Оленевод фотки: Оленеводы (47 Фото) » Триникси

Содержание

Как живут оленеводы Крайнего Севера (38 фото)

оленеводы севера

В России все еще огромное число людей живет в практически неизменных первобытных условиях. Они обитают на севере в тундре, выпасая оленей как и тысячи лет назад…
Здесь почти всегда холод и снег. Нет никакой цивилизации. Даже компас, и тот, сходит с ума. Эти картинки могут напоминать декорацию, но всё по-настоящему. Смотрите!

оленеводы севера

1 На этой фотографии — семья оленеводов. Она могла быть сделана и сто лет назад, внешне в их жизни почти ничего не поменялось. Оленеводы до сих пор кочуют по тундре, перебираясь с места на место. А раз в год собираются вместе, приезжают в посёлок, единственный очаг цивилизации на многие километры.

оленеводы севера

2 Чтобы посмотреть на быт оленеводов, мало прилететь в Новый Порт, нужен проводник по тундре и транспорт. Зимой варианта два, и гости чаще всего добираются на вездеходе.

оленеводы севера

3 У местных есть быстрый конь-снегоход, Ямаха или Буран. К машине цепляют деревянный ящик на лыжах: в него помещается несколько человек или поклажа.

оленеводы севера

4 По пути, среди белой пустыни, едва различимы ненецкие кладбища: такие же ящики, но без лыж. Покойников здесь не закапывают, а оставляют на земле. На фотографии — камера хранения для оленеводов. В конце лета все лёгкие вещи оставляют в условном месте на нартах, а когда сходит снег, возвращаются за ними.

оленеводы севера

5 Одна из семей тундровиков живёт в двадцати километрах от посёлка. Дорога к ним занимает час.

оленеводы севера

6 Трудно объяснить, почему именно это место выбрали для стоянки. Просто пустыня, просто снег. К нартам привязаны лайки, начавшие истошно гавкать, как только почувствовали чужаков. Самая надёжная сигнализация. Маленькие собачки не способны тянуть упряжку, но отлично справляются с ролью пастухов: их так и зовут, оленегонные лайки.

оленеводы севера

7 Из чума вышла женщина в традиционном наряде — малице, сшитом из оленьей шкуры. Сам чум тоже собран “из оленя”. “У них же тысячу лет ничего не менялось” — подумал я и решил обойти шалаш вокруг.

оленеводы севера

8 Спутниковая тарелка у домика из палок и оленьей кожи…нет, всё-таки мы в двадцать первом веке.

оленеводы севера

9 Хозяйка чума в цветастом халате, приветствовала нас, не отрываясь от экрана, где показывали “Комиссара Рекса”. Возле телевизора заряжались два смартфона. На стене висел автоматический освежитель воздуха.

оленеводы севера

10 Я бы хотел рассказать об особенностях чумостроения, тем более что там есть интересные детали. Например, как часто нужно менять оленьи шкуры, как быстро они могут собрать или разобрать свой шалаш, но к сожалению, в тот самый момент перестала работать моя фотокамера, и я всячески пытался её вернуть к жизни. К сожалению, не помогло, и большая часть фотографий этого репортажа сделаны не мной, а ямальским фотографом Данилом Колосовым. Спасибо ему огромное, выручил!

оленеводы севера

11

оленеводы севера

12 Оленеводством занимаются в полутора десятках северных регионов России, но именно в Ямало-Ненецком округе самое большое поголовье, в 2010 году насчитывалось 660 тысяч оленей, в три раза больше, чем в следующем по количеству регионе, Якутии.

оленеводы севера

13 И олень в этих местах — не просто домашняя скотина, а кормилец. Причём, в прямом смысле: оленина составляет основу рациона жителей северных посёлков и самих тундровиков, из оленьих шкур делают дома и одежду.

оленеводы севера

14

оленеводы севера

15 Но олень — не только ценный мех. У каждой семьи непременно есть свой любимец, домашний оленёнок, который даже ночует в чуме.

оленеводы севера

16 Оленеводы по своему роду занятий напоминают американских ковбоев, только вместо клетчатых рубах навыпуск и широкополых шляп — тёплые непродуваемые малицы, сохраняющие тепло даже при экстремальных морозах. А минус сорок здесь — так, прохладно.

оленеводы севера

17 Может сложиться впечатление, что они какие-то дикари, непонятно почему живущие посреди тундры, но многие оленеводы умеют читать и писать, среди молодёжи почти все имеют законченное среднее образование, и такая жизнь — их собственный выбор.

оленеводы севера

18 Раз в год, по весне, на Ямале проходит День оленевода. Праздник кочует, как и сами его “виновники”: из-за огромных территорий и разного климата, он проходит в разных городах и посёлках в течение месяца.

оленеводы севера

19 И если вы хотите увидеть всю красоту и романтику жизни в тундре, стоит прилетать в эти даты. Яркие впечатления гарантированы!
20 Я оказался на празднике в посёлке Новый Порт, про который рассказывал отдельно. Оленеводы со всех концов бескрайней тундры съезжаются в райцентр. Едут, в прямом смысле, полдня на оленях. Иногда и дольше.

оленеводы севера

21 Собственное мероприятие в Новом Порту проходило только второй раз за последние 30 лет: долгое время приходилось добираться ещё дальше, в село Яр-Сале. Возродить традицию удалось благодаря “Газпром нефти”, чьё месторождение находится в близости от посёлка. Программа социальных инвестиций “Родные города” действует в Ямало-Ненецком округе и направлена на поддержку коренного населения, на чьи традиционные территории приходит добывающий промысел.

Помимо организации мероприятий в поддержку традиционной культуры народов севера и вложений в образование тундровиков, нефтяники заключают с каждой семьёй социально-экономические соглашения: им полагаются денежные выплаты или покупка техники. Деньги можно потратить на покупку техники, строительство или ремонт. А если в семье оленевода заболевает ребёнок или случается происшествие, к ним вылетает вертолёт: иначе до их трудоноступных мест жительства просто не добраться. Так что, ненцы себя чувствуют не хуже американских индейцев, а то и лучше.

Для жителей Крайнего Севера день Оленевода даже важнее Олимпиады. Ненцы, коренной малочисленный и азартный народ севера, ждут эти игры весь год.

оленеводы севера

23 Состязания проводятся по национальным дисциплинам, Одно из самых любимых среди ненцев — метание тынзяна на хорей (забрасывание “лассо”, изображает поимку выбранного из стада оленя).

оленеводы севера

24 Среди оленей выбирают самых красиво наряженных. Женщины тоже принимают участие, во многих дисциплинах наравне с мужчинами. Кроме борьбы, пожалуй.

оленеводы севера

25 Традиционное ненецкое единоборство похоже на японское сумо и собирает много зрителей.

оленеводы севера

26 Борьба идёт не только на ринге, но и рядом с ним. У детей своя атмосфера.

оленеводы севера

27 Важная деталь гардероба оленевода — кисЫ, ненецкие валенки. Сшиты из оленьих шкур. Необитаемы, непродуваемы, непромокаемы. Только весят немало, поэтому прыжки в них — то ещё состязание!

оленеводы севера

28 Перетягивание палки чем-то напоминает “наш” армреслинг. Да и вообще, почти все ненецкие состязания перекликаются с тем, что привычно западной культуре. Такие разные народы, но корни — одни.

оленеводы севера

29 Популярные на крайнем севере детские коляски выглядят странно. Угловатые и топорно сделанные “броневики на санках”. Местные жители на них не обращают внимание, самих в таких в детстве возили. Я же не мог оторвать глаз.

оленеводы севера

30 Так коляска устроена изнутри.

оленеводы севера

31 Усталь. Тундровики не привыкли проводить так много времени с другими тундровиками, и к вечеру у многих из них сдают силы.

оленеводы севера

32 На сцене, тем временем, награждали победителей различных состязаний. Неплохие призы, посуда и бытовая техника. Но этим ненцев не увлечь.

оленеводы севера

33 Главные призы были куда серьёзнее: победителей “оленьей Олимпиады” ждал новенький снегоход Ямаха, ещё в призовом фонде был отечественный “Буран” и дизель-генераторы.

оленеводы севера

34 После обеда все переместились на берег Обской губы. На льду уже расчистили трассу для главного и самого зрелищного соревнования, гонок на оленях.

оленеводы севера

35

оленеводы севера

36 Суть соревнований напоминает дрэг-рейсинг: две оленьи упряжки с “пилотами” одновременно стартуют, мчатся как можно быстрее до контрольной точки и возвращаются назад. Кто первый пересёк черту — побеждает.

оленеводы севера

37 Беговых оленей растят с детства, потом долго подбирают им партнёров по упряжке. Это целая наука, и неплохой бизнес. Чтобы избежать жульничества, участвовавших в гонке оленей помечают маркером.

оленеводы севера

38 Но даже это не помогает: желание прийти первым так велико, что оленеводы порой идут на настоящие ухищрения. Например, один парень одолжил оленей в соседнем районе: взял парочку из упряжки победителей, которые участвовали парой недель назад, и привёз их в Новый Порт. Вот только тундровики знают не только друг друга, но и соседских оленей. Зрители и другие участники легко определили подвох, и участника сняли с соревнований.

Источник

Люди холода: 14 колоритных фотографий современных ненцев-оленеводов

Издавна ненцы живут на территории полуострова Ямал. Их жизнь неразрывно связана с природой. Ежегодно они мигрируют с севера на юг и обратно, ориентируясь на наличие питания на оленьих пастбищах и на нерест рыбы. Оленей ненцы ловят при помощи арканов, а их мясо употребляют в пищу сырым, безо всякой обработки. Оленьи шкуры ненцы используют, чтобы обтягивать ими свои жилища – чумы. Потепление климата изменило пути миграции оленей, и этот народ вынужден отойти на север полуострова.

1. Ненецкая женщина в чуме

Разборной чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

2. Мужчина ненец в малице

Нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами.

3. Традиционная одежда

Верхняя одежда и обувь шьется из оленьих шкур.

4. Оленевод

Олень для ненца — это все: и дом, и пища, и транспорт.

5. Выживание в условиях крайнего Севера

Необходимость выжить в суровых условиях приучила жителей питаться сырым мясом с кровью.

6. Ненецкая семья

Для ненцев хорошая одежда всегда представляла большую ценность.

7. Ненецкие дети

Красивая ненецкая одежда.

8. Ненец на Ямале

Люди, ведущие кочевой образ жизни.

9. Коренные жители крайнего Севера

Самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

10. Традиционное занятие

Разведение крупностадного оленеводства.

11. Ненецкие оленеводы

На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей.

12. Вся жизнь ненцев связана с оленем

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным.

13. Основные занятия ненцев

Ненцы занимаются оленеводством, рыболовством, охотой.

14. Жилище ненцев

Жилищем коренных жителей крайнего Севера является конический чум.

Продолжая тему о коренных народах севера, 15 фотографий из жизни ханты и манси — великих народов-охотников .

По материалам сайта livejournal.com
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/010816/30627/

Поделиться ссылкой:

В гостях у чукотских оленеводов (29 фото) » Триникси

Один блогер решил поделиться своими впечатлениями о знакомстве с оленеводами Чукотки и рассказал о том, как оленеводы пасут и забивают оленей, а также поделился рецептом приготовления свежей оленины.

Далее авторский текст.

Обычно, когда путешествуешь по Чукотке и хочешь познакомиться с жизнью и бытом чукчей перед тобой встаёт дилемма: морзверобои или оленеводы? Первые живут на побережье к ним проще попасть, вторые в тундре, следовательно попасть к ним сложнее. Но как в том шампуне, в этом году у меня получилось 2 в одном: и у морзверобоев побывать и к оленеводам съездить.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Это про мою встречу с оленеводами. В оленеводческой бригаде девочка сломала руку. Привезти её должны на побережье Мечигменской губы, куда заодно и перекочует стадо. Мы с лоринсикими охотниками едем к оленеводам.

Стадо северного оленя.


Линька в самом «разгаре».

Караулить стадо мальчики начинают лет с 7-8 лет.


Стадо подкочевало раньше, чем приехал вездеход с врачом и девочкой из бригады. Пока ждём вездеход оленеводы готовятся к забою оленей.

Бригадир Вальтагин (в центре) вместе с директором оленеводческого хозяйства Владимиром Пелетагиным высматривают подходящего вылинявшего кастрата для забоя.

К августу у оленей закончится линька и определённое количество оленей будет забито на шкуры. Из августовских шкур шьют меховую одежду для оленеводов.

Высмотрев подходящего оленя пастух ловит его арканом (чаатом). Оленеводство, не смотря на развитие прогресса, в большей степени, чем морзверобойный промысел, носит черты традиционности. Из «новшеств», только материал аркана — верёвка. Хотя пользуются и кожаными арканами, но они менее практичны.

Заарканив оленя, несколько человек его держат за рога.


Один из оленеводов бьёт два раза оленя в левый бок, в сердце.

Через несколько секунд олень оседает, а через минуту испускает дух. Может показаться странным, но это самый гуманный способ забоя оленя. К примеру, ненцы, приезжавшие как-то на фестиваль оленеводов на Чукотку, показывали свои навыки по «работе» с оленями. После заарканивания они начали умерщвлять оленя при помощи удушения верёвками. Наши чукчи, несколько секунд смотрели на это «варварство», потом подошли и пырнули ножом. Чтобы олень не мучился.

После того, как олень «уснул», под него кладут несколько ивовых веточек и «поят» водой: сначала рану, потом губы. Этот обряд совершается и при добыче диких животных.

Сразу после этого приступают к разделке. Начинают с камуса (шкуры на ногах).

Шкуру от тела отделяют резкими ударами кулака.

Разделка, как и сто и четыреста лет назад, производится исключительно ножом, без топора. Топор вообще никогда не применяется чукчами при работе с мясом. Большие кости вывариваются целиком.

Шкуру растягивают для просушки и на неё обязательно кладут голову оленя. Сколько не спрашивал для чего это делается никто не может ответить. Традиция! Чуть позже, когда с разделкой покончено, будет съеден мозг, глаза и ноздри. Это считается деликатесом. Глаз надрезают и высасывают. По своей структуре он желеобразный.

Рога очищают от тонкой шкуры, которая тоже идёт в пищу. Её обжаривают в костре и едят нарезав на маленькие кусочки, так же как и губы.

Единственно правильный способ приготовления оленины — варка.

Пока варится оленина мы пытаемся произвести просчёт стада. Но олени напуганы оводом и ведут себя беспокойно.

Олени с жёлтыми бирками были зимой перегнаны из другого оленеводческого хозяйства для «разбавления» крови. На Чукотке только одно хозяйство имеет статус племенного.

Как и любое животное олень обожает соль. Не часто им доводится выходить к морской воде, но раз уж вышли обязательно нужно сделать несколько глотков.

Оленина варится не долго. И вскоре все участники поездки и оленеводы приступают к трапезе.


Вездеход еще не пришёл, поэтому можно устроить небольшое соревнование-тренировку. Почти всегда бросать аркан на рога будут два и больше человек. Одному тренироваться не интересно. За тренировкой оленеводов наблюдает их сверстник-морзверобой Гриша. Для него оленеводство не в диковинку конечно, но это совершенно другой мир, где он почти беспомощен. Так же как и для оленевода море.

Вездеход слышно издалека. Чукотский вездеход, подобен индийскому автобусу. В нём и на нём есть кажется всё.

А вот и героиня со сломанной рукой. За 2 часа, что мы обратно ехали на лодке она не произнесла ни слова о том что ей не удобно или больно.

Производственное совещание директора оленеводческого хозяйства и оленеводов. После того как мы уедем, несколько месяцев оленеводы снова будут жить в автономке.

Будущий оленевод.

Отсюда

Оленеводы в Заполярье | ФОТО НОВОСТИ

В отдаленных арктических регионах России оленеводство — это образ жизни, который сохранился в течение многих столетий. Мы отправляемся в поселок Красное Ненецкого автономного округа.

Каждую зиму пастухи собирают северных оленей в загон, выбирают и забивают слабых животных. Такая «отбраковка» помогает сохранить хрупкую экосистему тундры и размеры стада оленей, а местным жителям — заработать на жизнь продажей мяса и рогов.

19 фото

1. Оленеводы в тундре в Ненецком автономном округе, 27 ноября 2016. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):



2. Стадо оленей в загоне в поселке Красное Ненецкого автономного округа. В 1990 году в регионе было 191,5 тысяч оленей, а в 2000 году их поголовье снизилось до 136,4 тысяч. Однако к 2010 году количество животных выросло до 165,6 и продолжает расти. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

3. Олешки. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

4. Загон для оленей. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

5. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

6. Северный олень в далёком прошлом дал возможность человеку освоить Север, в настоящее время остаётся важнейшим биологическим ресурсом более двадцати народов Евразии и Северной Америки. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

7. В этом году было забито около 3 000 слабых животных по причинам, указанным выше.

Рога северного оленя бывают относительно больше, чем у других оленей. Разнообразие рогов северного оленя больше, чем у других оленей, и даже больше, чем у лося. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

8. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

9. Олени имеют огромное значение в хозяйстве, особенно у народов севера. Они дают питание, одежду. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

10. Оленина. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):



11. Церковь в поселке Красное, 25 ноября 2016. Расстояние от поселка до Москвы не кажется таким уж большим — около 1500 км. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

12. Олени в этих краях незаменимы для передвижения по тундре. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

13. Северные красавцы. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

14. Олени пасутся. Питанием являются мягкие корма — лишайниками. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

15. Местные красоты. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

16. Северный олень — обитатель северных областей: тундры и тайги. Все характерные для него признаки представляют приспособления к жизни в арктических условиях, в условиях холодного климата. Высокие же температуры он переносит с трудом. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

17. Оленевод. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

18. Вот ты какой, баррель нефти. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

19. Стадо оленей в Заполярье, село Красное, Россия, 28 ноября 2016. (Фото Sergei Karpukhin | Reuters):

Также смотрите «Путешествие по тундре».

Где и как живут чукотские оленеводы (22 фото) — НЛО МИР интернет — журнал об НЛО

Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни.

Без оленя не будет яранги — это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для «строительства» — оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга — мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как «дефицит». Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.

Стойбище

Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма «Территория»

Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум — это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом (береста, шкуры и т.п.). Устройство яранги значительно сложнее.

Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги

Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды «иии, раз», только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.

Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.

Яранга в амгуэмской тундре

Яранга в Янракыннотской тундре

Внешне яранга готова. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство — чоттагин. Чоттагин — это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.

Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог — жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду (посредством естественного испарения влаги), а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки. За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека — это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Полог снаружи

Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.

Разведение костра

Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.

Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.

Заготовка дров

Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга — это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка (генератор), которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?

Послеобеденное время

Керогаз

Вечерний досуг

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.

«Закрома» яранги

«Куда везут нас?» — «Воевать! Фашистов бить». Как оленеводы мир спасли

Благодаря казусу с праздничным плакатом в Коми мир вспомнил о подвигах бойцов-оленеводов. О том, что они были великолепными диверсантами и разведчиками, а ещё возили в санях раненых, подкрепление и даже двигатели сбитых самолётов.

Итак, на чёрно-белом снимке — финский солдат и оленевод Клемет Джуни Иеремия Халонен. Дедушка, который держит портрет, — это его сын Йоханнес. Он вполне спокойно воспринял путаницу. Сказал, что это «довольно забавный сюрприз».

Напомним, в городе Усинске в Республике Коми фотографию финна опубликовали на плакате, посвящённом подвигу советских оленеводов во время войны. И это вызвало скандал, потому что Финляндия до сентября 1944 года была на стороне гитлеровской Германии. А потом началась Лапландская война, в которой финнам самим пришлось сражаться с немцами. Оленевод с фотографии служил в отдельном батальоне Петсамо, который участвовал в ней.

Но давайте попытаемся начать сначала. 18 июня 1941 года над базой Северного флота Полярное в Мурманской области заметили двухбалочный немецкий «Фокке-Вульф». Шпионский самолёт. А утром 22-го фашисты прошли через норвежскую границу и заняли сразу несколько посёлков километрах в 120 от важнейшего порта. В том числе захватили советское посольство в Петсамо. Это финское название села на берегу реки Печенги, сейчас его и именуют Печенгой. А тогда оно считалось территорией Финляндии. Петсамо было крайне важным местом, куда стремились и советские войска, и гитлеровские — там имелись никелевые месторождения. А никель — это, почитай, вся военная промышленность. Это сплавы для танковой брони, корпусов самолётов, бронемашин, оболочек пуль.

Операция вермахта называлась «Северный олень» — Renntier. Её начали тщательно планировать с самого момента оккупации Норвегии в 1940 году. По замыслу одновременно «Платиновая лиса» (Platinfuchs) должна была прокрасться непосредственно к Мурманску и проследовать далее в Архангельск. Одновременно не получилось — просчитались с маршрутом и наткнулись на обрыв. Это отсрочило войну на семь дней. Дорогу в Мурманск встал защищать стрелковый полк Заполярного пограничного округа НКВД. На трёх заставах стояло около семи тысяч бойцов. Под натиском хорошо подготовленных немецких егерей две заставы отступали. Бойцы теряли в ходе сражений миномёты и артиллерию. А самая главная беда — бездорожье. По такому снегу даже трактор не едет. И выход оказался гениален, хотя и не так уж прост.

В сентябре военное командование решило набрать пятьдесят местных оленеводов. Через месяц к ним прибавили ещё несколько десятков. У них было около четырёх тысяч оленей. А 20 ноября Сталин подписывает секретное постановление «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области». Согласно документу надо было подготовить 1400 каюров, то есть погонщиков, десять тысяч оленей и две тысячи саней — нарт. На фронт увезли всё, что можно: и стада, и готовые сани, и кожу, чтобы делать новую упряжь.

Сначала мы ничего не могли понять, зачем столько оленей гонят по тундре в Архангельск. Сопровождавшие нас военные говорили, что будут организовывать воинские подразделения. Мы так и не понимали, какие из оленей могут быть воинские подразделения?

Егор Ледков

Ветеран ВОВ

Бедные животные поначалу очень боялись выстрелов, разбегались или стояли на месте и стонали. Со временем привыкли. Каюрам же пришлось привыкать к не всегда вежливому обращению военных. Ненцы плохо понимали по-русски. А командиры совершенно ничего не смыслили в оленеводстве.

Спрашиваем у начальников: «Куда везут нас?» — «Воевать! — говорят. — Фашистов бить»

Егор Ледков

Ветеран ВОВ

За несколько недель из мирных оленеводов сделали матёрых бойцов. Немцы поначалу об этом даже не подозревали и не обращали внимания на проезжавшие упряжки, чем каюры и пользовались, — какое-то время ездили в открытую и устраивали разные отвлекающие манёвры. К примеру, однажды погонщик Егор Ледков с мощным гортанным воплем лихо промчался в упряжке прямо перед немецким опорным пунктом. Он очень рисковал. Но пока фашисты опомнились и открыли стрельбу, он уже скрылся, одна пурга осталась. Зато наши благодаря этому выяснили, какие тут у противника огневые точки. На память об этом у оленевода осталась медаль «За отвагу».

Олени спасали каждый день. На нартах подвозили на линию фронта бойцов и вооружение, эвакуировали раненых. Почти всегда это был единственный шанс довезти человека до госпиталя живым.

Раненый человек, потеряв много крови, замерзает. Оленья шкура тепло хорошо держит. Завернёшь раненого в шкуру, положишь на нарты и везёшь

Артамон Сорванов

Ветеран ВОВ, боец оленно-транспортного отряда

Да, это были для необстрелянных солдат и офицеров первые бои, это были тяжёлые бои в условиях бездорожья и безжалостной, капризной северной погоды. В этих боях основную часть потерь, а они были большими, части бригады понесли от непогоды. Много было замёрзших, обмороженных

Сергей Пасканный

Ветеран ВОВ, боец 31-й оленно-лыжной бригады

Кстати, почти у каждого оленевода за годы войны появился свой «крестник», а то и не один. Это лётчик, оставшийся в живых только благодаря подоспевшей упряжке. Причём удавалось увезти с места крушения не только пилота, но и мотор самолёта, если он уцелел. А весил двигатель полтонны минимум. Сооружали специальные большие нарты и впрягали два десятка выносливых тружеников.

Среди лесистых сопок и озёр, не зная устали, работали оленеводы — ненцы, коми, саамы, русские. Они спасли жизнь не одной сотне наших воинов… У всех нас попримёрзли маскхалаты, полушубки и ватные брюки, все мы ходили как мёрзлые сосульки, голодные и холодные, так как не с чего было разжечь костры, а лыжи, которые мы жгли, их хватало ненадолго

Сергей Пасканный

Ветеран ВОВ, боец 31-й оленно-лыжной бригады

Маскхалаты — это маскировочные белые одеяния для оленей и самих каюров. Они понадобились после того, как их «раскусили» фашисты, и, конечно, для всяческих диверсий. К примеру, на этом видео показали, как подразделения оленеводов подрывали мосты.

Оленно-лыжные батальоны наносили внезапные удары, ходили в разведку, проводили и даже участвовали в морском десанте: упряжки грузили прямо на борт корабля, а перед прибытием к берегу в тылу врага накреняли палубу, чтобы животные падали в воду. Они доплывали до берега быстрее шлюпок.

А вот триумфальный эпизод разгрома гитлеровского аэродрома в Петсамо в 1942 году. Вспоминает боец оленно-лыжного батальона Ефим Иванович Горбунов.

Для нападения выбрали самую тёмную пору. Мела сильная позёмка. Бойцы в белых халатах. Оленей не слышно. Это не лошадь, которая неожиданно может заржать и испортить всё дело. Подобрались незаметно, переждали, пока фашисты улягутся, а потом внезапно налетели. Уничтожив охрану, взорвав самолёты и склад горючего, растворились в снежной круговерти незаметно, как и нагрянули. Попробовали нас догонять, да куда там

Ефим Горбунов

Ветеран ВОВ, боец оленно-лыжного батальона

В итоге фашистам так и не удалось добраться до Мурманской железной дороги, все захваченные ими посёлки отвоевали назад, никель врагу не достался, советские войска освободили Заполярье и погнали немцев в Норвегию. Почти все олени погибли. А бойцы 31-й бригады впоследствии дошли до Чехии и даже задержались там до 1947 года.

Вклад 31-й оленно-лыжной бригады в Победу:

— 43 боевых выхода

— около 100 разведывательных операций

— 16 тысяч пройденных километров

— 8 тысяч довезённых до фронта солдат

— 10 тысяч эвакуированных раненых

— 17 тысяч тонн доставленных боеприпасов

Фото © ТАСС / Евгений Халдей

Путешествие по тундре и День оленевода

Сегодня мы отправимся вместе с ненцами в тундру, чтобы собрать всех оленей в одно стадо и потом из него выловить пять самых резвых олешков, которые примут участие в гонках на упряжках на дне оленевода.

38 фото

Фотографии и текст Ивана Дементиевского



Давно у меня не было таких весёлых съёмок. Сидеть вторым номером на снегоходе, и делать репортаж — это не так просто, всё время надо контролировать ситуацию и отслеживать кочки, а если увлечься объектом фотографирования, можно легко вылететь из снегохода. Но если передвигаться пешком по снегу, то это ещё хуже: ноги проваливаются глубоко и пока доковыляешь до места события, уже всё заканчивается.

Вадим подготовил сани и упряжку. Каждого пойманного оленя запрягают в сани прямо на месте.

Мы выехали на трёх снегоходах, этого вполне достаточно, чтобы загнать стадо и выцепить оленей. Это раньше, когда ненцы ходили на лыжах, им приходилось собираться приличной толпой, что бы загнать олешков. Теперь всё стало гораздо проще.

Помимо снегоходов с нами было несколько собак, без их помощи работа оленевода усложняется в несколько раз. Пока зима, такие выезды случаются нечасто и собаки скучают возле чума. Для них такой загон — настоящий праздник жизни.

Собрать стадо оказалось не так-то просто: олешки разбрелись по всей тундре в поисках ягеля. С этим вообще проблема, поскольку наст стал довольно твёрдый и чтобы до него добраться, надо пробить копытом несколько слоёв снега со льдом. Иногда олешки ранят свои копыта что может стать причиной их гибели.

Собрав всех оленей на довольно небольшой поляне, Вадим и его родственник достали веревки с петлёй, с помощью которых они собирались вылавливать оленей.

Один парень на снегоходе гонял стадо, стараясь направить оленей поближе к метающим верёвку мужикам. Чего я не понял, так это как они определяли, какой олень им нужен и как именно его они вылавливали. По времени, этот процесс занял не сильно больше тридцати минут, это с учётом того, что они тратили время на привязывание пойманных оленей к саням.

К концу этого шоу олени, которых гоняли снегоходом, настолько устали, что останавливались прямо возле меня. Вообще, говорят, в этом году они какие то слабые и вялые, много оленей погибло.

Поймав пять олешков и забраковав одного из них, ребята запрягли упряжку, и Вадим уже на ней отправился к стойбищу. Вечером, усталые, но довольные, мы сидели в чуме, пили чай и слушали очередную порцию баек.



Набегавшись и наездившись за целый день по тундре, мы неспешно проводили вечер в чуме. В какой-то момент, когда уже полностью стемнело, прямо над нами звучал разными цветами космический оркестр. Я рыбкой занырнул в чум за камерой и штативом и успел сделать три кадра, прежде чем северное сияние закончилось.

Пока я ждал, что может быть оно снова появиться, фотографировал чумы в которых мы жили:

Несколько раз меня спрашивали, не холодно ли спать в чуме? Ну, во-первых, у меня очень хороший спальник, в котором я смогу провести ночь с температурой до -25 в лесу в простой палатке. Во-вторых, в чуме есть печка, её можно так натопить, что будет как в бане. Правда, тепло довольно быстро уходит, поскольку стенки чума — это брезент и шкуры.

Больше неудобств доставлял выход из чума на улицу. В чуме всегда полумрак, а на улице всё в снегу и некоторое время просто нереально смотреть по сторонам, мои глаза просто не выдерживали такой разницы света.

День оленевода. Проснулись мы где-то в 8 утра, попили чай, и отправились в Аксарку. На Оби уже была приготовлена специальная площадка, куда съехался разный народ, кто себя показать, кто по состязаться, а кто поторговать.

Отличный пятизвёздочный ресторан:

Был замечен весьма забавный аттракцион — 5Д кино)

Указатели с направлениями. Кстати, до Москвы не так много, я почему-то всегда думал что Ямал и Салехард — это где-то в Якутии и лететь туда надо часов пять-шесть. Был неправ:

Все ненцы приезжают со своими детьми. Я видел как один такой малыш спал под снегоходом!!!

Естественно, тут есть и базар:

После короткой речи какого то чиновника, был дан старт различным конкурсам и состязаниям. Причём в одно и то же время. Что больше нравится, туда и иди.

Молодёжь развлекается прыжками до первого падения. Один парень сделал больше 22-ти таких прыжков. На улице кстати совсем не жарко, но ненцам на это наплевать, он спокойно вышел в майке и начал прыгать:

Борьба — пожалуй, второй по значимости конкурс после забегов в упряжках. Желающих выступить более чем достаточно:

Начинаются гонки на оленях. Наконец-то! Гонки на оленях проходят в два этапа: сперва женщины участвуют, потом мужчины. Женщинам надо проехать поле в одну сторону, мужчинам в два раза больше — туда и обратно.

Все женские экипажи перемещаются на сторону старта. С каждой женщиной едет кто-то из родственников мужчин.

Девочки не хуже мальчиков управляют санями и оленями, я бы даже сказал что лучше. Ни одного фальстарта у женской половины, в то время как у мужчин было очень много дисквалификаций.

После девушек, на поле выходят мужчины. Всё то же самое, только надо сгонять туда — обратно. Соревнование проходит между двумя экипажами, ну время, само собой, у победителя самое короткое.

Накал страстей таков, что летят поломанные части палок, с помощью которых ненец управляет оленями:

Зрители ждут, когда закончится это соревнование и объявят победителя. Фактически, с завершением этого забега праздник оленевода считается закрытым.

Мы не стали дожидаться финала, надо снова ехать в чум, забирать вещи и оттуда ехать на рыбалку. На фотографии — наш новый дом, зимник, в котором я жил вместе с рыбаками.

Также смотрите «Полуостров Ямал — олений край в Западной Сибири» и «Путешествие по тундре».

фондовых иллюстраций оленеводов — 13 стоковых иллюстраций, векторных изображений и клипарт оленеводов

Оленевод. Векторный рисунок оленевода на севере

Чукотский оленевод. Чукотский оленевод в зимней национальной одежде

Оленевод на севере. Дом северного оленевода и оленевода

Мультяшный олень.Художественный рисунок от руки

Мультяшный олень. Художественный рисунок от руки

Векторная иллюстрация оленевода в плоский. Векторная иллюстрация северного пейзажа с эскимосским самцом и северным оленем. Концептуальный дизайн оленевода

Чукчи верхом на олене. Чукча в зимней национальной одежде верхом на олене

Улыбающиеся кошки и собаки в бордюрах рождественских костюмов.Набор милых кошачьих бордюров с цветами и без, милые мультяшные кошки и собаки в новогодней шапке

Улыбающиеся собачки в бордюрах рождественских костюмов. Набор маленьких собак бордюр с цветами и без, милые мультяшные собачки в рождественских костюмах подряд

Улыбающиеся кошки в бордюрах рождественских костюмов. Набор милых кошачьих бордюров с цветами и без, милые мультяшные кошки в рождественских костюмах подряд

Традиционный быт северных народов.Логотип оленя. Северный логотип. Логотип Крайнего Севера. Логотип северной команды. Логотип оленя. Рога оленя — символ. Дом животноводов

Маленький мальчик чукча. Мальчик чукча в национальном костюме

Чукотская пара. Чукотская пара на белом фоне. Мужчина и женщина в национальной одежде

.

помощник оленевода, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения помощник оленевода

помощник оленевода, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения помощник оленевода | Depositphotos® Надым, Россия — 23 февраля 2020 г .: Крайний север, полуостров Ямал, оленьи упряжи с оленями, пастбище ненцев, стадо северных оленей в зимнюю погоду, открытая местность, тундра, крайний север, гонки на оленях, Надым, Россия — февраль 23 февраля 2020 г .: Крайний север, полуостров Ямал, оленьи упряжи с оленями, пастбище ненцев, стадо оленей в зимнюю погоду, открытая местность, тундра, крайний север, оленеводческие бега Надым, Россия — 23 февраля 2020 г .: крайний север , Полуостров Ямал, оленьи упряжи с оленями, пастбище ненцев, стадо оленей в зимнюю погоду, открытая местность, тундра, крайний север, бега на оленях, Надым, Россия — 23 февраля 2020 г .: крайний север, полуостров Ямал, оленьи упряжи с олени, пастбище ненцев, Стадо оленей в зимнюю погоду, открытая местность, тундра, Крайний север, Гонки на оленях .

Редакционная фотография молодняка оленевода. Изображение северного оленя

Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим спонсорам в качестве стимула для борьбы с COVID-19

Похожие изображения

Молодая хантыйская девочка в зимней национальной одежде держит хорейский шест для катания на оленях

Жительница ненецкого кочевого племени в национальном костюме ремонтирует одежду на глазах у семейного чума с молодыми оленями.

Игрушка-сувенир хантыйской девочки на праздновании Дня города,

Молодой олень, запряженный в праздничную сбрую, стоит у новогодней елки и катает детей.

Большой белый олень с большими рогами и молодой серый олень

Жизнь оленеводов на полуострове Ямал

Олень Rangifer tarandus на белом снегу в холодный зимний день в музее под открытым небом Скансен, Стокгольм, Швеция

Девушка в национальном костюме хантов

Санкт-Петербург, Россия — 06 февраля 2020 г .: в Монголии выпущена почтовая марка с изображением северного оленя, Rangifer tarandus,

Бангкок, Таиланд: Тайские женщины в праздничных шляпах

Эвенкийская девочка верхом на олене

Мурманск, Россия — 2 мая 2020 года: олени в загоне в зоопарке

Дикий северный олень в зимнем лесу

Женщина во время прогулки на оленьих упряжках зимой Рованиеми, Северная Финляндия

.

изображений девушек с оленями на сотовый телефон. Редакционное Стоковое Фото

Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим вкладчикам в качестве стимула для борьбы с COVID-19

.

Похожие изображения

Девушка в очках VR смотрит картинки в виртуальной реальности

Монастырь Филеримос, Греция. 28.05.2018. Маленькая девочка сидит на каменной спирали в верхней части ионной колонны и фотографирует.

Девушка фотографирует на свой мобильный телефон участника демонстрации независимых в Барселоне

Силуэт девушки, фотографирующей закат

Летнее настроение: девушка в красной блузке фотографируется в яхт-клубе

Девушка фотографирует Берлинский Домский собор с 3D-эффектами

Чернигов, Украина — 26 июля 2019 г .: Девушка фотографирует на старую камеру

Красивая молодая девушка фотографирует гибкие дисплеи LG

Рыжая девушка-фотограф в красном жилете на каменистом берегу бирюзового моря фотографирует рассвет.Девушка и море. Fe

Девушка со светлыми волосами фотографирует Дуомо в Милане на мобильный телефон

Красивая девушка в костюме феи фотографируется на ежегодной ярмарке Бристольского Возрождения

Поклонница Янки и маленькая девочка в синем платье и украшенном цветочками чепце позируют для фотографий на Пасхальном параде на Пятой авеню.

Девушка фотографирует уличный концерт на телефон

Мексика — 21 сентября: Девушка фотографирует пейзаж от пирамиды Солнца,

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о