Купеческий чай: Русская чайная культура — это… Что такое Русская чайная культура?

Содержание

Традиции русского чаепития. / Сибирский охотник

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ…сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка. Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность». Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал. Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», — говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем  чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай,  встречаем у Ф. М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, — говорила Липа, — Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

 

Автор статьи Шангина И. И.

картина А.И. Корзухин Воскресный день

 

Чай да сахар. История русского чаепития — TeaTerra

Чай является важной частью бытовой русской культуры. К сожалению, традиция русского чаепития несколько забыта. Тем не менее она жива и имеет интересную, богатую историю.

По самой своей природе чай — явление высокой культуры. Его не просто вырастить, ещё труднее правильно собрать и обработать, а уж хорошо заварить ароматный напиток — целое искусство. Чай требует к себе внимательного и серьёзного отношения, это строгий господин, не терпящий суеты и спешки. Чай нельзя приготовить на скорую руку и выпить на ходу. Зато он, как никакой другой напиток, способен дарить тепло окружающим, тепло физическое и душевное.

Чай впервые попал в Россию в 1638 году. Но долгое время он был слишком дорогим напитком, которого российская глубинка почти не знала. Широкое распространение чая у нас началось только в XVIII веке. Город Кяхта в Бурятии на русско-китайской границе стал главным пунктом чайной торговли, а чай — основным предметом китайского экспорта в Россию. Основная масса чая поступала в Россию через Монголию и Сибирь. Путь чая до Москвы составлял в общей сложности 11 тысяч километров и занимал почти полгода. Поэтому чай долгое время был очень дорогим удовольствием, недаром была такая поговорка: «Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач».

Москва стала главным центром торговли чаем в России, далеко обогнав в этом столичный Петербург. С середины XIX века оптовая чайная торговля переместилась на знаменитую Нижегородскую ярмарку, откуда чай развозился по всей стране. В это же время вместе с чаем завоёвывает признание россиян и самовар. В течение XIX века чаепитие у самовара получило широкое распространение во всех слоях русского общества, но первыми начали пить чай дворяне.

Ритуал дворянского чаепития ориентировался на английский образец. В дворянских домах чай пили не более двух раз в день, сервировали его на белоснежных скатертях из дорогого голландского сукна, и ни в коем случае не пили чай с блюдца. Напротив, у купцов и мещан было принято держать самовар наготове весь день. И накрывали стол не белоснежной скатертью, а цветной. В купеческой среде чаепитие стало осуществляться с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек («чай по-купечески»).

Обычай русского чаепития 40–80-х годов XIX века наиболее подробно описан в произведениях Н.А. Островского. Именно в это время — в середине XIX века — происходило быстрое распространение чая во всех слоях русского общества, и прежде всего среди купечества. Известный исследователь русской кулинарной культуры В.В. Похлёбкин пишет, что чай в значительной степени благодаря драматургии Островского стал считаться у нас купеческим напитком, «хотя в действительности он был с середины XVII и до середины XIX века, то есть в течение 200 лет, преимущественно, а иногда и исключительно дворянским!».

Долгое время привычка пить чай была распространена лишь среди богатых московских и нижегородских купцов.

«Примечательно, — пишет В.В. Похлёбкин, — что у Островского есть и “дворянские” пьесы и есть в них, да и не только в них, чаепитие по-дворянски. Там, между прочим, сохраняется “тургеневский” чайный антураж: стол, покрытый белоснежной скатертью, чайный прибор, фарфоровая чайная посуда, да и сам чай пьют по-барски, по-дворянски. Во-первых, с утра, во время завтрака, за завтраком; во-вторых, со сливками, как пивали его в пьесах Лермонтова и Тургенева, то есть в английском стиле, в таком, в каком вошло чаепитие в Россию после 1815 года, особенно в аристократических семьях, подражать которым вскоре начало всё сколько-нибудь состоятельное дворянство».

Новый, «купеческий» обычай чаепития стал другим. Чай подавали на стол, покрытый цветной салфеткой. Ещё купцы и мещане полюбили пить чай с баранками, калачами, вприкуску с сахаром, да на блюдечках — такая форма чаепития для дворян была немыслимо вульгарна. Обычай сдабривать чай мадерой также противоречил строгим английским традициям истинного чаепития. Однако несколько сниженный «новорусский» чайный этикет компенсировался традициями нашего гостеприимства и хлебосольства, а также массовым распространением чаепития среди простого народа.

Дело в том, что с 40-х годов XIX века резко расширился ввоз в Россию китайского чая. Под давлением европейских колониальных держав китайское правительство искало поддержку у России. Оно запретило вывоз чая в Великобританию и впервые в истории Китая открыло свою границу с Россией для беспрепятственного вывоза чая из Поднебесной империи. Россия оказалась в 50–60-х годах в наилучшем положении из стран мира в деле снабжения китайским чаем, причем самыми разнообразными его сортами: от дешёвых до сверхдорогих, что позволило приобщиться к чаю самым широким слоям населения. В 1886 году он был введён в русской армии в качестве одной из основных форм довольствия. Тогда же в России начали появляться новые заведения, не имевшие аналогов за рубежом — чайные.

Чай быстро вошёл в быт, культуру, образ жизни русского человека. В чём же заключается главная особенность русского чаепития? Это не просто приём пищи, но форма проведения досуга, повод для общения и душевного разговора. Чаепитие у нарядного красавца-самовара стало любимым видом русского застолья.

Интересно написана статья о чае в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля: «Чаи черные, цветочные, зелёные, красненькие, жёлтые (высшие)… Чай мятный, шалфейный и прочий настой, замест чаю. Грудной чай, набор. Ныне уж нет сбитню, а всё чаёк; не просят на водку, а просят на чай…». Поскольку без чая не обходилось русское застолье, звать на чай стало синонимом «звать в гости», или, как пишет Даль, «на-вечер». «Пожалуйте кушать чай!» — с этими словами хозяева приглашали гостей к столу. «Чай и (да) сахар!», «Чай с сахаром!» — оказывается, так было принято говорить, застав кого-либо за чаем. Это застольное пожелание В.И. Даль сравнивает с хорошо известным нам, но уже почти вышедшим из употребления старинным пожеланием «хлеб да соль», т.

е. «приятного аппетита». Если гостям попадал в чашку стебелёк чая, отшучивались, что «на Руси никто ещё чаем не подавился». Чаепитие со сладостями и сдобой называли: «Чай внакладку, чай вприкуску», а шутя, «и вприлизку и вприглядку». Чай с ромом звался «чай с позолотой».

Среди купцов было принято заключать торговые сделки в трактирах за чашкой чая, поэтому выражение «вместе чай пить» В.И. Даль истолковывает как «в трактире купить, продать что, заключить обязательство». Со временем чай стал прочно ассоциироваться с самим трактиром, и появилось такое негативное высказывание: «По чаям ходить, добру не быть».

Характерной особенностью русского чаепития было то, что никогда не выходили из-за стола, не напившись чаю досыта, часто выпивали подряд по нескольку чашек, поэтому и говорили: «Где чаи, там и немощи». Привычка пить горячий, крепкий чай была особенно распространена среди богатого московского купечества, и о слабозаваренном чае говорили: «Такой чай, что сквозь него Кронштадт виден (из Питера)», или: «Москву насквозь видно!» Ещё выражения из словаря В.

И. Даля, связанные с качеством чая: «Этот чай — ай, ай, ай! Не чай, а ай», «Заставили нашего брата чай без сахару пить!» Некоторые высказывания о чае сохранили представление о нём как о дорогом напитке, доступном не всем: «По-купецки чай пьёт, да не по-купецки расплачивается», «Где нам дуракам чай пить!». Долгое время чай расходился по России только через Москву и именно здесь чай начал завоёвывать сердца простых россиян. В этой связи интересно одно выражение, отмеченное Владимиром Далем как подмосковное: «Хлебца купить не на что: с горя чаёк попиваем!».

Наконец, стоит указать, что в середине XIX века под словом «чайник» подразумевалась не только «посудина с ручкой и носком для заварки, настою чая», но и, как пишет В.И. Даль, в первую очередь сам «охотник до чая». «Чайницей» называли любительницу чая, а также «сосуд, в коем держат сухой чай». Особенно неравнодушных к чайку комично звали «чаёвщиками» и «чаёвщицами». Любопытно, что в русском языке XIX века само чаепитие обозначалось разными словами. Так «чаевать» значило «проклажаться за чаем, пить его в раздольи», а «чайничать» — проводить время за чаем, «распивать чаи», или, укорно, «пробавляться чаями».

К середине XX века традиция русского чаепития почти сошла на нет. На то было немало причин. Это трудные военные годы, закрытие общественных чайных, массовый исход людей из частных домов в городские квартиры, в которых самовар был уже неуместен, быстро вошедший в моду кофе, и т.д.

Чай товарищества «Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и Ко», Россия (слева) и чай «Чаеуправление. Москва. Первомайская, 19», СССР

Автор: Еранцев Артём
Источник: http://radilov.ru


Сбитень, взвары, иван чай и другие напитки дочайной эпохи

Если сегодня любому россиянину задать вопрос: «какой главный безалкогольный национальный напиток?», то в подавляющем большинстве случаев мы услышим о чае. В категории безалкогольных напитков чай вне конкуренции. Но чай пришёл в Европейскую часть России лишь в 17 веке.

Какие напитки пили россияне до прихода чая и параллельно с ним? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Одним из наиболее любопытных горячих безалкогольных напитков был сбитень, который приготовляли из мёда и набора различных трав и специй. Единого рецепта сбитня не существовало – у каждого из сбитенщиков были свои секреты, касавшиеся состава напитка, процентного соотношения компонентов, методов заваривания и т.п.

В конце 19 века в Российской империи появился любопытный напиток на основе мёда. На ярмарках нередко можно было встретить людей, продававших «дивий мёд» (другое название того же продукта — «дикий мёд»). Крупные куски в виде колбас или цилиндров изготавливались по различным рецептам.

В основе рецептур продукта был мёд и набор разных компонентов (трав и сушёных фруктов), отличавшихся в зависимости от производителя. Потребитель измельчал кусочки такой «колбасы» и заваривал их. Настой, по воспоминаниям пробовавших продукт, имел сладковато-приторный вкус. Но невзыскательному покупателю нравился этот отечественный продукт.

Среди холодных безалкогольных и слабоалкогольных напитков были чрезвычайно широко распространены квасы. В 19 веке рецептов различных квасов имелось несчётное число. Можно с уверенностью сказать, что было несколько тысяч разных уникальных рецептов, большая часть из которых в настоящее время утеряна.

У дворян, которые любили квас, в первой половине 19 века, его изготавливали и подавали к столу иногда по десятку видов за один раз. Квасы часто изготавливали на фруктовых и ягодных основах. Были малиновые, яблочные, клубничные, вишнёвые, грушёвые, медовые и другие, самые разнообразные, квасы. История изготовления квасов и их рецептуры заслуживают отдельного разговора.

В «дочайную» эпоху у разных народов России существовала масса традиционные напитков на растительном сырье, которые именовались взварами или взварцами. Сегодня те же напитки принято называть на французский лад тизанами (tisane – отвар).

Эти напитки и их соотношение в потреблении существенно отличалось в зависимости от региона. Люди опытным путём выявляли полезные растения в окружающем их мире и приготовляли из них напитки. Часто сырьё для напитков собирали по лесам и полям в больших количествах и сушили на зиму.

Большую роль в распространении взваров сыграли православные монастыри. Монахи заготавливали различных лекарственные растения и ягоды (в зависимости от местности они были разными), часто сушили их, а затем изготавливали напитки, которые позволяли стоять большие службы и выдерживать посты.
По меньшей мере, с 1830-х годов в русском языке существовало также понятие «травяной чай». Оно использовалось для обозначения напитка на основе заваренных листьев и ягод различных растений.
Часто «травяной чай» использовался в качестве самостоятельного лекарственного средства, либо как дополнение к лекарственным средствам, на что указывает смысловой контекст ряда источников, начиная с 1830-х годов.

Наиболее распространённым в России 19 века был напиток из кипрея. Его массово потребляли те, кому китайский чай был не по карману. Кроме того из-за своей распространённости, это было очень удобное сырьё для изготовления фальсификата.

Напиток кипрея готовили с глубокой древности. Существует масса красивых легенд о том, кто же первым начал массовое производство кипрея и поставил технологию «на поток». Ни одна из легенд до сих пор не нашла своего подкрепления серьёзным архивным материалом.

С конца 19 века в ряде регионов Российской империи начали производить чай из сушёных фруктов. Рецептуры существенно различались. В ряде случаев к засушенным кусочкам фруктов добавлялись засушенная кожица с плода, измельчённые косточки. Нередко к такой сушёной смеси добавляли ещё и цикорий. В торговле подобный напиток нередко называли «фруктовый чай».

Когда состав для будущего фруктового напитка включал только сушёную мякоть плодов (яблок, груши и т.п.), то в продаже он обходился потребителю 50 – 60 коп. за 1 фунт .

Если же на производство фруктового чая шло большое количество низкосортного сырья – кожицы, перемолотых семечек и т. п., то туда часто добавляли цикорий, смягчавший недостатки продукта. При этом в продаже продукт стоил уже существенно дешевле 30 – 40 коп. за 1 фунт.

Часто подобный чай фасовали по пакетам, кулькам и пачкам. Фасованный «фруктовый чай» стоил в продаже 3, 5, 10, 20, 25, 50 копеек.

Мелкие производители скупали у крестьян собранные плоды, измельчали (нарезали ножами, а часто просто рубили тяпками), сушили их в печках. Расходы на производство были минимальными.

Спрос на «фруктовый чай» бы достаточно устойчивый, так как он был дёшев в производстве. Наибольшее распространение данный суррогат чая получил в Орловской губернии, откуда активно распространялся в другие регионы.

В последние годы 19 века к производству «фруктового чая» подключилась и Самарская губерния.

Даже купеческая столица России – Москва – быстро оценила перспективы коммерческого производства нового продукта, «фруктовый чай» начали производить и здесь.

Развитие конкуренции привело к появлению большого количества различных «купажей»: помимо цикория в смесь, нередко, добавляли винные ягоды (так в 19 веке называли инжир), сушёный чернослив, сушёную тыкву и её семечки.

С 19 века в России активно изготавливали «морковный чай», который активно потреблялся, в том числе, в среде старообрядцев. В период Первой мировой и Гражданской войн с «морковным чаем» близко познакомилась большая часть россиян.

В отличие от китайского чая, подобные напитки в приготовленном виде имели приятный сладковатый привкус. Большим недостатком ряда «фруктовых чаёв» было то, что их можно было пить только в горячем виде, так как остывший напиток часто становился невкусным и имел неприятный вид.
С 1888 года в Российской империи был введён запрет на использование слова «чай» для обозначения фруктовых напитков. Запрет касался только терминологии. Сами суррогаты чая можно было по-прежнему изготавливать и продавать.

Следует отметить, что массовое распространение чайных суррогатов началось в период Первой мировой, Революции 1917 и последовавшей затем Гражданской войны. Перекрытие основных маршрутов поставок чая, обнищание населения, а затем и разруха привели к массовому распространению суррогатов чая в народе.

Советская власть взялась не только за развитие отечественных плантаций чая на Кавказе, но и организовала массовое производство суррогатов чая. Чайные напитки активно рекламировались даже в 1950-х годах. Вкус чайных напитков «клубничный», «аромат», «ягодный», «малиновый», «земляничный», «грушёвый» был хорошо известен потребителям.

Русские путешественники, торговцы и исследователи, осваивая новые земли, обращали внимание на быт и традиции коренных народов. Осталось достаточно много различных воспоминаний, в которых рассказывается о традиционных напитках в разных регионах Российской империи.

На Амуре была традиция пить чай, содержащий примеси местных трав. Один из русских путешественников вспоминал, как он пил такой чай с травами: «Был приготовлен самими хозяевами (простыми казаками, а не офицерами) чай с разными сибирскими снадобьями, неказистыми, но очень вкусными».

В ряде регионов Сибири, в Забайкалье, на Алтае активно потреблялся бадан (Bergenia), также известный там как «чагырский» чай. Многие русские поселенцы в Сибири активно заготавливали, продавали и потребляли бадан.

Долгое время бадан был не менее важным товаром, чем чай и, по свидетельству англичанина Самуила Коллинса доставлялся в Россию из Китая: «Оттуда [из Китая через Сибирь] он [неназванный торговец, знакомый Коллинса] привёз чаю (Chay) и Бадьяну (Bour Dian). Бадьяном называется Anisum Indienun Stellatum. Купцы говорят, что он употребляется с сахаром (также как и у нас в Англии) и считается очень полезным от болезни лёгких (flatus Hypochondriaci) и желудочного расстройства. Он привозится завёрнутым по фунтам в бумаге, на которой написаны Китайские буквы».

Старообрядцы, не принимавшие «басурманское зелье» – китайский чай, наши в Сибири ему множество различных замен. Достаточно активно напитки изготавливали из растений семейства кисличных (Oxalidaceae). В частности для изготовления напитков, использовалась трава скрипун (заячья капуста).

Староверы пили также курильский чай (пятилистник кустарниковый, турусульник), заваривали листья смородины и брусники (брусничник). Также староверы приготовляли напитки из чаги (берёзовый гриб, Inonotus obliquus) и шульты (гнилой сердцевины берёзы).

Следует заметить, что далеко не все староверы не принимали китайский чай. В отличие от кофе, многие старообрядцы не видели зла в «ханской травке» — чае. Более того, было немало чаеторговцев-старообрядцев, которые и сами пили чай, и торговали им.

Чтобы не быть голословным, можно привести пример конца 18 – начала 19 века, — Толстикова Якова Филипповича. Старообрядец из Екатеринбурга, крупный промышленник и торговец. Он торговал чаем. С 1805 по 1811 годы он даже был городским головой Екатеринбурга. Таких примеров много.

Долгое время активно и многими народами России потреблялся ревень. Его собирали как на территориях самой России, так и в огромных количествах закупали в Китае. Более того, корень ревеня, закупавшийся массово у китайцев, реэкспортировался в ряд европейских стран.

У бурят был популярен так называемый «улаажаргын сай» («улаажаргыр сай»). Технология его была незатейлива: пожухшие и свернувшиеся листья кипрея собирали и укладывали в подходящую посуду. Их смачивали свежей заваркой того же улаажаргын сая и ставили в тепло для ферментации, потом заваривали с добавлением молока. В Бурятии улаажаргын сай популярен и в наше время.

Поскольку технологии изготовления улаажаргын сая и копорского чая схожи, это даёт основания и для ещё одного предположения. Это может (пусть и косвенно) указывать на то, что по Великому чайному пути через Бурятию одновременно завезли и дорогой китайский чай и дешевый, весьма доступный, способ его подделки.

Жители Курильских островов в 17 – 19 веках потребляли напиток «из желтоватых листьев; они считают его лекарством от колик».

В российском Поволжье в 19 веке активно пили напиток из чабреца (он же – тимьян ползучий, thymus serpyllum). Нередко к напитку из чабреца добавляли солодку щетинистую (glycyrrhiza echinata).

Активно потреблялись напитки из различного растительного сырья в 18 – 19 веках башкирами и русскими поселенцами на Урале.

Жители Ярославской губернии с 18 века достаточно активно заготавливали листья лесной земляники (Fragária vésca). «Земляничный чай», как его активно называли в народе, достаточно активно подавался даже на Нижегородской ярмарке как дешёвая замена дорогому китайскому чаю.

Бедные жители Средней Азии и Туркестана в 19 веке достаточно активно потребляли напиток из нескольких видов растения душицы (origanum). Один из русских купцов в городе Верном (современная Алма-Ата) в XIX веке обращался к властям с ходатайством о привилегии на изготовление «русского чая» на основе душицы.

Значительно количество душицы обыкновенной (origanum vulgare), и травяных смесей на её основе, с конца 19 века завозилось в Россию из Китая. Продукт стоил дешевле китайских чаёв и спрос на него на рынке рождал предложение. Нередко такая смесь прессовалась в большие плитки, брикеты и бесформенные куски и уже в этом виде поступала из Китая в ряд регионов Средней Азии, присоединённой к тому времени к России.

Изготавливался напиток из листьев кавказской брусники. Её часто использовали и для фальсификации чая. Такой фальсификат был известен на Кавказе под названиями «кавказский чай» и «батумский чай». Его часто подмешивали к чаю, производимому русскими чайными плантациями на Кавказе.

Для приготовления напитков также использовались липовый цвет, листья яблони и дуба, зверобой, шалфей, ромашку и другие травы.

 

Автор: кандидат исторических наук Соколов Иван Алексеевич

 

Tea Merchants — Перевод на французский — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.

Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

В 1890-х годах Кембрийский дом был домом Уильяма Пула, регионального агента торговцев чаем Valentine & Co.

Dans les années 1890, Cambrian House était le domicile de William Poole, региональный представитель торговых марок de thé Valentine & Co.

Вдохновленные логотипом «Париж торговцев чаем с 1919 года», они расширили ассортимент купажей, чтобы привлечь новых любителей чая.

S’inspirant du « marchand de thé à Paris depuis 1919», elles enrichissent l’orgue des saveurs et inspirent de nouveaux amateurs.

Семья Дианы Хе (произносится «она») была торговцами чаем и на протяжении поколений — дорогим другом LUX * и наиболее уважаемыми экспертами в Даяне.

Семья Дианы Он (местоимение «Она») — это маршана из подвески поколений — chère amie de LUX * et parmi les экспертов les plusrespectes de Dayan.

Они сказали, что они торговцев чаем из восточных земель

Молитесь, это английские торговцев чаем из Кантона, которые в следующий раз прочитают это послание.

Предложите пример

Другие результаты

В 1850 году она вышла замуж за Юргена Эдварда Пфайффера, торговца чаем .

Затем он отнес свой продукт к местному торговцу чаем , которому он понравился настолько, что он заплатил ему вдвое больше его обычного чая .

Il présenta ensuite sa production à un marchand local, qui l’apprécia suffisamment pour lui en offrir le double du prix usuel.

Торговец чаем Джон Додд экспортировал этот чай к западу от своей базы в Тамсуи.

Родился в Москве, в семье торговца чаем ?

В 1888 году Макдональд устроился личным секретарем у Томаса Лоха, который был торговцем чаем и радикальным политиком.

В 1888 году Макдональд объединил усилия с частным секретарем Томаса Лоха, марш и радикальный политик.

И теперь вы торговец чаем .

Et maintenant, dans le thé .

25 сентября 2014 года в Южной Африке был запущен Kusmi Tea в партнерстве с дистрибьютором The Tea Merchant , с которым бренд разделяет ту же страсть к исключительным сортам чая .

Aujourd’hui, Kusmi Чай прибыл в Южную Африку и разделен с дистрибьютором The Tea Merchant , avec qui la marque partage la même passion for les thés d’exception.

Тем не менее, Томас Салливан, торговец чаем из Нью-Йорка, часто приписывают создание первой коммерческой концепции чайных пакетиков .

Toutefois, часто встречается с атрибуцией Thomas Sullivan, un marchand de the de New York, концепция премьер-саше рекламного ролика .

Мы не можем говорить о чае , не упомянув английского торговца чаем Томаса Липтона (1850-1931), который нажил состояние в США, открыв сеть продуктовых магазинов.

On ne peut passer sous молчание l’importance du marchand anglais Томас Липтон (1850-1931), оставивший факт удачи aux États-Unis en ouvrant une chaîne d’épiceries.

Изначально дом торговца чаем был преобразован в место, где рассказывают историю Тайбэя и чая .

Изначально the Merchant’s House, он был преобразован в пространство для историй Тайбэя и до .

Фактически, наш компаньон был сыном богатого торговца в Пекине, торговца чаем в торговле Тунг-Тьен и Сунг-Фонг-Цао.

En effet, notre compagnon est le fils d’un riche marchand de Pékin, 4-ый аттитр де-битов thé de Toung-Tien et de Soung-Foug-Cao.

(274 Bade Rd.) 04 Один из эпицентров крутизны Тайбэя, универмаг Eslite Spectrum разбит на десятки маленьких бутиков, каждый из которых представляет тайваньского дизайнера, мастера или продавца чая .

(274 Bade Rd.) 04 Eslite Spectrum, центр шикарных тайпейнов, большой магазин, отделенный в дизайне маленьких бутиков, chacune mettant en valeur un créateur, un artisan or un marchand de thé taïwanais.

Элизабет родилась в 1805 году в семье торговцев чаем Twinings , одной из девяти детей Ричарда Твининга и его жены Элизабет Мэри Смитис.

Элизабет, место встречи с семьей и Twinings в 1805 году, это место neuf enfants Ричарда Твининга и сына ее супруги Элизабет Мэри Смитис.

Органический чай продавцов — Walmart.com

«,» tooltipToggleOffText «:» Нажмите на переключатель, чтобы получить

БЕСПЛАТНОЙ доставки на следующий день!

«,» tooltipDuration «:» 5 «,» tempUnavailableMessage «:» Скоро вернусь! «,» TempUnavailableTooltipText «:»

Мы прилагаем все усилия, чтобы снова начать работу.

  • Временно приостановлено в связи с высоким спросом.
  • Продолжайте проверять наличие.
«,» hightlightTwoDayDelivery «:» false «,» locationAlwaysElposed «:» false «,» implicitOptin «:» false «,» highlightTwoDayDelivery «:» false «,» isTwoDayDeliveryTextEnabled «:» true «,» useTesting » «,» ndCookieExpirationTime «:» 30 «},» typeahead «: {» debounceTime «:» 100 «,» isHighlightTypeahead «:» true «,» shouldApplyBiggerFontSizeAndCursorWithPadding «:» true «,» isBackgroundGreyoutEnabled} «:» false » locationApi «: {» locationUrl «:» https: // www.walmart.com/account/api/location»,»hubStorePages»:»home,search,browse»,»enableHubStore»:»false»},»oneApp»:{«drop2″:»true»,»hfdrop2 «:» true «,» heartingCacheDuration «:» 60000 «,» hearting «:» false «},» feedback «: {» showFeedbackSuccessSnackbar «:» true «,» feedbackSnackbarDuration «:» 3000 «},» webWorker «: {» enableGetAll » : «false», «getAllTtl»: «

0″}, «search»: {«searchUrl»: «/ search /», «enabled»: «false», «tooltipText»: «

Скажите нам, что вам нужно

» , «tooltipDuration»: 5000, «nudgeTimePeriod»: 10000}}}, «uiConfig»: {«webappPrefix»: «», «artifactId»: «header-footer-app», «applicationVersion»: «20.0,40 «,» applicationSha «:» 41ed8468826085770503056bd2c9bc8be5b55386 «,» applicationName «:» верхний колонтитул «,» узел «:» 87404e39-c8e6-4674-999a-188c55ec0bb2 «,» облако «:» a14 «prod oneOpsEnv «:» prod-a «,» profile «:» PROD «,» basePath «:» / globalnav «,» origin «:» https://www.walmart.com «,» apiPath «:» / header- нижний колонтитул / электрод / api «,» loggerUrl «:» / заголовок-нижний колонтитул / электрод / api / logger «,» storeFinderApi «: {» storeFinderUrl «:» / store / ajax / primary-flyout «},» searchTypeAheadApi «: { «searchTypeAheadUrl»: «/ search / autocomplete / v1 /», «enableUpdate»: false, «typeaheadApiUrl»: «/ typeahead / v2 / complete», «taSkipProxy»: false}, «emailSignupApi»: {«emailSignupUrl»: » / account / electro / account / api / subscribe «},» feedbackApi «: {» fixedFeedbackSubmitUrl «:» / customer-survey / submit «},» logging «: {» logInterval «: 1000,» isLoggingAPIEnabled «: true,» isQuimbyLoggingFetchEnabled «: true,» isLoggingFetchEnabled «: true,» isLoggingCacheStatsEnabled «: true},» env «:» production «},» envInfo «: {» APP_SHA «:» 41ed8468826085770503056ERSbe2c9b «,» APP38 «,» APP «:0.40-41ed84 «},» expoCookies «: {}}

5 фактов о чае, которых вы не знали

© Fotofermer / Fotolia

Чай — любимый напиток во всем мире. Это один из самых потребляемых напитков, уступающий только воде. Вы можете пить его горячим или холодным, с лимоном или с сахаром, но что вы вообще знаете о чае? Ниже приведены пять мелочей, которыми можно удивить своих друзей за чашкой чая.


  • Meet Camellia

    Camellia sinensis

    Листья чайного растения ( Camellia sinensis ).

    © Эмран Мохд Тамил / Shutterstock.com

    Все «настоящие» сорта чая производятся на одном и том же растении, Camellia sinensis . Черный, зеленый, белый чай и чай улун делают из листьев этого растения. Окисление, обработка и другие факторы придают этим типам особый цвет и аромат. Другие так называемые чаи, такие как травяной (ромашковый, мятный и др.), Мате и ройбуш (также известный как «красный чай») правильнее называть тизаном.

  • Пакетик

    чай © nikolych / Fotolia

    Чай в пакетиках изобрели в начале 20 века случайно.Один американский торговец чаем использовал шелковые пакеты, чтобы отправлять образцы своим клиентам. Покупатели ошибочно думали, что пакеты предназначены для замены традиционных металлических заварочных устройств, и поместили их целиком в свои горшки.

  • Полдник

    чай © Agphotographer / Fotolia

    Считается, что традицию полдника или «полдника» популяризировала Анна, седьмая герцогиня Бедфорд, подруга королевы Виктории. Это должно было быть существенной закуской между утренним и вечерним приемом пищи — с некоторой частью сплетен.

  • Кража чая идентификации

    Дарджилинг, Западная Бенгалия, Индия: сбор чайных листьев

    Рабочие собирают чайные листья возле Дарджилинга, Западная Бенгалия, Индия.

    Gerald Cubitt

    Чай, выращенный в регионе Дарджилинг в Индии, высоко ценится, поэтому многие называют его «шампанским чая».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *