Сергий Радонежский — житие (биография), иконы, картины
Содержание статьи
Сергий Радонежский. Детство
По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.
Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского
Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда — Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой.
Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.
3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.
И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь.
Сергий Радонежский. Чудо
Теперь он — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял.
— Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Видение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
— Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников.
Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.
А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.
[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом.
Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.
Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.
Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.
Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в «церквице» своей он «пел утреню», чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесовский». Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. («Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…») Бесы исчезли.
Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив».
Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.
Сергий Радонежский. Ручной медведь
Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
Юность преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.
Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…
Читайте также —
Житие преподобного Сергия Радонежского в пересказе для детей (2 стр. )
В этих лесных дебрях можно было найти немного воды, хотя идти за нею было и не близко. Братья срубили огромные вековые ели, обтесали их топорами и своими руками построили келью с небольшой церковью. Церковь освятили во имя Святой Троицы. Так было положено начало будущей обители преподобного Сергия.
Но недолго довелось братьям жить вместе. Хоть Стефан и был старшим братом, а не выдержал тяжёлой жизни отшельника вдали от людей. Как ни упрашивал его Варфоломей остаться, но Стефан ушёл из лесной чащи и отправился в Москву. Там он поступил в Богоявленский монастырь, а через некоторое время стал его настоятелем и духовником московского князя.
Варфоломей же постригся в монахи с именем Сергий и больше двух лет жил в лесу один. Сложно даже представить себе, сколько трудностей пришлось преодолеть молодому монаху за это время. Ведь было ему тогда чуть больше двадцати лет. Зимой стаи голодных волков рыскали около кельи и выли ночи напролёт, зловещим огнём горели в тёмном лесу их страшные глаза.
Однажды весной преподобный Сергий увидел перед своей хижиной большого медведя, оголодавшего после зимней спячки. Правда вид у мишки был совсем не свирепый: исхудал, мех висит клоками. Встал перед кельей и рычит жалобно, будто поесть просит. Сжалился монах над зверем: взял кусок хлеба, вышел и отдал медведю свой обед. Ведь кроме хлеба, который ему иногда приносил младший брат, у преподобного Сергия не было другой еды. Медведь съел хлеб и ушёл в лес. И потом стал время от времени приходить к святому в гости – отведать монашеского хлеба. А тот лишь благодарил Бога за такого необычного соседа, посланного ему в утешение.
Через три года слава о духовных подвигах преподобного Сергия достигла окрестных селений. К святому потянулись люди, жаждавшие получить от него наставление. Монахи просили разрешения поселиться рядом с ним, чтобы вести такую же праведную жизнь. Преподобный Сергий отказывал им: ведь жизнь здесь была очень трудна. Но в конце концов – разрешил. И вокруг него собралось двенадцать человек, решивших, как и он, служить Богу. Каждый из них построил себе келью-избушку, а преподобный обнёс их высоким забором из еловых брёвен для защиты от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон. Вековые деревья склонялись над кельями, шумя своими вершинами. Даже около церкви повсюду были пни и брёвна, между которыми монахи устроили небольшие огородики, где выращивали овощи: картошку, морковку, лук. Вот как просто выглядела Сергиева Лавра в свои первые годы!
Став игуменом (то есть настоятелем обители), преподобный заботился о братии, а о себе не думал вовсе, надеясь только на Божью помощь. И потому нередко случалось, что он подолгу голодал. Но ведь Сергий постился ещё с детства и привык переносить лишения, поэтому своим терпением подавал пример всей братии.
Однажды у него не осталось ни хлеба, ни соли, да и во всем монастыре было очень мало припасов. Три дня игумен жил без еды, а на рассвете четвёртого дня взял топор и пошёл к одному из монахов, по имени Даниил.
– Слышал я, старче, – сказал преподобный Сергий, – что ты хочешь пристроить сени к своей келье; позволь мне построить их для тебя, чтоб руки мои не были без дела.
– Правда, – ответил ему Даниил, – мне очень бы хотелось построить их; у меня уже всё и для работы давно заготовлено, и вот только поджидаю плотника из деревни. А тебе как поручить это дело? Пожалуй, запросишь с меня дорого.
– Эта работа недорого тебе обойдётся, – сказал игумен. – Мне вот хочется плесневелого хлеба, а у тебя он есть; больше этого я с тебя не потребую. Разве ты не знаешь, что я умею работать не хуже плотника? Зачем же тебе, старче, звать другого работника?
Тогда Даниил вынес ему решето с кусками плесневелого хлеба, который сам он есть не мог, и сказал:
– Вот, если хочешь, возьми всё, что тут есть, а больше не взыщи.
– Хорошо, – сказал преподобный Сергий, – этого с избытком довольно для меня; побереги же до девятого часа: я не беру платы прежде работы.
Настоятель крепко затянул пояс и усердно принялся за работу. С раннего утра до позднего вечера, несмотря на голод, он пилил, тесал доски, долбил столбы – и к ночи окончил постройку. Солнце уже скрылось за дремучим лесом, когда старец Даниил снова вынес ему плесневелые куски хлеба – условленную плату за целый день труда. Положив их перед собою, игумен помолился и начал есть, даже без соли, только с одной водой. Это был и обед, и ужин за целых четыре дня!
Видя это, другие монахи удивлялись терпению своего игумена, который даже такую невкусную пищу мог принять только как плату за свой труд. Ведь он строго следовал заповеди апостола Павла: кто не работает, тот да не ест (2 Сол. 3: 10). И братия по мере сил старалась подражать своему наставнику.
В те годы земля Русская уже сто пятьдесят лет находилась под властью татаро-монголов. Русские князья каждый год платили им дань. Воевать с ними было просто немыслимо: уж слишком большое и сильное войско собрали монголы. Да и не могли тогда князья на Руси объединиться. У каждого своя дружина, а вместе собраться – никак. Куда уж там договориться, если князья то и дело ссорились друг с другом и норовили на своего же соседа выйти в поход.
Но вот один из татарских ханов, по имени Мамай, решил, что одной дани от русских князей ему уже мало. И собрался идти на Русь с огромной армией, чтобы захватить все города, перебить князей и самому править Русской землей. Напрасно великий князь Дмитрий Иванович пытался умилостивить его дарами и покорностью: Мамай и слышать не хотел о пощаде. Как ни тяжело было великому князю после недавних войн с литовцами снова готовиться к войне, а делать было нечего: татарские полчища надвигались как грозовая туча к пределам Руси.
И тогда Дмитрий Иванович смог убедить остальных князей оставить раздоры, объединить все дружины в одно войско и встретить грозного врага Мамая ещё на подходе. Пока он не добрался до наших городов и не натворил там страшной беды.
Русских дружинников было очень много, такой сильной армии до сих пор на Руси ещё никто не собирал. Но всё равно их было намного меньше, чем бойцов у Мамая. Всем было понятно, что без Божьей помощи в этой битве никак не победить.
Великий князь Дмитрий Иванович решил пойти в монастырь к Сергию, чтобы там поклониться Богу и получить благословение. Он пригласил с собою других православных князей и воевод и вместе с дружиной прибыл в Троицкую обитель. Помолясь, великий князь сказал святому игумену:
– Ты уже знаешь, отче, какое великое горе нависло над нами: ордынский князь Мамай идёт на Русскую землю разорять святые церкви и губить христианский народ… Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от этой беды!
Преподобный посоветовал князю Дмитрию Ивановичу принести Мамаю дары и показать свою покорность.
– Тебе, господин, – сказал он, – следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить. Но прежде пойди к Мамаю с правдой и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю. Ведь и Писание учит нас, что если такие враги хотят от нас чести и славы, то дадим им; если хотят злата и серебра, дадим и это; но за имя Христово, за веру Православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить. И ты, господин, отдай им честь, и злато, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесёт тебя, видя твоё смирение, и низложит их непреклонную гордыню.
– Всё это я уже сделал, – ответил ему великий князь, – но враг мой возносится ещё более.
– Если так, – сказал Сергий, – то его ожидает верная гибель, а тебя, великий княже, помощь, милость и слава от Господа. Уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставят тебя.
И, осеняя великого князя крестом, произнёс:
– Иди без страха! Господь поможет тебе!
12 духовных наставлений преподобного Сергия Радонежского
Преобразователь монашества на Руси не оставил после себя письменного наследия. Известно лишь о том, что он не любил длинных речей, говорил кратко, иногда притчами. Его любимым словом, было слово «дерзайте», а заповедью — «глазами сердца смотри».
В память о преподобном Сергие Радонежском публикуем подборку его духовных наставлений и заветов, сохранившихся в сказаниях и в церковном предании.
1. «Имея пищу и одежду, тем довольны будем…».
2. «А ни о чем бесполезном, не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от Него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим».
3. «Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать».
4. «…Смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
5. «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».
6. «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете».
7. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно. Но вера православная, основанная на учении апостолов и отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения».
8. «Любовью и единением спасемся».
9. «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой».
10. «Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное».
11. «Как же мы не страшимся отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда. И в будущем веке их ждет мучение бесконечное».
12. «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие».
22 июля 2014
Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца6010
Память 25 сентября
Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в Ростовской области от благочестивых родителей Кирилла и Марии6011. Еще от чрева матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать его в воскресный день, по своему обычаю, пришла к литургии в церковь. Пред началом чтения святого Евангелия младенец во чреве ее так громко вскрикнул, что голос его слышали все стоявшие в храме; во время Херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз; а когда священник произнес «Святая Святым», – в третий раз послышался из утробы матери голос младенца. Из сего уразумели все, что произойдет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы. Подобно тому как пред Божией Матерью радостно взыграл во чреве св. Иоанн Предтеча (Лк.1:41), так и сей младенец взыграл пред Господом во святом Его храме. При сем чуде мать преподобного была объята страхом и ужасом; сильно также были удивлены все слышавшие голос. Когда наступил день рождения, Бог даровал Марии сына, коему нарекли имя Варфоломей. С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим постником. Родители и окружающие младенца стали замечать, что он не питался молоком матери по средам и пятницам; не прикасался он к сосцам матери и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив сие, мать вовсе отказалась от мясной пищи.
Достигнув семилетнего возраста, Варфоломей был отдан родителями в ученье грамоте; вместе с ним учились и два его брата, старший Стефан и младший Петр. Они учились хорошо и делали большие успехи, а Варфоломей далеко отставал от них: трудно давалось ему ученье, и хотя учитель занимался с ним весьма усердно, тем не менее он мало успевал.
Сие было по смотрению Божию, дабы дитя получило разум книжный не от людей, но от Бога. Сильно печалился о том Варфоломей, горячо и со слезами молился, чтобы Бог даровал ему разумение грамоты. И Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца благочестивого отрока.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми; привыкший беспрекословно повиноваться воле своих родителей, отрок тотчас же отправился; такое поручение тем более приходилось ему по душе, что он всегда любил уединение и безмолвие. Его путь проходил лесом; здесь он встретил некоторого инока, или скорее посланного Богом ангела в иноческом образе; он стоял среди леса и творил молитву. Варфоломей приблизился к старцу и, поклонившись ему, стал ожидать, пока тот не окончит своей молитвы. По окончании ее, старец благословил отрока, облобызал его и спросил, что ему нужно.
Варфоломей отвечал:
– Я отдан, отче, в книжное обучение, но мало разумею, что говорит мне мой учитель; очень скорблю я о сем и не знаю, что мне делать.
Сказав сие, отрок попросил старца, чтобы он помолился о нем Господу. Инок исполнил просьбу Варфоломея. Окончив молитву, он благословил отрока и сказал:
– Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так что ты и других можешь поучать.
При сем старец достал сосудец и дал Варфоломею как бы некоторую частицу от просфоры; он велел ему вкусить, говоря:
– Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее.
После сего старец хотел было продолжать свой путь, но обрадованный отрок стал усердно просить инока посетить дом его родителей.
– Не минуй дома нашего, – умолял Варфоломей, – не лиши и родителей моих твоего святого благословения.
Уважавшие иноков родители Варфоломея с честью встретили желанного гостя. Они стали предлагать ему пищу, но он отвечал, что следует прежде вкусить пищи духовной – и когда все начали молиться, старец велел читать Варфоломею псалмы.
– Я не умею, отче, – отвечал отрок.
Но инок пророчески произнес:
– Отныне Господь дарует тебе знание грамоты.
И действительно, отрок тотчас же начал стройно читать псалмы. Родители его сильно дивились такой перемене, совершившейся с их сыном.
При прощании старец сказал родителям святого:
– Велик будет сын ваш пред Богом и людьми, он станет некогда избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы.
Подобно тому как земля, обильно напоенная дождем, бывает плодоносна, так и святой отрок с того времени без всякого затруднения читал книги и понимал всё написанное в них; легко давалась ему грамота, ибо «отверз ему ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45). Отрок возрастал летами, а с тем вместе возрастал разумом и добродетелью. Рано почувствовал он любовь к молитве, с самых юных лет познал сладость в беседе с Богом; посему так ревностно стал посещать храм Божий, что не пропускал ни одной службы. Не любил он детских игр и старательно избегал их; не по сердцу ему приходились веселье и смех сверстников, ибо он знал, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33). Твердо он помнил, что «начало мудрости – страх Господень» (Пс.110:10), и посему всегда старался научиться сей мудрости. С особенным тщанием и ревностью он предавался чтению Божественных и священных книг. Зная, что воздержанием лучше всего побеждаются страсти, юный отрок наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам он ничего не вкушал, а в прочие дни питался только хлебом и водою. Так возненавидел он свою плоть, чтобы спасти свою душу. Если ему встречался кто-либо из неимущих, то Варфоломей радостно делился с ним своей одеждой и всячески старался послужить ему. Не будучи еще в монастыре, он вел иноческую жизнь, так что все изумлялись, видя такое воздержание и благочестие юноши. Сначала мать, беспокоясь за здоровье своего сына, уговаривала его, чтобы он оставил столь суровый образ жизни. Но благоразумный отрок смиренно ответствовал своей матери:
– Не отклоняй меня от воздержания, ибо оно так сладостно и полезно для моей души.
Удивившись мудрому ответу, мать не желала более препятствовать доброму намерению сына. Так, смиряя воздержанием свою плоть, Варфоломей не выходил из воли родителей.
Между тем Кирилл и Мария переселились из вышеупомянутого города Ростова в местность, называвшуюся «Радонеж»6012; сие произошло не потому, чтобы то место было известно, или чем-нибудь знаменито, но так благоизволил Бог: на сем именно месте Ему угодно было прославить Своего усердного служителя.
Варфоломей, коему было тогда около 15 лет от роду, также последовал за своими родителями в Радонеж. Братья его к тому времени уже женились. Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей, чтобы они благословили его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время.
– Чадо, – говорили они ему, – ты знаешь, что мы стары; уже недалек конец жизни нашей, и нет кроме тебя никого, кто бы послужил нам на старости; потерпи еще немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание.
Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословения. Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском-Хотьковом монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа6013. Сюда также пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея – Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре. Братья после смерти родителей провели здесь сорок дней, вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих. Всё свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею. Видя преставление своих родителей, преподобный так размышлял сам с собою: «Я смертен, и тоже умру, как и родители мои». Раздумывая таким образом о кратковременности сей жизни, благоразумный отрок раздал всё имущество родителей, ничего не оставив для себя; даже для пропитания он ничего не удержал себе, ибо уповал на Бога, «дающего хлеб алчущим» (Пс. 145:7).
Стремясь к отшельничеству, Варфоломей вместе с братом своим Стефаном отправился отыскивать место, удобное для пустынной жизни. Долго братья ходили по окрестным лесам, пока не пришли туда, где ныне возвышается монастырь Пресвятой Троицы, столь прославленный именем преподобного Сергия. Место сие в то время было покрыто густым, дремучим лесом, которого не касалась рука человека; ни одна дорога не пролегала чрез сей лес, ни одно жилище не стояло в нем, лишь только звери да птицы обитали здесь. С горячей молитвою обратились к Богу братья, призывая Божие благословение на место будущего обитания, и предавали Его святой воле свою судьбу. Устроив хижину, они стали ревностно подвизаться и молиться Богу. Воздвигли они также небольшую церковь и с общего согласия решили освятить ее во имя Пресвятой Троицы; для сего они пошли в Москву и просили митрополита Феогноста6014, чтобы он дал свое благословение на освящение церкви. Святитель ласково их встретил и послал с ними священнослужителей освятить церковь. Так скромно было положено основание Свято-Троицкого монастыря.
С усердием и неусыпным рвением предался теперь Варфоломей духовным подвигам: великой радостью был объят юный подвижник, когда увидел, что исполнилось заветное его желание.
Старший же брат его Стефан, тяготясь жизнью в таком пустынном месте, оставил Варфоломея, переселился в Москву в Богоявленский монастырь и здесь сблизился с Алексием, бывшим потом митрополитом Московским.
Оставшись в совершенном одиночестве, Варфоломей еще более стал приготовляться к иноческой жизни; лишь только тогда, как укрепился он в трудах и подвигах и приучил себя к строгому исполнению правил монашеских, он решил принять иноческое пострижение.
В то время к нему пришел один игумен, по имени Митрофан; он и постриг в иноческий чин блаженного Варфоломея на двадцать третьем году его жизни. Обряд пострижения был совершен в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, и Варфоломею было дано имя Сергий. После пострижения Митрофан совершил Божественную литургию в церкви Пресвятой Троицы и сподобил нового инока причащения Святых Христовых Таин; в сие самое время церковь исполнилась необычайного благоухания, которое распространялось даже за стенами храма. Семь дней новопостриженный инок неисходно пребывал в церкви. Каждый день Митрофан совершал литургию и приобщал его Святых Тела и Крови Господних. За всё сие время пищею Сергия была просфора, даваемая ему ежедневно Митрофаном. Всё время Сергий проводил в молитве и богомыслии, постоянно взывал к Богу из глубины своего чистого сердца, славословил великое имя Господне, воспевал псалмы Давидовы и песни духовные: он весь был объят радостью, и душа его горела Божественным огнем и благочестивой ревностью. Пробыв несколько дней с Сергием, Митрофан сказал ему:
– Чадо, я оставляю сие место и предаю тебя в руки Божии; Господь да будет твоим заступником и хранителем.
И провидя будущее, он предрек:
– На месте сем Бог воздвигнет большую и славную обитель, где будет прославляться великое и страшное имя Его и просияет добродетель.
Сотворив молитву и преподав несколько наставлений об иноческой жизни, Митрофан удалился. Святой Сергий, оставшись на том месте один, ревностно подвизался, умерщвлял свою плоть постом, бдением и многоразличными трудами; а во время лютой зимы, когда от мороза трескалась земля, переносил он стужу в одной одежде. Особенно много скорбей и искушений испытал он от бесов в начале своего одиночества в пустыне. С ожесточением ополчились на инока невидимые враги; не терпя его подвигов, они хотели устрашить святого для того, чтобы он покинул то место. Они обращались то в зверей, то в змей. Сергий же отгонял их молитвою: призывая имя Господне, он разрушал как тонкую паутину бесовские наваждения. Однажды ночью бесы, как бы целым воинством, грозно приблизились к нему и со страшной яростью кричали:
– Уйди с сего места, уйди, иначе ты погибнешь лютою смертью!
Когда бесы произносили сии слова, из уст их вырывался пламень. Преподобный же, вооружившись молитвою, отогнал силу вражию и, славословя Бога, пребывал там без всякого опасения.
Однажды, когда отшельник читал ночью правило, вдруг из леса поднялся шум; бесы во множестве опять окружили келлию и с угрозами кричали преподобному Сергию:
– Уйди же отсюда, зачем ты пришел в сию лесную глушь? Чего ты ищешь? не надейся более жить здесь, сам видишь – место сие пусто и непроходимо! Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от рук разбойников?
Такими словами устрашали бесы преподобного, но тщетны были все усилия их: святой помолился Господу, и тотчас же исчезло бесовское полчище.
После сих видений не так страшен был для подвижника вид диких зверей; мимо его одинокой келлии пробегали стаи голодных волков, готовых растерзать инока, заходили сюда и медведи. Но сила молитвы и здесь спасала пустынника. Однажды преподобный Сергий заметил перед своей келлией медведя; видя, что медведь очень голоден, он сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба и положил его на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келии, ожидал обычного подаяния и с кротостью смотрел на святого; преподобный Сергий делился с ним пищей, часто даже отдавал ему последний кусок. И дикий зверь сделался настолько кроток, что повиновался даже зову святого.
Так Господь не оставлял Своего угодника в пустыне: с ним Он был во всех скорбях и искушениях, помогал ему, ободрял и подкреплял усердного и верного раба Своего.
Между тем о преподобном стала повсюду распространяться слава. Одни говорили о его строгом воздержании, трудолюбии и прочих подвигах, другие удивлялись его простоте и незлобию, иные рассказывали о его власти над злыми духами, – и все поражались его смирениею и душевной чистоте. Посему многие из окрестных городов и селений начали стекаться к преподобному. Кто обращался к нему за советом, кто желал насладиться его душеспасительной беседой. Всякий находил у него добрый совет, всякий возвращался от него утешенным и успокоенным, у всякого на душе становилось светлее: так действовали кроткие и благодатные слова, коими Сергий встречал всех приходивших к нему за советом или за благочестивым наставлением. Преподобный с любовью принимал всех; некоторые просили даже у него позволения жить вместе с ним, но святой отговаривал их, указывая на трудности иноческого жития.
– Места сии, – говорил преподобный, – пустынны и дики, много лишений предстоит нам здесь.
Проникнутые глубоким чувством уважения к святому, пришельцы сии просили лишь об одном, чтобы Сергий позв
Преподобный Сергий Радонежский и Троицкая Лавра его времени — профессор Сергей Иванович Смирнов
(к 5 июля)
Публичная лекция, читанная 21 ноября 1897 года в Московской Духовной Академии для членов Рогожского отделения первого Московского Общества Трезвости в приезд их на богомолье в Троицкую Лавру.
Стефан и Варфоломей. – Варфоломей (преп. Сергий) один в пустыне. – Начало монастыря и его картина при жизни преп. Сергия. – Внутренний строй монастырской жизни в Троицкой обители. – Значение преп. Сергия в истории русского монашества. – Личность преп. Сергия; внешний образ его жизни, черты его нравственной личности и значение в обществе того времени. – Кончина преп. Сергия. – Заключение.
Пять с половиною веков тому назад на то самое место, где мы сейчас находимся, пришли для подвигов два брата – Стефан и Варфоломей. Они сотворили молитву, начали рубить лес и на своих плечах носить бревна. Поставив наскоро шалаш, они устроили потом келью и малую церковку, которую с разрешения митрополита освятили во имя Живоначальной Троицы. Так возникла Троицкая Сергиева лавра.
Стефан и Варфоломей были дети ростовского боярина Кирилла, который, обнищав под старость, переселился в Радонеж – тогда небольшой город, теперь село Городок вблизи Хотькова и в 10 верстах отсюда. Братья только что лишились родителей и были молоды: Варфоломей около 23 лет, Стефан немного старше. Стефан был женат, овдовел и постригся в монахи в Хотьковом монастыре; юноша Варфоломей, будущий препод. Сергий, с детства готовил себя к монашеским подвигам. Он не принимал пострижения, только исполняя волю родителей, которые были одиноки и просили его заботиться об их старости и немощи до смерти. Варфоломей умолил и увлек теперь из Хотькова монастыря в пустыню Стефана. Но братья недолго нажили вместе. Стефан испугался пустыни – ее трудов, скорбей, страхов и недостатка во всем необходимом и ушел в московский Богоявленский монастырь.
Варфоломей остался один в своей келье. Скоро он призывает к себе игумена Митрофана, принимает от него монашеское пострижение в церкви св. Троицы и по его уходу остается снова один «без всякаго человека». Новопостриженный инок Сергий предается теперь пустынным трудам и молитве, питаясь только хлебом, который вероятно по временам доставлял ему младший брат Петр, да водой из источника под горою. В таком совершенном уединении «един единствуя» преп. Сергий провел около двух лет. – Место, выбранное братьями и носившее тогда название «Маковец», представляло из себя пригорок над речкой, заросшей частым лесом. Место было глухое: вблизи не было ни сел, ни дворов и никаких людских поселений; мимо его не пролегала дорога, и никто не заходил сюда; «с все страны, – говорит житие преп. Сергия, – все лес, все пустыня». Молодого отшельника окружала дикая лесная пустыня со своими ужасами. В этом лесу водилось очень много зверей. К убогой келье Ceргия по ночам подходили стада волков «выюще и ревуще», случалось и днем, когда он выходил в лес, т. е. за порог своей кельи, мимо него пробегали лесные обитатели и скрывались в чаще или же подходили к преподобному и как бы обнюхивали его.
Всем известен рассказ жития, как преп. Сергий кормил медведя. Медведь часто подходил к келье подвижника; преподобный заметил, что у его мохнатого гостя вовсе нет злого умысла, и стал класть ему хлеба. Зверь более года аккуратно каждый день являлся за своей порцией, и не подозревая, каким лишениям он подвергает пустынника. У преп. Сергия и себе-то часто не хватало хлеба, и медведь не находил тогда своего положенного куска. Он не отходил от кельи, посматривая туда и сюда и упрямо дожидаясь подачки, как злой должник ждет своего долга. Преп. Сергий делился последним куском, а то отдавал и все, что имел, оставался сам голодным, лишь бы не оскорбить и не отпустить голодным медведя «сожителя его пустынного». Впрочем, нередко они голодали оба, потому что у отшельника вовсе не было хлеба.
Труды и невзгоды отшельнической жизни не раз вселяли в душу подвижника страх и уныние, и у него являлось искушение покинуть пустыню. Это настроение живо изображается в житии преподобного. Его искушали бесы. Как-то раз ночью преп. Сергий совершал свою молитву, как вдруг раздался шум, и бесы стадом наполнили его хижину. Они кричали: «уйди, уйди с этого места! Чего ты ищешь в этой пустыне? Что ты найдешь в этом лесу? Или ты собираешься здесь жить? – напрасно. Ты видишь сам, как место это пусто, неудобно и непроходимо, далеко от людей во все стороны и никто сюда не заходит. Или ты не боишься умереть с голода или от душегубцев разбойников, случайно нашедших тебя здесь? В этой пустыне много зверей плотоядных, стада волков воют и подходят к тебе. Здесь много бесов пакостников, страшилищ и грозных явлений без числа. Издавна это место пусто и нечисто. Беги же отсюда, не дожидаясь, без размышления и сомнения; беги без оглядки и не смотря по сторонам, а то мы прогоним тебя скореe или умертвим!» Так говорил молодому пустыннику на ночной молитве голос искушения. Но в его душе было столько силы, и молитва его была так горяча, что уныние и страхи исчезали.
Преп. Сергий ненадолго укрылся от людей в своей непроходимой пустыне. По одному, по двое или по трое стали приходить к нему богобоязненные монахи и просили принять их в сожители. Преп. Сергий указывает пришельцам на тяжесть пустынного подвига, но принимает с радостью. Скоро около него набралось 12 человек братии, и пустыня оживилась. Каждый из новоприбывших построил себе по келье, общими силами обнесли их тыном с одними воротами. У ворот поставили вратаря. Так разрастается поселение отшельника и принимает вид монастыря. Вот картина нашей лавры в то время. В глухом бору над речкой расчищена поляна и обнесена тыном. На поляне стоит маленькая деревянная церковка и тринадцать таких же маленьких келий, разбросанных в беспорядке как попало. В монастыре между кельями еще стоят и шумят деревья; около церкви лежат срубленные колоды деревьев и торчат пни, кое-где взрыты гряды и засажены овощами. – В таком виде монастырь просуществовал недолго. Года два или три спустя к преп. Сергию пришел тринадцатый брат, богатый смоленский архимандрит Симон и вручил ему свое богатство на устройство монастыря. Переустройство монастыря начинается с церкви: на месте маленькой церковки преп. Сергий воздвигает теперь обширный, хотя также деревянный храм. Кельи ставятся в порядке четырехугольником вокруг церкви, так что она была посередине «и отовсюду видима яко зерцало». По-видимому, кельи стояли близко к церкви, так что позади их в монастыре особенно к северной и восточной стороне оставалось большое пространство, занятое огородами и хозяйственными постройками. В северо-восточном углу монастыря, т. е. очень недалеко отсюда, стояла житница, построенная руками преп. Сергия. Огороды были обнесены забором, а тын вокруг монастыря, вероятно, заменен был деревянною стеной. С этого времени обитель преп. Сергия начала понемногу расти и распространяться. С разных сторон и из разных городов иногда издалека приходили в радонежскую пустыню новые подвижники и строили себе кельи в четырехугольнике вокруг церкви Живоначальной Троицы.
Радонежский игумен, встречая прибывавших к нему братьев, говорил им, чтобы они приготовили свои сердца ни на пищу, ни на питие, ни на покой, ни на беспечалие, но – на терпение; он обещал им беды, скорби и печали пустыни, всякую тягость, нужду и недостатки. Действительно, монастырь преп. Сергия на первых порах был очень беден. Он затерялся в глухом лесу, вдали от людских поселений: «окрест же монастыря того, – говорит житие преп. Сергия, – все пусто, с вся страны лесове, всюду пустыня». К нему не было даже торной дороги и пробирались сюда только узкой и тесной стезей. Значит, посетители были очень редки. Между тем игумен дал своей братии заповедь не ходить в села и не просить у мирян ни в каком случае. И вот бывало, что в монастыре выходили все съестные припасы, братия голодала по нескольку дней и роптала на своего игумена. Сам игумен один раз пробыл без всякой пищи дня три или четыре и потом за решето гнилых хлебов нанялся построить крыльцо у кельи одного из братии. Часто в монастыре не было вина и ладана для богослужения, воску для свечей и в церкви приходилось засвечивать лучину. За недостатком кожи или бумаги богослужебные книги писались на бересте. В такой скудости и нищете троицкие подвижники прожили более пятнадцати лет. С этого времени вблизи монастыря со всех его сторон начали селиться крестьяне. Здесь и там вырубили они лес,– что им никто не запрещал, настроили дворов и сел, подняли почву и на починках стали сеять хлеб. Они исказили пустыню, жалуется жизнеописатель преп. Сергия, и не пощадили и превратили ее в чистые поля. Так вокруг Троицкого монастыря образовался Сергиевский посад. Новые поселенцы посещали и «учащали в монастырь», принося в изобилии различные припасы. Его нищета и скудность кончились теперь навсегда.
Посмотрим теперь на внутреннюю жизнь Троицкого монастыря при жизни преп. Сергия. Среди собравшихся около него 12-ти братьев никто (в том числе и сам Сергий) не имел священного сана, а потому служить литургию приглашали первоначально постороннего священника или игумена. Преп. Сергий по великому смирению не хотел принимать священного сана и быть начальником монастыря. Он призвал к себе в монастырь игумена Митрофана, от которого принял пострижение и Митрофан правил монастырем как игумен, совершал литургии, но через год помер. Тогда братия решила советом выбрать в игумены преп. Сергия; приступили к подвижнику и просили его быть вождем духовным. Когда Сергий стал отказываться, братия пригрозила ему, что все они разойдутся от этого места и от храма Живоначальной Троицы, уйдут в мир и отпадут от монашеских обетов. Тогда преп. Сергий принял игуменство и сан священника. – В управлении монастырем преп. Сергий подражал древним великим подвижникам, особенно устроителю русского монашества преп. Феодосию печерскому. Он никому не отказывал в пострижении ни бедняку, ни богачу, ни юноше, ни старцу и в свою обитель принимал всех с радостью и усердием; но никого не постригал сразу, не убедившись в твердости духа и искренности подвижнических стремлений. Удостоив же пришельца ангельского образа, преп. Сергий, так сказать, брал его душу на свою совесть и неусыпно заботился о спасении каждого. Из своего монастыря он хотел сделать место уединения, труда и молитвы и учил братию не ходить по чужим кельям, особенно ночью после вечерней молитвы и не развлекаться беседами, но заниматься рукодельем, какое кто знает, с псалмом на устах и молиться каждому в своей келье. Преп. Сергий имел обыкновение глубокой и темной ночью после своей вечерней молитвы обходить дозором все кельи братии. Проходя по подоконью келий, он смотрел, кто чем занимается. И вот что видел игумен в кельях своей обители: брат стоит на молитве, кладет поклоны, другой безмолвно или с молитвой занимается рукодельем, третий читает святую книгу или сетует о своих грехах, – видел он все это и благодарил Бога и молил Его о помощи этим трудникам. Но ему встречались кельи, куда сошлись несколько братьев, слышалась праздная беседа, смех. Игумена это огорчало: стуком в окно или дверь он давал знать о своем приходе, разгонял беседующих и после наказывал виновных. Лишне, я думаю, говорить, что в монастыре совершали все уставом положенные службы и молились непрестанно: «и славословие в церкви и в кельях и молитва непрестающая к Богу».
Первое время в монастыре преп. Сергия, как и во всех монастырях того времени, монахи жили особно. Каждый имел свою собственную келью; работал, что умел, питался и одевался, как мог. Преп. Сергий вместе со св. Алексием митрополитом задумал ввести в радонежской обители устав общежительный, введенный в свое время в Печерском монастыре препод. Феодосием и потом забытый в русских монастырях. Св. Алексий и препод. Сергий испросили благословение на это дело у патриарха. Общежительный устав предписывал полное общение имуществ в монастыре и совершенно воспрещал частную монашескую собственность. По этому уставу монаху запрещалось даже запирать свою келью, потому что у него не должно быть даже собственной иголки. Все, что приобреталось руками монахов и приносилось мирянами, отдавалось в монастырь, который кормил и одевал монаха. Общежительный устав, трудный для человека, привыкшего к обладанию собственностью, вызвал в монастыре неудовольствие на преп. Сергия. Некоторые из братии покинули монастырь. На стороне недовольных оказался родной брат преподобного Стефан, воротившийся из Москвы в радонежскую пустыню. Однажды в церкви Стефан громко и грубо высказал свое неудовольствие на брата, заявив, что игумен здесь собственно он, а не Сергий, потому что он первый сел на этом месте, и осыпал преподобного бранью. Преп. Сергий ничего не ответил обидчику и тотчас после службы тайно ушел из монастыря на реку Киржач, где основал новый монастырь. Братия скоро пожалела о своем игумене, стала переходить из Троицкого монастыря на Киржач и наконец упросила Сергия воротиться в прежнюю обитель. Так устав был введен. Слава о преп. Сергии, как устроителе монастыря, быстро разнеслась по Руси, и благочестивые люди начали обращаться к нему за советами при устройстве новых монастырей, прося его указать и благословить место и дать из учеников своих игумена монастырю. И преподобный Сергий делал это с радостью. Обыкновенно пешком он шел в Москву, в Коломну, в Серпухов, на Дубну, указывая наилучшее место монастырям и давая им игуменов. Вам, жителям Москвы, может быть небезынтересно будет узнать, что при таком участии преп. Сергия основались два московских монастыря – Симонов и Андроников. В этих монастырях вводился общежительный устав, и преп. Сергий следил за его применением. Кроме того, множество монастырей (до 30-ти) основали ученики и собеседники преподобного, – преимущественно на севере Руси. По примеру своего игумена, они уходили в лесные чащи вдаль от человеческих жилищ и подвизались иногда даже в дуплах деревьев (преп. Павел обнорский). И подобно тому как к монастырю препод. Сергия пришли селиться крестьяне, так и к месту их подвигов шел народ, вырубал леса, распахивал починки и пролагал дороги в непроходимых дебрях нашего севера. – Таким образом преп. Сергий имел огромное значение в истории великорусского монашества. Он ввел в монастыри общежительный устав и был начальником, учителем и отцом многих монастырей. «И сынове его и сынове сынов его, – говорит жизнеописатель,– яко светила зрятся отвсюду и сияют в вся страны светлым и чудным житием всем на пользу».
Чтобы понять, как случилось то, что отшельник радонежской пустыни превращается в игумена великой лавры, отца многих монастырей и устроителя современного ему монашества, надо посмотреть на самую личность преп. Сергия. Преп. Сергий родился богатырем и вместе подвижником. Жизнеописатель говорит, что в молодых летах он был очень силен «могый за два человека (и множае)» и с раннего детства обнаружил стремление к подвижничеству. Матери любят кормить и закармливать своих детей: Варфоломей сильно беспокоил свою мать Марию, потому что питался хлебом и водой, а по средам и пятницам оставался вовсе без пищи. Когда сыну не было и 12-ти лет, мать говорила ему, что для поста он слишком молод, что пост повредит его развитию и здоровью; мать указывает Варфоломею на его сверстников, которые едят по семи раз в день с утра до ночи и много пьют. Но опасения матери не оправдались: он вырос силачом, и пост вместе с безусловною трезвостью и непрестанным трудом были для подвижника средствами усмирить непокорную плоть. Преп. Сергий был строгий трезвенник: «пива же и меду никогда же вкушающи, ни к устом приносящи или объехающи». Его никогда не видали праздным. На первых порах, когда собиралась к нему братия, он собственными руками построил три или четыре кельи и некоторые хозяйственные здания. Без лености, как купленный раб, он служил своей братии: в самом монастыре или в соседнем лесу он собирал и рубил для всех дрова, он носил воду на своих плечах двумя ведрами из источника под горою и ставил ее около каждой кельи. Он молол муку и готовил к
Сергей радонежский — собиратель земли русской | Статья по теме:
Евдакова Т.Ю.., старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка»
г. Губкина Белгородской области
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – СОБИРАТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Много ли в наше время доброты и страдания?
Сергий Радонежский родился в 1314 году, когда Родина изнемогала под игом Орды. Жил скромно в трудах и молитвах, но сделал столько, что нет на Руси более почитаемого святого. Его роль в Объединении земель русских бесценна. Сергий Радонежский был канонизирован в 1452 году как печальник, молитвенник и защитник Святой Руси. И по сей день у его мощей совершаются чудеса, а однажды, помощники видели, как явился сам Сергий и благословил их.
О его отношении к людям сказано: «Одинаково любил всех, всем добро творил, ко всем любовь имел». Любить ближнего, помогать слабому — простые истины.
При рождении Сергия Радонежкого окрестили Варфоломеем. Отставая от своих сверстников в обучении, Сергий стал изучать Священное писание. Примерно в 1328 году он вместе с семьей переехал в Радонеж. Там он отправился в монастырь, а через некоторое время им была основана церковь Сергия Радонежского во имя святой Троицы.
Сергий менее всего хотел становиться руководителем обители милосердия, но монахи умоляли его, чтобы он стал игуменом, и Сергий возглавил обитель.
Игумен трудился больше всех. После вечерни обходил кельи, знал у кого что на душе. Если слышал, кто-то молится или работает, за тех радовался. Если слышал смех – стучал в окно и отходил. Праздные беседы прекращались. Утром приходил на церковное пение раньше всех, во время службы никогда к стене не прислонялся. Монастырь увеличивался, люди издалека шли к Сергию.
Лет через пятнадцать, во времена князя Ивана Великого, начали появляться вблизи монастыря села. Монахи никогда у мирян ничего не просили, но люди приносили кто что мог. Сергий раздавал все беднякам. Те, кто нуждались, получали приют, одежду, еду. Завещая поддерживать трад
Сергий Радонежский (Святой Сергий)
Сергий Радонежский (Святой Сергий)- Около
- Вещи, чтобы увидеть
- Дела, которые необходимо сделать
- Есть
- Ночная жизнь
- Магазин
- Оставаться
- Как дела
- Больше
Жизнь отшельника была очень трудной и требовала большого упорства и воли. Стивен не мог переносить суровые зимы и недостаток еды. Он предпочел жизнь в городском монастыре и уехал в Москву.
Около двух лет Сергий оставался один в пустыне и в молчании и молитве готовился к своему монашескому обету. Несмотря на удаленность его обители, слухи об образцовой аскетической жизни св.Сергий вскоре распространился повсюду, и благочестивые иноки стали приходить к нему в поисках руководства. Позже крестьяне и горожане съезжались отовсюду за благословением и советом преподобного Сергия, и русские поселились на территории монастыря. Монгольское иго, которое тяжело давило на страну, привело к ее разорению и заставило людей покинуть самые незащищенные районы и искать убежища в пустыне.
Сергий Радонежский также обладал большим духовным авторитетом и примирил русских князей друг с другом, тем самым предотвратив гражданскую войну и объединив русские княжества в одно государство.Уже при жизни его почитали как святого.
В 1380 году московский князь Димитрий Донской прибыл просить благословения преподобного Сергия перед тем, как возглавить свое войско за православную веру и за освобождение родной земли от монгольского ига, которое с 1237 года сильно угнетало Русь. Получив благословение святителя Чтобы идти против безбожных врагов, Великий Князь 8 сентября одержал великую победу над войском татарского хана Мамая на Куликовом поле. Это была первая крупная победа русских над татарами.После этого московские князья стали покровителями Троицкого монастыря.
Сергий Радонежский сыграл огромную роль в общественно-политической и религиозной жизни русского народа 14-15 веков. У него было более семидесяти учеников, которые основали более пятидесяти монастырей по всей Руси, десять из которых сегодня являются объектами русского культурного наследия. Таким образом была создана целая монастырская школа, которая повлияла на будущее культуры страны.
В смутный период 1608-1610 годов монастырь выдержал осаду иностранных интервентов и вновь стал центром политической жизни страны.Поэтому в 1613 году царь Михаил Романов отправился в Москву на коронацию. В монастыре Петр I дважды пережил покушения на свою жизнь со стороны восстания и мушкетеров княгини Софии в 1685 году. В 19 веке монастырь был избран Патриархом Московским и всея Руси.
Вас также может заинтересовать
Положите наше приложение в свой карманЭтот сайт использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Узнайте больше здесь. ДАТЬ СОГЛАСИЕ верхний
определение sergiy radonezhsky и синонимов sergiy radonezhsky (английский)
sergiy radonezhsky: определение sergiy radonezhsky и синонимы sergiy radonezhsky (английский)арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
содержание сенсагента
- определения
- синонимов
- антонимов
- энциклопедия
Решение для веб-мастеров
Александрия
Всплывающее окно с информацией (полное содержимое Sensagent), вызываемое двойным щелчком по любому слову на вашей веб-странице. Предоставьте контекстные объяснения и перевод с вашего сайта !
Попробуйте здесь или получите код
SensagentBox
С помощью SensagentBox посетители вашего сайта могут получить доступ к надежной информации на более чем 5 миллионах страниц, предоставленных Sensagent.com. Выберите дизайн, который подходит вашему сайту.
Бизнес-решение
Улучшите содержание своего сайта
Добавьте новый контент на свой сайт из Sensagent by XML.
Сканирует продукты или добавляет
Получите доступ к XML для поиска лучших продуктов.
Индексировать изображения и определить метаданные
Получите доступ к XML, чтобы исправить значение ваших метаданных.
Пожалуйста, напишите нам, чтобы описать вашу идею.
Lettris
Lettris — любопытная игра-тетрис-клон, в которой все кубики имеют одинаковую квадратную форму, но разное содержание. На каждом квадрате есть буква. Чтобы квадраты исчезли и сэкономили место для других квадратов, вам нужно собрать английские слова (left, right, up, down) из падающих квадратов.
болт
Boggle дает вам 3 минуты, чтобы найти как можно больше слов (3 буквы и более) в сетке из 16 букв. Вы также можете попробовать сетку из 16 букв. Буквы должны располагаться рядом, и более длинные слова оцениваются лучше. Посмотрите, сможете ли вы попасть в Зал славы сетки!
Английский словарь
Основные ссылки
WordNet предоставляет большинство определений на английском языке. Английский тезаурус
в основном является производным от The Integral Dictionary (TID).
English Encyclopedia лицензирована Википедией (GNU).
Перевод
Измените целевой язык, чтобы найти перевод.
Советы: просмотрите семантические поля (см. От идей к словам) на двух языках, чтобы узнать больше.
6104 онлайн посетителей
вычислено за 0,047 с
определение sergiy_radonezhsky и синонимов sergiy_radonezhsky (английский)
sergiy_radonezhsky: определение sergiy_radonezhsky и синонимы sergiy_radonezhsky (английский)арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
арабский болгарский китайский язык хорватский Чешский Датский Голландский английский эстонский Финский французкий язык Немецкий Греческий иврит хинди Венгерский исландский индонезийский Итальянский Японский корейский язык Латышский Литовский язык Малагасийский норвежский язык Персидский Польский португальский румынский русский сербский словацкий словенский испанский Шведский Тайский турецкий вьетнамский
содержание сенсагента
- определения
- синонимов
- антонимов
- энциклопедия
Решение для веб-мастеров
Александрия
Всплывающее окно с информацией (полное содержимое Sensagent), вызываемое двойным щелчком по любому слову на вашей веб-странице. Предоставьте контекстные объяснения и перевод с вашего сайта !
Попробуйте здесь или получите код
SensagentBox
С помощью SensagentBox посетители вашего сайта могут получить доступ к надежной информации на более чем 5 миллионах страниц, предоставленных Sensagent.com. Выберите дизайн, который подходит вашему сайту.
Бизнес-решение
Улучшите содержание своего сайта
Добавьте новый контент на свой сайт из Sensagent by XML.
Сканирует продукты или добавляет
Получите доступ к XML для поиска лучших продуктов.
Индексировать изображения и определить метаданные
Получите доступ к XML, чтобы исправить значение ваших метаданных.
Пожалуйста, напишите нам, чтобы описать вашу идею.
Lettris
Lettris — любопытная игра-тетрис-клон, в которой все кубики имеют одинаковую квадратную форму, но разное содержание. На каждом квадрате есть буква. Чтобы квадраты исчезли и сэкономили место для других квадратов, вам нужно собрать английские слова (left, right, up, down) из падающих квадратов.
болт
Boggle дает вам 3 минуты, чтобы найти как можно больше слов (3 буквы и более) в сетке из 16 букв. Вы также можете попробовать сетку из 16 букв. Буквы должны располагаться рядом, и более длинные слова оцениваются лучше. Посмотрите, сможете ли вы попасть в Зал славы сетки!
Английский словарь
Основные ссылки
WordNet предоставляет большинство определений на английском языке. Английский тезаурус
в основном является производным от The Integral Dictionary (TID).
English Encyclopedia лицензирована Википедией (GNU).
Перевод
Измените целевой язык, чтобы найти перевод.
Советы: просмотрите семантические поля (см. От идей к словам) на двух языках, чтобы узнать больше.
6104 онлайн посетителей
вычислено за 0,047 с
.