возможности и высокую статическую и динамическую остойчивость, получила более высокие борта. У нее появился прочный транец под установку двух лодочных моторов «Вихрь-30». За ненадобностью в корме убрали бортовые багажники. Для улучшения обтекаемости корпуса ветровому стеклу придали больший наклон, а обшивку днища для улучшения стартовых характеристик выпустили за кормовой срез. В маршрутной гонке на 100 км на р. Нарове на приз журнала «Катера и яхты» в 1986 году заводской экипаж в составе А. Боброва и Ю. Панина показал среднюю скорость свыше 60 км/ч и завоевал приз, а завод наградили дипломом «За создание экспериментальной мотолодки «Обь-3-спорт».

Мотолодка «Обь-3K» на подводных крыльях

В 1987 г. на заводе создали очередную модификацию моторной лодки «Обь-3Р» — рабочую лодку-платформу. В «Оби-3Р» место водителя расположено в корме, под ним находится пульт управления. В ненастную погоду груз или пассажиров от ветра и брызг защищает ходовой тент. Скорость судна на гонках с полной нагрузкой (450 кг) — 35 км/ч. С экипажем из двух человек — 52 км/ч. Эта первая хозяйственная лодка, созданная заводом, привлекла большое внимание потребителей. Завод изготовил большую опытную партию таких лодок.

Одновременно в КТБ ТНП конструктором Е.А. Сенцовым разработан проект разборной 3,5-метровой гребной металлической одноместной лодки, получившей название «Иня». За прототип взяли «обласок» — сибирскую деревянную долбленую лодку промысловиков-охотников. Лодка легко собиралась из двух единообразных половин 11-ю болтами, через резиновую прокладку. Вес этой лодки 36 кг. В разобранном виде она представляла транспортабельный пакет. «Иня» на соревнованиях гребных лодок на приз «Катеров и яхт» заняла первое место в своем классе, и завод наградили призом «Золотые весла». Однако даже после такого удачного дебюта путь на конвейер оказался непростым. Опытная партия состояла всего из пяти лодок.

В 1988 г. завод по просьбе сибирского рыболовного госхоза «Таежный» разработал и запустил в серийное производство гребно-моторную лодку «Сибирячка». Установочную партию в количестве 65 лодок закупил госхоз.

Эта универсальная гребно-моторная металлическая алюминиевая клепаная лодка рассчитана под моторы «Ветерок» 8 л.с. и 12 л.с. и при габаритах 4,3 х 1,3 х 0,6 м вместе со снаряжением весит 85 кг. Корпус имеет остроскуловые развертывающиеся на плоскость обводы, поэтому при серийном производстве не требуются дорогостоящие штампы. Поперечную жесткость корпусу обеспечивают сидения-банки, на которых могут разместиться три человека. При полной нагрузке лодка под мотором показала скорость 28 км/ч. В условиях серийного производства при невысокой стоимости эта лодка нашла много потребителей: рыбаков, охотников, бакенщиков и др., приобреталась большими партиями для санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и станций проката.

В том же 1988 году вся изготовляемая заводом гамма лодок («Охотничья», модификации «Оби», «Иня» и «Сибирячка») экспонировались на Всесоюзной оптовой ярмарке в Москве и на Всесоюзном смотре-соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты» в г. Нарве. Все экспонируемые серийные лодки имели сертификаты высшей категории качества. Эти рекламные мероприятия позволили существенно увеличить спрос потребителей и, соответственно, производство лодочной продукции завода. В 1988 году завод наградили Почетной грамотой журнала «Катера и яхты» «За создание семейства моторных лодок».

В новых экономических условиях

В 1989-м—1990-е годы переход к рыночным отношениям в экономике потребовал провести структурную реорганизацию для повышения конкурентоспособности продукции завода. Авиационный завод им. В.П. Чкалова преобразовался в Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО). В его составе появился завод «Алмаз» по производству ТНП и лодочной продукции, изготовлением которой занимается около 250 человек. Завод «Алмаз» возглавил опытный кадровый руководитель — Валентин Иванович Томилов. За время его руководства произошли существенные изменения в коллективе. Часть сотрудников ушла на заслуженный отдых. Пришли молодые энергичные специалисты, как правило, знающие основы рыночной экономики. Удачная кадровая политика администраций НАПО и завода позволила сформировать коллектив специалистов, который хорошо адаптировался к новым условиям хозяйствования. Была разработана общая концепция производства и сбыта лодочной продукции. В соответствии с ней «Алмаз» провел конъюнктурно-информационные исследования с целью выявления потребностей сибирского и дальневосточного рынков страны. В результате появился перспективный модельный ряд проектируемых и выпускаемых лодок. Реализация этой технической политики началась с модернизации популярной мотолодки «Обь-3».

В 1991 г. завод «Алмаз» участвовал в международной выставке «Бот-шоу-91» в Москве, где экспонировал пять типов выпускаемых лодок: «Обь-3», «Обь-3К», «Сибирячка», «Охотничья» и «Иня». Широко известная и хорошо себя зарекомендовавшая в России и СНГ лодочная продукция завода привлекла внимание иностранных фирм, что позволило заключить контракты о поставке в Италию и Китай лодок «Охотничья» и «Сибирячка», подписать договор о намерениях с финской фирмой о поставке мотолодок «Обь-3» в случае доработки ее габаритов до размеров, требуемых международными европейскими нормами.

В том же году завод «Алмаз» провел модернизацию мотолодки «Обь-3», на которой за счет создания рецерса кокпита увеличилась высота борта на 140 мм, а также размеры ветрового стекла. Существенно улучшился дизайн кокпита. Лодка получила законченный элегантный вид и новый индекс «Обь-3.1», стала соответствовать требованиям международных стандартов и успешно экспортироваться за границу.

В 1996 г. после резкого спада спроса потребителей на лодочную продукцию завод за год выпустил всего 58 единиц мотолодки «Обь-3.1» и избежал банкротства лишь благодаря форсированию производства ТНП (санки, палатки и пр.). Тогда же группа предпринимателей из северных и таежных районов Сибири обратилась с просьбой создать лодку хорошей грузоподъемности для эксплуатации на мелких, засоренных и порожистых реках с бурным течением и гарантировала предоплату всех расходов.

В 1998 г. группа конструкторов и технологов КТБ завода во главе с автором проекта Н.П. Кошмелевым создала надежную многоцелевую дюралюминиевую лодку, которая может использоваться как хозяйственно-промысловая, почтовая, прогулочно-туристская, патрульная в суровых климатических условиях Сибири. В этой лодке использован опыт, накопленный конструкторами завода за тридцатилетнюю деятельность по изготовлению лодок семейства «Обь», а также учтены требования и пожелания заказчика. Лодку можно использовать под любым двигателем мощностью до 130 л.с. В конструкции лодки предусмотрены выносной подмоторный транец и сменная панель приборов управления. При габаритах 7,2 х 2,0 х 1,4 и массе 600 кг лодка имеет грузоподъемность 1,2 тонны. Крейсерская скорость лодки 40—45 км/ч. Удлиненный корпус имеет остроскуловые глиссирующие обводы, они плавно переходят в обводы катамаранного типа. Такие обводы разработчики окрестили «комби-универсал». Они улучшают гидродинамические качества лодки, повышают устойчивость на курсе и создают за счет вертикальных стенок туннеля дополнительную прочность корпусу. Лодка, получившая название «Обь-4», спроектирована в двух вариантах: грузопассажирский и пассажирский. Причем пассажирский вариант разработан по просьбе заказчика и в северном, утепленном исполнении. После проведения заводских всесторонних испытаний головного образца «Обь-4» запущена в серийное производство. Она быстро завоевала симпатии потребителей: охотников, промысловиков и предпринимателей в Сибири. За свою большую грузоподъемность она получила название «Богатырь».

В новый век с новыми достижениями

В 2000 г. произошло частичное обновление и модернизация серийной продукции модельного ряда лодок «Сибирячка». Так, на лодке «Сибирячка» появились дуги и тент, входящие в комплект поставки. На смену «Сибирячке» начали разрабатывать проекты картоп лодок: «Сибирячка-мини-1» — длиной 2,6 м, «Сибирячка-мини-2» — длиной 3,4 м, «Сибирячка-мини-3» — «Обласок» — складная двухместная лодка длиной 3,6 м и весом 36 кг, под мотором 5 л.с.

Гребная складная лодка «Охотничья»

Завод «Алмаз» продолжил разработку мероприятий по улучшению качества лодок с целью создания конкурентоспособной продукции — как сегодняшней, так и на перспективу. Были сформулированы технические требования, которым должна отвечать любая разрабатываемая моторная лодка. Она должна быть многофункциональной и надежной, со сроком службы не менее 7—10 лет. С одной стороны, может свободно плавать по засоренным рекам при глубинах менее полуметра, с другой — по большим рекам при высоте волны до 0,7 метра. Надежно защищая экипаж от сильного ветра, брызг, дождя и снега, требовалось одновременно обеспечить хорошую обзорность места водителя. Двигатель и движитель такой лодки должны обеспечивать безотказный запуск и работу в интервале температур от -30С до + 400С и движение со скоростью порядка 60 км/ч при автономном плавании порядка 300—400 км. Оговаривалось, что двигатель должен работать на легкодоступном горючем, имеющемся в отдаленных районах Сибири. Проектируемая лодка должна отвечать требованиям действующих норм экологической безопасности по уровню шума и загрязнения окружающей среды.

Денег на проведение широкомасштабных проектно-конструкторских и тем более экспериментальных работ завод «Алмаз» не имел. Но творческий коллектив не опустил руки. Изыскивались малейшие возможности для организации работ по созданию следующей, отвечающей перечисленным требованиям образца, моторной лодки — «Обь-5». Создали специальную группа под руководством директора В.И. Томилова. В нее вошли главный инженер завода М.А. Багаудинов, начальник сборочного цеха Б.Е. Коняев, начальник производства С.Н. Панасенко и конструктор-кораблестроитель В.В. Бражин. Эта группа сумела разработать несколько проектов мотолодок, но ни один из них не обеспечивал всю гамму упомянутых требований. Помог случай.

Соблюдая 30-летнюю традицию, завод поддерживал связи с владельцами мотолодок семейства «Обь», при возможности используя их пожелания и советы. В начале 2000 года на завод поступил запрос из Красноярска. А.И. Ковалев — владелец «Обь-3» — сообщал, что его не устраивает подвесной мотор, он приобрел автомобильный двигатель «ВАЗ» и подходящий для него водомет, но теперь дело за корпусом. В письме содержалась просьба изготовить на базе «Обь-3.1» удлиненный на 0,8 м усиленный корпус и смонтировать на нем стационарный мотор с водометом. При этом заказчик обещал оплатить все расходы по созданию необходимой ему лодки. К началу навигации катер с автомобильным двигателем и водометом был готов. На ходовых испытаниях при хорошей мореходности скорость «Обь-5» достигла расчетной. Но инициативная группа не считала дело законченным. На завод поступила информация о выпуске дизелей для автомобилей «Жигули» в Барнауле на заводе АО «Барнаултрансмаш». Барнаульцы со вниманием отнеслись к идее установки их дизелей на лодках «Алмаза». Завод получил дизельный мотор. В конце навигации 2000 года новая лодка «Обь-5» показала на испытаниях скорость порядка 60 км/ч. Вскоре «Обь-5» сертифицировали и с конца 2000 г. начали производить серийно на базе удлиненного и усиленного корпуса мотолодки «Обь-3.1». Эта лодка выпускается заводом в двух вариантах: собственно «Обь-5» и укороченном, длиной 4 метра — «Обь-5-патруль». Она пользуется спросом у рыбнадзора, ГИМСа, речной милиции и успешно эксплуатируется не только на реках и озерах, но и в Черном и Каспийском морях.

В 2003 г., как показали маркетинговые исследования, обозначился контингент потребителей, желающих приобрести надежные, быстроходные, достаточно комфортабельные и недорогие катера для семейного отдыха и туризма. Для удовлетворения потребностей этих заказчиков завод модернизировал мотолодку «Обь-4», несколько изменив конфигурацию обводов днища в транцевой части для установки двух движительных водометных дизельных установок. Изменилась архитектура надстройки корпуса. Компоновка стала традиционной для «дейкрейсеров» — (катеров для семейных водных путешествий): двухметровая каюта смещена к носу. В центре предусмотрены места для водителя и штурмана (капитана), они традиционно приподняты и защищены ветровым стеклом. За ними просторный кокпит с мягкими диванами вдоль бортов. Жесткие, прочные и ровные крышки над моторным отсеком образуют площадку, покрытую специальным матом, — солярий, что создает дополнительные удобства и существенно снижает уровень шума от работающих моторов. Площадка солярия при необходимости обносится плетеными веревочными релингами вдоль бортов и транца. Широкий транцевый кринолин с откидывающийся лестницей расположен над водометными установками, удобен для рыбалки, купания, а также для посадки и высадки пассажиров.

Этот «дейкрейсер», получивший название «Обь-4-Витязь», замыкает модельный ряд мотолодок «Алмаза». «Витязь» защищен патентами, входит в перечень ста лучших товаров России. Авторами его создания являются В.И. Томилов, М.К. Кузьмин, В.В. Бражин, Н.П. Кошмелев, Б.З. Мальцев. Этот катер в 2004 году награжден золотой медалью Сибирской международной выставки.

За 38 лет своего существования завод им. Чкалова, а позднее завод «Алмаз» изготовил 178 766 лодок, из которых 3927 пошли на экспорт. Конструкторы и технологи завода создали 20 типов проектов гребных, гребно-моторных, моторных лодок и катеров. В серийное производство в различное время пошли 15 проектов, 75 процентов из них аттестованы по высшей категории качества. Завод неоднократно выходил победителем во всесоюзных и российских конкурсах по качеству лодочной продукции, массовости производства. А лодки семейства «Обь» 33 раза становились призерами на различных соревнованиях судов народного потребления.

ХРОНОЛОГИЯ производства лодочной продукции ЗИЧ и НАПО им. В.П. Чкалова

1967 г. Серийное производство гребной лодки «Охотничья» и мотолодки «Обь».


1975 г. Массовое производство мотолодки «Обь-М».


1980 г. Серийное производство мотолодки «Обь-2».


1983 г. Серийное производство мотолодки «Обь-3».


1985 г. Производство мотолодки «Обь-3К».


1986 г. Производство мотолодки «Обь-3С».


1987 г. Производство мотолодки «Обь-3Р».


1989 г. Серийное производство гребно-моторной лодки «Сибирячка».


1995 г. Производство хозяйственной мотолодки «Обь-4-Богатырь».


1998 г. Производство мотолодки «Обь-4», пассажирский вариант.


1999 г. Серийное производство гребных и гребно-моторных лодок — картоп «Сибирячка-мини-1» и «Сибирячка-мини-2».


2000 г. Серийное производство дизельных водометных лодок «Обь-5» и «Обь-5П».


2002 г. Выпуск дейкрейсера «Обь-4-Витязь».


Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Алюминиевые рыболовные лодки TRACKER — Mod V, Deep V и Jon Boats

Ваш дилер:

Вызов
  • Смените дилера
  • Лодки
    • Mod V Лодки

      • БАС-ТРЕКЕР CLASSIC XL
      • ПРО 170
      • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА 175 TF
      • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА 175 TXW
      • PRO КОМАНДА 175 TXW ТУРНИР ED.
      • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА 190 TX
      • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА 190 TX ТУРНИР ED.
      • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА 195 TXW
      • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА 195 TXW ТУРНИР ED.
      Лодки с глубоким V-образным вырезом

      • СУПЕР НАПРАВЛЯЮЩАЯ V-16 T
      • НАПРАВЛЯЮЩАЯ V-16 LAKER DLX T
      • SUPER GUIDE V-16 SC
      • PRO НАПРАВЛЯЮЩАЯ V-16 SC
      • PRO НАПРАВЛЯЮЩАЯ V-16 WT
      • НАПРАВЛЯЮЩАЯ PRO V-165 WT
      • PRO НАПРАВЛЯЮЩАЯ V-175 SC
      • PRO НАПРАВЛЯЮЩАЯ V-175 WT
      • НАПРАВЛЯЮЩАЯ PRO V-175 COMBO
      • ТАРГА V-18 WT
      • ТАРГА V-18 КОМБО
      • ТАРГА V-19 WT
      • TARGA V-19 WT TOURNAMENT ED.
      • ТАРГА V-19 КОМБО
      • TARGA V-19 COMBO TOURNAMENT ED.
      Джон Боутс

      • TOPPER 1236
      • TOPPER 1436
      • TOPPER 1542

Руководство по швартовке лодок — Блог торговца лодками

Итак, вы купили идеальную лодку, теперь где вы собираетесь ее хранить? Многие владельцы предпочитают хранить свои лодки дома на подъездной дорожке, во дворе или в гараже и просто прицеплять их к лодочной рампе каждый раз, когда они выходят.Но для ежедневных яхтсменов может быть лучше оставить лодку на воде, чтобы сделать ее более доступной и быстрой. Конечно, это обычно более дорогой вариант, так как места в причалах и портах могут быстро стать дорогими.

Если вы новичок в катании на лодке и планируете держать лодку на воде, установка надлежащей швартовки для лодки является важным предметом для изучения, чтобы обеспечить безопасную и правильную швартовку лодки. Это может сбить с толку из-за всех необходимых деталей, веревок и цепей, но не волнуйтесь, мы позаботимся о вашем решении.Мы проведем вас через процесс эффективной швартовки лодки и поможем узнать о типах причалов, где вы можете припарковаться, и обо всем, что вам понадобится в пути.

Основы швартовки лодок

Большинство марин и гаваней имеют три различных варианта хранения лодок — от хранилища в «сухом доке» (где лодка хранится на суше) до хранилища на воде либо в доках «мокрого слипа», либо у швартовки. Сухой док, как правило, самый дешевый, за ним следует причал, а самым дорогим — обычно стапель.Слип — это отведенное место рядом с доком, которое позволяет пассажирам легко сесть на лодку пешком. Швартовка — это тип полупостоянной системы якорной стоянки на воде, для которой требуется тендер (или шлюпка), чтобы добраться до лодки от причала.

В отличие от традиционного якоря, который хранится на борту лодки и при необходимости сбрасывается за борт, причалы прикрепляются к земле и маркируются плавучим буем, к которому затем прикрепляется лодка. Важно знать разницу между швартовкой, постановкой на якорь и швартовкой, и когда для каждого из них наступает подходящее время.

Неправильная швартовка может привести к серьезным повреждениям вашей лодки или других лодок поблизости, если вы не будете осторожны. Независимо от того, сколько у вас страховки лодки, вы просто хотите избежать этой неприятности, если сможете.

Типы причалов для лодок

Вариантов швартовки лодки столько же, сколько потенциальных водных и погодных условий. Небольшой бетонный блок может хорошо послужить, например, для быстрой швартовки в спокойной воде, но он не выдержит сильного шторма. Швартовка в виде грибов дает вам дополнительную силу, а на самом безопасном конце спектра находятся винтовые якоря, которые фактически ввинчиваются в дно водоема, чтобы удерживать ваше судно на якоре в самых суровых условиях.

Важно понимать, что у вас есть разные варианты швартовки лодки в разных ситуациях. К счастью, это не так сложно, если вы потратите время, чтобы понять различия. Вы можете часами изучать все типы швартовки и названия используемого оборудования, но на самом деле все сводится к одному: силе.

Оборудование для швартовки лодок

В зависимости от того, как вы хотите пришвартовать или пристыковать лодку, вам понадобится определенное оборудование.От кандалов и цепей до канатов и швартовных кнутов — давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных требований к любой хорошей системе швартовки.

Швартовые якоря по сравнению с обычными якорями

Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных типов якорей и якорей для швартовки, чтобы дать вам представление о том, чем они отличаются друг от друга и когда следует использовать каждый тип. Имейте в виду, что небольшие лодки, пришвартованные на мелководье, в защищенных или спокойных водах, могут хорошо работать с более легкими швартовными якорями, в то время как более тяжелые суда, пришвартованные на более глубокой открытой воде с сильными течениями, потребуют гораздо более тяжелых якорей и потенциально более сложных систем швартовки.Конечно, чем тяжелее анкер, тем лучше, но тем сложнее будет его удалить.

Danforth / Крейсерские якоря

С широкими, плоскими и острыми лапами этот тип якоря легко зарывается в грязь и песок, когда он достаточно тяжелый, но оказывает небольшое сопротивление во время операции закапывания, а также когда он снова выламывается. Его преимущество заключается в том, что он складывается в плоской форме для размещения на палубе, что делает его идеальным для использования с небольшими судами, такими как лодки и гидроциклы, которые можно буксировать.

Примечание. Это не считается якорем для швартовки, и его не следует использовать для системы швартовки.

Якоря плуг

Обычно эти якоря хранятся на борту судна, они могут эффективно держаться в траве, грязи и песке и обладают большой универсальностью.

Примечание. Это не считается якорем для швартовки, и его не следует использовать для системы швартовки.

Анкер-гриб

Эти якоря, которые чаще всего выбирают яхтсмены при швартовке, доступны в весах от 25 фунтов до 1000 фунтов и более.Эти якоря проникают глубоко, а форма добавляет всасывания, обеспечивая дополнительную выносливость.

Якоря пирамидальные

Изготовленные из стали с более сконцентрированным весом и меньшими размерами, чем грибовидные анкеры, эти анкеры обладают удерживающей способностью в десять раз превышающей их вес. Они часто используются в долговременных, постоянных системах швартовки на многих маринах.

Винтовые анкеры

Самый сложный в установке, но и самый прочный. Они обеспечивают оптимальную защиту морской фауны и среды обитания, поэтому считаются лучшими системами эко-швартовки.Поскольку они ввинчиваются в землю, они обладают наибольшей удерживающей способностью, в 4-5 раз превышающей удерживающую способность других систем швартовки. Они идеально подходят для систем швартовки тяжелых судов.

Якоря Navy / Kedge

Из-за большой массы используется исключительно крупными военно-морскими и военными баржами и судами.

Детали системы швартовки

Цепи и тросы для швартовки

Наряду с хорошим швартовным якорем вам также понадобится подходящее снаряжение для соединения, начиная с двух высококачественных оцинкованных цепей: одной легкой и одной тяжелой.Более легкая цепь соединяется с тяжелой с помощью поворотной дужки для маневрирования и измеряет длину примерно до глубины воды. Тяжелая цепь соединена с швартовным якорем и будет опираться на дно океана, чтобы обеспечить дополнительный вес. Длина цепи должна быть в 1,5 раза больше глубины воды, чтобы обеспечить достаточный вес для швартовки.

Скобы для швартовки

Скобы для швартовки предназначены для надежного соединения тросов и цепей с другими приспособлениями, при этом обеспечивая адекватную и безопасную поддержку веса груза.Доступно множество типов скоб, включая скобы с винтовыми штифтами (для непостоянных применений), скобы с предохранительными болтами (для долгосрочных применений) и другие производные и разновидности. Они бывают разных материалов, от необработанной стали или железа до покрытых, обработанных или оцинкованных стальных поверхностей.

Швартовые буи

При швартовке лодки буй необязательно, но это хорошая идея для безопасности. Это поглотит движение ветра и волн и поможет вывести вашу цепь на поверхность, а также упростит поиск.Выберите буй подходящего размера для вашей лодки и обладающий необходимыми защитными функциями. Буи бывают всех форм и размеров, в том числе те, которые входят в комплекты для швартовки.

Швартовые вымпелы

Практически везде, где разрешено использование лодок, существуют правила, касающиеся швартовки вымпелов. Этот «вымпел» на самом деле представляет собой веревку из нейлона, которая соединяет буй с сцепкой для лодки. Они могут быть изготовлены из других материалов для применений, требующих большей прочности.Самым большим соображением здесь является выбор лески с устойчивым к истиранию покрытием для защиты вашего швартовки и корпуса вашей лодки. Удостоверьтесь, что длина вашего вымпела достаточна для того, чтобы подсоединить буй. Если он будет слишком длинным, вы можете повредить подвесной мотор или потерять устойчивость в воде в ненастную погоду.

Места стоянки

Как правило, доступны два типа причалов:

Коммерческие причалы

Любой причал, к которому владелец не прикрепляет свою лодку, а сдает его в аренду на короткий срок или для временного посещения, обычно называют коммерческим причалом.Часто эти типы причалов находятся в ведении городов и пристаней для яхт, которые могут предоставить их для аренды туристами во время отпуска или для краткосрочных коммерческих целей.

Частный причал

Это причалы, доступные для частной собственности или долгосрочной аренды, что позволяет владельцу лодки фактически владеть местом на воде, где он припарковал свою лодку. Это общее практическое правило: не подключайтесь к причалу, если вы не знаете, чей это и как часто он используется. Это не только ba

Китай производитель лодок, пассажирский катер, поставщик рабочих лодок

Вид бизнеса:

Производитель / Завод, Торговая Компания

Зарегистрированный капитал:

2000000 юаней

Площадь завода:

> 2000 квадратных метров

Сертификация системы менеджмента:

ISO 9001, HSE, BRC

Среднее время выполнения:

Время выполнения заказа в пик сезона: 1-3 месяца
Время выполнения заказа в межсезонье: один месяц

Лодка, Пассажирское судно, Производитель / поставщик рабочей лодки в Китае, предлагает Китай 12.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *