Традиционные жилища северных народов — Статьи — В мире
Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…
Кочевники есть не только в африканских и аравийских пустынях (читайте статью: Бедуины и их «шерстяные дома»), но и на Крайнем Севере. Бедуины пасут верблюдов и коз, а северяне — оленей. Но образ жизни тех и других во многом схож. И те, и другие перемещаются вслед за стадами на дальние расстояния, останавливаясь лишь на короткое время. Поэтому и жилища северян, равно как и других скотоводов-кочевников, замечательно приспособлены под их образ жизни. Поговорим подробнее о том, где и как живут народы Севера.
Чум
В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга
Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.
Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.
Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.
Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.
Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.
В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.
Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.
Иглу
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция.
Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.
Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.
Освещаются иглу сквозь ледяные стены.
Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.
Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.
Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…
Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Как моются чукчи? Интересные факты.
Некоторые места планеты поражают воображение своими климатическими условиями и особенностями быта обитающих там народов. Одно из таких мест – Крайний Север. На земле не найти более сурового края. В условиях вечной мерзлоты найти там что-то живое достаточно сложно. Редкое растение и животное выдержит такую температуру. Однако и в тех сложных условиях люди приспосабливаются к жизни. Одним из народов, населяющих северный край, являются чукчи. О них и пойдет речь в данной статье.
Кто такие чукчи
Чукчи – это древние обитатели крайнего северо-востока Сибири. По роду своей деятельности они делятся на кочевые, оседлые и пешие. У чукчей издревле сложилось два основных типа хозяйства. Первый – это оленеводство, а второй – морской промысел. И оседлые, и кочевые чукчи ведут весьма скромный образ жизни.
Домашняя утварь содержит лишь самое необходимое количество предметов, изготовленных в основном из дерева. Один из вопросов, часто интересующих пользователей Сети: как моются чукчи? Ходит множество слухов о том, что чукчи якобы вообще не моются или моются раз в год.
Моются ли чукчи
Принять горячую ванну или душ в условиях Крайнего Севера – задача практически невыполнимая. Поэтому с давних времен так повелось, что жители северного региона практически не мылись. У чукчей даже было поверье, что во время мытья из тела человека вымывается сила и здоровье. Это неудивительно, поскольку даже в нагретой палатке температура воздуха редко повышается выше нуля. Чтобы защититься от холода, чукчи вынуждены натирать свои тела жиром, который предохраняет их от переохлаждения. Смывая жир, они становятся незащищенными от лютых морозов. Исходя из всего, становится понятным, почему чукчи не моются. Однако способы очищения тела они все же придумали.
Как моются чукчи
Местные жители изобрели такой способ: они периодически собирались стойбищем, обмазывали свои тела жиром нерпы, разводили огонь и грелись около костра. Грязь, налипшая на тело, смешивалась с растопленным от костра жиром. Взяв в руки специальные скребки, чукчи соскабливали грязь с жиром со своих тел.
Есть еще один способ того, как моются чукчи. Для очистки своего тела от загрязнений жители Крайнего Севера придумали носить кожаную одежду ворсом внутрь. В результате этого происходит механическое очищение кожи при помощи ворсинок.
Современные условия
Конечно же, технический прогресс дошел и до таких отдаленных от цивилизации уголков планеты, как Крайний Север. Еще со времен советской власти жителей тундры стали принудительно приучать к банным процедурам. Данный процесс с течением времени прижился.
В нынешний час современные оленеводы получили возможность использовать мобильные бани. В их распоряжении имеются также миниатюрные переносные печи. Это, конечно же, делает процесс очищения тела гораздо более простым и удобным.
Однако, несмотря на все достижения современности, жители Крайнего Севера, по сравнению с другими народами, принимают ванны гораздо реже. Для них жир, который они наносят на свое тело, – это важный помощник в борьбе с суровыми холодами. Поэтому они не сильно торопятся с ним расставаться.
Интересные факты
Как и где моются чукчи, мы разобрались. Стоит отметить также физиологические особенности данной народности. Несмотря на то что жители Крайнего Севера достаточно редко моются, от них не исходит резкий, неприятный запах. Северные народы не нуждаются в дезодорантах. Мало того, ходят даже слухи, что после того, как под влиянием советской власти чукчи стали регулярно мыться, их кожа стала трескаться и кровоточить. Ушная сера у жителей тундры также отличается от европейской. Если у нас она вязкая и липкая, то у народов Севера она совершенно сухая.
Заключение
Многие люди приходят в шок, когда узнают, как моются чукчи. Тот, кто привык принимать душ каждый день, не может себе представить, как можно не мыться неделями. Однако следует учитывать и физиологию разных народов мира, и климатические условия, в которых они проживают. У чукчей нет нужды мыться каждый день. Во-первых, в условиях суровых морозов они практически не потеют. Во-вторых, их пот, даже если он и образовывается, не имеет неприятного запаха и не доставляет таких неудобств, как жителям более жарких регионов. А в-третьих, защитная пленка на коже в совокупности с нанесенным на нее жиром – это самая главная защита от лютых морозов Крайнего Севера.
чем они могут удивить русских — Тестостерон
Привычки народов, живущих, по сути, в палеолите, действительно могут не только удивить, но и шокировать привыкших к удобствам цивилизации городских жителей.
Это вполне относится к вопросам гигиены чукч.
Мыться или не мыться?
Такого вопроса у чукч раньше не существовало просто потому, что мыться было негде. Более того, существовало поверье, по которому мыться водой означало смывать с себя здоровье. Отчасти, это было верным: промокнуть в продуваемой всеми ветрами тундре действительно означало верную смерть, да и задубевшая от солнца и грязи кожа служила своеобразной защитой от комаров и гнуса. Поэтому в плане личной гигиены чукчи особо не усердствовали.
Вот как описывает быт чукчей оказавшийся во время полярной экспедиции капитан Роберт Бартлетт в своей книге «Последнее плавание Карлака»: «Нас разместили в чуме, где кроме нас было еще человек 10, угощение состояло из тухлого моржового мяса, пеммикана и оленины, меня усердно поили адски крепким русским чаем, и всю ночь все непрерывно курили и кашляли. Духота стояла страшная».
Но снаружи было еще хуже – ураганный ветер и низкая температура в –32 —38 градусов Цельсия.
Советский антрополог, изучавший культуру и быть чукч Владимир Германович Богораз в своей книге «Чукчи» сообщал о гигиене народа коротко – живут в грязи, едят вшей, которых ловят на себе, а грязные котлы дают вылизывать собакам, – удручающее зрелище.
Удивить и шокировать могла не только грязная посуда, но и сама еда – например, содержимое оленьего желудка, смешанное с ягодами или даже олений помет.
На самом деле, Богораз не написал еще многого: что, например, от вшей чукчи смазывали волосы собственной мочой, а содержимое чана, в который мочились ночью, использовалось для мытья рук. Горячей воды в тундре зимой не было, топлива для того, чтобы ее согреть, не хватало, поэтому естественная жидкость вытекающая из человеческого организма была единственной водой для хоть каких-то гигиенических процедур, если их так можно было назвать. Правда, после мочи, руки «споласкивали» снегом. Снегом же подмывали младенцев, а вместо подгузников использовали сухой мох – сфагнум.
Если женщина рожала младенца зимой, а делал она это всегда одна, уходя в отдельную ярангу, то была вынуждена обмывать его собственной мочой.
Не мыться и не стираться
Что же касается мытья тела, то летом чукчи иногда окунались в горячие минеральные источники, правда, в лечебных целях. А в остальные времена года предпочитали другие способы очистки кожи. Например, носили одежду, сшитую из шкур животных мехов внутрь, считая, что мех животных очищает. Как уточнял Богораз, для очищения тела от паразитов – вшей, чукчи в начале XX века покупали у русских белые рубахи, они надевали ее под свою обычную одежду и носили их по несколько дней, а потом снимали и выбирали вшей из швов рубахи, не находя в этом ничего необычного.
Смелая женщина, этнограф из Ленинграда Варвара Григорьевна Кузнецова, после Великой отечественной войны прожившая в ярангах с чукчами несколько лет, рассказывала, что чукчи никогда не стирали одежду. Летом обычно донашивали повертевшуюся зимнюю одежду, а к осени шили себе новую.
Очищение без воды
Но определенные правила гигиены у чукч все же были. Когда становилось совсем невмоготу от грязи, они начинали копить топливо, затем в одном из яранг разжигали очаг, в который клали несколько камней и устраивали «чукотскую баню» – раздевались донага и сидели вокруг очага – потели от жара. Это не занимало много времени, так как чукчи очень сильно потеют, и часто сокрушаются по этому поводу. Затем специальными скребками они соскабливали с кожи грязь вместе с потом и смазывали кожу свежим тюленьим жиром. Вот и вся баня. Одежду на это время выкидывали на мороз, а после «бани» надевали сменную одежду, если она была. Эту одежду носили до следующей бани, которую устраивали раз в три месяца.
«Гостевая книга»
Есть такая расхожая байка про то, что чукотский туалет – это две лыжные палки: одну надо воткнуть в снег и держаться за нее, чтобы не унесло ветром, а второй – отгонять волков. Представьте себе, но это частично – правда. Но отгонять зимой приходится не волков, а оленей, которые с удовольствием поедают снег с человеческой мочой (очевидно, им не хватает соли) и делают это так рьяно, что могут затоптать человека. Поэтому справлять малую надобность приходиться в тундре очень быстро, особенно женщинам.
Еще более интересный обычай существует при справлении нужды посерьезней. Путешественник Владимир Николаевич Сафронов в путевых заметках «Как я побывал у чукчей, не испорченных цивилизацией», вспоминает, что «следы» присутствия людей до сих пор располагаются в непосредственной близости от яранги, вдоль натоптанных дорожек. Это своеобразная «гостевая книга», по которой можно узнать, кто приходил и уходил из яранги. И это никого не смущает, во-первых, потому что температура в тундре редко повышается выше ноля, а во-вторых, в тундре отсутствуют помойные мухи, и поэтому отходя человеческой жизнедеятельности не беспокоят обитателей яранг.
Через какое-то время чукчи просто снимаются с места и кочуют на новую стоянку.
Разумеется, большая часть чукотского народа уже давно переселилась из душных холодных яранг в квартиры со всеми удобствами, и теперь все они могут наслаждаться чистотой наравне с другими благами цивилизации.
ПОЧЕМУ ЧУКЧИ НИКОГДА НЕ ЖИЛИ В ЧУМАХ? — УЗАН
На этот и многие другие вопросы о жизни чукчей ответил Умка Кайпанау, морской охотник, оленевод, артист и художник. 4 июня он провел лекцию в Музее Кочевой культуры. Я посещала много различных лекций, но таких неформальных, веселых и насыщенных необычайными фактами ни разу! И это не только мое мнение. Зрители наперебой задавали Умке вопросы и долго не хотели расходиться. Насколько было здорово послушать о быте и традициях чукчей, читайте в моем репортаже.
«Сегодня мы поговорим о том, как живут тундровые чукчи-оленеводы.- начинает лекцию Умка. — Первым делом, вопрос: где же они живут? Все, наверное, слышали строки из песни «чукча в чуме ждет рассвета, а рассвета в чуме нету». Так вот, забудьте их, друзья: это неправильная песня! В чумах живут ханты, манси, ненцы, якуты, народность тында. А чукчи живут в ярангах, что буквально означает «дом».
За спиной у Умки стоит самая настоящая яранга, которую мы после лекции посетили.
Кстати, его имя переводится как «белый медведь». Все вы помните советский мультфильм. Еще в детстве Умка защитил право носить это имя, когда в схватке победил полярного медведя.
Вообще Умка большой шутник, и во время рассказа то и дело смешит зрителей.
Некоторые зрители не церемонятся и задают каверзные вопросы. Например: «Как моются тундровые чукчи?»
Умка смеется: «Есть много версий на тему «чукча не моется, намазался жиром и доволен». На самом деле, это совсем не так. За пологом в яранге устанавливается кладовка. Растапливается снег, в чане греется вода, и в этой кладовке чукчи моются. Получается нечто вроде бани «по-черному».
Бытует стереотип, и это не секрет, что северные народы обычно неопрятные. Умка парой фраз разубеждает нас.
Вот так, друзья, — чукчи не живут в чумах и они очень чистоплотные.
Потом Умка нарисовал на асфальте китов и рассказал про обычаи, связанные с их добычей.
«У морских чукчей есть живая традиция в честь пойманного кита исполнять национальные танцы и петь. Но это делают не те, кто его поймал – после 30-ти тонн уже, знаете ли, не до танцев. Представьте себе: вы проснулись в 3 утра и вышли в открытое море. Целые сутки вы находитесь там, часто просто забывая поесть из-за азарта и различных походных обстоятельств. Вытащили тушу весом в 30 тонн и, наконец, привезли ее в поселок на радость всему населению. Ваша миссия на этом закончена! Дальше уже действуют те, кто дождался вас с моря. В каждом поселке организованы танцевальные ансамбли, есть певцы, которые могут исполнить традиции предков»
Оказывается есть тундровые чукчи и морские. Умка принадлежит к последним. На мой вопрос в чем отличия, он отвечает: «Тундровые чукчи пониже нас и очень быстро бегают. Они шустрее нас».
А тут Умка показывает, как гарпунят китов.
Мы все увлеченно слушали Умку. Даже те, кто его лекции посещает уже не впервые.
Кстати, во время лекции нас угощали сладостями и ароматным чаем.
После лекции Умка провел небольшой танцевальный мастер-класс: «В каждой танцевальной миниатюре чукчей заключен мини-рассказ. Сейчас мы станцуем танец «Звероводы», которые кормят …песцов»
«Звероводы» просто умирали со смеху, но танцевали.
Тем более, что Умка в шутку изображал очень строгого танцмейстера. У такого не забалуешь:)
После танцев нас пригласили в ярангу. Там тоже было много удивительного. Например, на полу лежала непонятная штука. «А, это позвонок китенка,» — между делом заметил Умка.
Вот полог, в котором спят. Температура там достигает 25 градусов, тогда как в остальной части яранги может быть немногим выше нуля.
А вот так разводят огонь в яранге.
После столь насыщенной программы мы наперебой благодарили Умку за интересный рассказ.
Кстати, здесь же в Музее Кочевой культуры мы выступим 19 июня. Будем проводить лекции, мастер-классы по коренным малочисленным народам, будет небольшая концертная программа. Мы это — я, Хадри и Умка.
Подробнее о событии можно прочитать здесь!
Приходите, будет здорово!
Чукчи никогда не жили в чуме! | Архив
Мы с ребятами начали строить вигвам, как у индейцев. Чтобы жить в нем на даче — а не в вагончике, как родители. А у нас получается какой-то шалаш. И как это чукчи на Севере в чумах живут? Егор Стрелков, 12 лет
Ответить на вопросы Егора нам помогли научные сотрудники Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН.
Прежде всего, чукчи живут в ярангах. Яранга — сферическое жилище, похожее на юрту (у нее тоже два яруса — нижний и верхний). Остов делают из жердей и покрывают его оленьими или моржовыми шкурами. С топливом в Арктике проблема, поэтому внутри яранги устраивают отдельную спальню — как ящик на боку, который затягивается шкурами, мехом наружу и внутрь. Этот полог отапливается жировыми лампами. А в чумах живут ненцы, нганасаны, ханты и манси, а в наших краях — саамы и лопари. Чум (на фото)- конический по форме и поменьше яранги. Самые современные оленеводы тундры в последнее время перешли на меховые палатки.
Кроме того, в Азии два вида юрт — тюркский (казахи, киргизы, каракалпаки, узбеки, туркмены) и монгольский (монголы, буряты, калмыки). Отличаются они по конструкции дымового круга: у тюркской юрты он шапочкой, а у монгольской — плоский. В конструкции и украшении юрты отразились представления кочевников о мироздании, круговороте времени, связи земного и космического, культа солнца и неба. К примеру, обод на куполе означает причастность к Космосу, преемственность поколений и гармонию жизни, орнамент на стенах символизирует окружающую природу, а узоры ковров на полу служат записью истории рода.
С вигвамом у ирокезов и других лесных индейцев тоже не так просто. Вигвам не особенно часто перевозят с места на место. Во-первых, он большой — в вигваме целое племя может устроить общее собрание! А во-вторых, остов вигвама делают из больших ветвей, крытых корой или шкурами. Более мобильное жилище у индейцев прерий (племена дакота, кри, сиу, лакота, известные нам по романам Купера и Майн Рида) — это типи. Похоже на палатку из жердей, крытую бизоньими шкурами (15 штук), вход тоже прикрыт шкурой. Вигвам имеет полусферическую форму, а типи — коническую. Перевозят типи просто: разбирают, а из жердей делают волокушу, которую нагружают скарбом.
Кочевые арабы-бедуины в Саудовской Аравии презрительно называют оседлых арабов людьми глины, а себя — людьми шерсти. Из-за того, что живут они в шатрах, под пологом из черной козьей шерсти (верблюжью шерсть не используют, потому что она намокает). Шатер (или бейт, по-арабски) — как прямоугольный дом с крыльями. Чем больше у шатра столбов, тем хозяин важнее.
Арктические эскимосы Канады и Гренландии строят иглу — небольшие жилища из снега, с длинным коридором. А у эскимосов Аляски есть общественная постройка кажим — большая землянка из ребер кита, которая обкладывается дерном. Эти жилища стационарные, не переносные.
Ну и, наконец, вспомним про шалаш, известный и северным, и южным народам. Например, жители Индонезии и Океании кроют шалаши пальмовыми листьями. Так же, как мы — еловым лапником. Но все считают шалаш временным жилищем. Только отдельные представители могут прожить в нем целое лето, и этот подвиг увековечен в Разливе.
…Старики-киргизы в юрте живут по привычке, даже имея глинобитный дом. Ярангу чукчи-горожане ставят летом, чтобы отдохнуть на природе. Но порой в жилища кочевников переселяются не по своей воле. Например, во время землетрясений в Армении, Туркмении и Таджикистане люди, лишенные крова, и спасатели жили в юртах. А на Чукотке этой зимой снова стали жить в чумах — из-за того, что в домах не работало отопление.
Смотрите также:
Рождённая в яранге. Чукчанка – о законах тундры и нерушимых традициях | ОБЩЕСТВО:Персона | ОБЩЕСТВО
Приближается женский праздник. Более 100 лет стремления к равноправию полов принесло немало результатов, и, как минимум, распределением домашних обязанностей сегодня никого не напугаешь. А вот строгое разделение мира на мужское и женское, наоборот, может удивить.
В Олюторском районе есть село с богатой самобытной историей – Ачайваям. К сожалению, времени и обстоятельствам свойственно стирать из памяти когда-то нерушимые традиции, но всегда есть и люди, всеми силами стремящиеся сохранить культурное наследие. О быте и нравах коренных малочисленных народов и их жизни в современном мире рассказала уроженка Ачайваяма, чукчанка, хранительница и знаток родной культуры Юлия Обертынская.
Звёздная ночь в снегу
– Я – рождённая в яранге (традиционное жилище чукчей и некоторых других северных народов – Прим. ред.) и очень любознательна с самых ранних лет, поэтому хорошо знаю наш быт, культуру, обычаи и нравы.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Юлия Алексеевна, уже на нескольких праздничных площадках вы исполнили авторский танец с копьём. Выглядит захватывающе. Как придумали номер?
Юлия Обертынская: Искусство танца много значит для меня, и, честно говоря, мне обидно, что многие национальные танцы исполняют сегодня неправильно. У нас важно каждое движение. А если используете бубен – будьте подобны скрипачу с инструментом. В каждом танце своя история, которую может отражать мимика, горловое пение, играющая кухлянка. Чтобы людям было приятно смотреть, нужно уметь двигаться.
Мой новый номер – это родовой танец с копьём, передающийся из поколения в поколение. Потому что я – представительница воинственного племени. Помню, как такой танец исполняла моя тётя. А в этом номере я рассказываю целую историю, связанную с оленями – святыми животными для нас, дарящими и пищу, и одежду, и жилище.
– То есть, вас с детства воспитывали как представительницу воинственного племени.
– Да. И наш народ, не скрою, жестокий, просто потому, что иначе невозможно. Если вдруг терялся табун, мужчина мог отправиться на поиски оленей и пропасть на три-четыре дня без еды и воды. И без жестокости к себе и другим это было бы невозможно. Это жизнь по законам тундры, от которой не уйдёшь.Вообще, тема воспитания является одной из самых любимых для меня, ведь с ней связано много интересного. Скажем, когда женщина беременна, кто-то из её родственников или соседей обязательно видит сон о том, как давно ушедший из жизни человек навещает ярангу. Это означает, что новорождённый получит душу этого покойного. Согласно поверьям, каждая душа может переродиться таким образом не больше пяти раз.
Новорождённого кормят материнским молоком до тех пор, пока он сам не откажется. Более того, до семи лет ему разрешают вести себя как угодно, объясняя только истины о том, что нельзя брать чужое и так далее. Это считается личным отрезком времени, отведённым человеку – и если он хочет играть всю ночь, значит, может это делать. Уже после этого периода начинается жёсткое воспитание. Я очень хорошо это знаю, потому что прошла через эту жизнь.
Родовой танец с копьём передаётся из поколения в поколение. Фото: Из личного архива– Можете поделиться каким-нибудь воспоминанием?
– Да, всё взросление хорошо помню. Вы только представьте, как на замёрзшей земле при температуре до минус 40 в юрте лежат берёзовые веточки, а сверху постелены две шкуры, на которых голенький ребёнок. Вот такими мы были закалёнными, связанными с природой. Но всё шло только на пользу.
Помню, как во время кочёвок мы в детстве с братом отстали от взрослых, но совсем не испугались. Ночью вырыли снег и расположились, любуясь звёздами, а на третий день догнали своих. Мы – дети тундры, и даже родители о нас не волновались, потому что правильно воспитали.
Северный этикет
Юлия Обертынская – правнучка великого шамана, в переводе с чукотского языка – волшебника. О приметах, поведении и предвещаниях погоды чукчанка знает не понаслышке.– Чукчи хорошо знают влияние природы на нас, могут определить, какой будет зима, глядя на растения, направление ветра и облака. И замечательно, когда это познаёт ребёнок. Также мы всегда наблюдали за животными – ведь они всегда чувствуют, как меняется погода.
Мы с уважением относимся к огню и воде – это наша жизнь. Всё, что есть: ты, я, вселенная, маленькая букашка – это мир. А люди привыкли сегодня бегать и суетиться, не обращая внимания на важное. Нужно стараться жить, а не существовать. И в нас это воспитали, мы научились обращать внимание на важное. Законы жизни у чукчей диктовали абсолютное понимание жизни – даже этикет поведения женщин и мужчин в яранге очень строгий.
Этикет поведения мужчин и женщин в яранге очень строгий. Фото: Из личного архива– Что именно диктует этот этикет?
– Всё. Как должны сидеть хозяин и его жена, где должны быть дети, как приветствовать гостя. Мужчины в нашей культуре подобны османам. Он в нашей культуре всегда считался лучше женщины. Воин, хозяин, умелец. А женщина-то что…
Если ярангу посещает гость – всё лучшее делают для него, а женщина не имеет права даже смотреть в его сторону. А хозяин обязан предоставить ему всё, что тот только пожелает.О разводах никогда и речи быть не могло. Только если вдруг у женщины возникает желание сбежать с любовником или к родителям, она может попробовать рискнуть, понимая, что это опасно для её жизни. Если она не успеет, то пиши пропало.
Всё это, опять же, закладывается с детства. Мне, например, мать всегда говорила: «Никогда не иди против своего зятя, а будь, наоборот, на его стороне. Относись к нему так хорошо, чтобы он тебя уважал. Тогда и у молодых проблем не будет». Но мужчин, в свою очередь, воспитывают хорошие жёны.
– Как стать хорошей чукотской женой?
– Кстати, об этом я говорила со многими музейными работниками. Что, по вашему мнению, самое главное в кухлянке? Не бисер и не меха, как можно подумать. Шов. Такой маленький, красивый и аккуратный. Мужчина посмотрит на женщину в кухлянке и сразу всё о ней поймёт. Ведь аккуратность необходима буквально во всём – в жизни, в деле, в работе, в мышлении.
Если же шов грубый – значит, и женщина ленивая. Не сможет аккуратно посмотреть, сказать, сделать. И нечего с ней дела иметь.
«Самое обидное – оставаться одним из последних представителей своей народности». Фото: Из личного архива/ Николай Ушаков– А вы считаете, что женщины лучше мужчин?
– Если честно, в моём сознании такое разделение осталось. Я сама во многом похожа на мужчину, у меня даже внешность такая. Так сложилось, что с детства мне приходилось выполнять много мужской работы. Хотя есть во мне и женственность, правил я придерживаюсь.
Я уже в годах, и давно обратила внимание на то, что со временем женщины стали сильнее. И это, я считаю, неправильно. Мужчина должен чувствовать себя главным, а не подавленным.
Забытые правила
– Юлия Алексеевна, неужели в наше время вы всё ещё придерживаетесь этих традиций?
– Мы с семьёй переехали в Петропавловск-Камчатский, поэтому, конечно, многое изменилось. Когда я в яранге – соблюдаю все правила. Мне жаль, что молодёжь их не знает.
Моё родное племя… Не знаю, сколько нас осталось. Знаете, когда народность пропадает, это, конечно, очень горько. Проходят тысячелетия, и мы становимся совсем другими – кто знает, что будет через пятьдесят тысяч лет. Но самое обидное – оставаться одним из последних представителей своей народности. Вот так посмотришь на чукчей и думаешь, да что с них взять, одни бичи и разбойники. Но мои предки столько знали, что современным людям и не снилось.
Я, например, и сегодня придерживаюсь ритуалов, когда это необходимо, и буду делать это, пока жива. Потому что земля меня никогда не отпустит. Та, на которой из поколения в поколение жили мои сородичи. Моя душа там.
Юлия (Эвико-Наврагле) Обертынская родилась 18 августа 1954 года. Работала в Камчатской гидрометеослужбе. Жена, мама, бабушка и прабабушка. Хранительница и знаток чукотской культуры.Смотрите также:
чукчей настаивают на китобойном промысле, необходимом для их выживания — RTD
Чукчи — коренной народ, проживающий на крайнем северо-востоке России. Поскольку климат слишком неблагоприятен для выращивания сельскохозяйственных культур, море всегда было их основным источником пищи. Население в 16000 человек в основном питается морскими млекопитающими, мясо которых дает местным жителям достаточно жирной пищи, чтобы пережить суровые зимы. По большому счету, такие виды охоты, как серый кит, незаконны. Однако, поскольку выживание и традиционный образ жизни чукчей зависят от этой деятельности, Международная китобойная комиссия ежегодно выделяет им квоту на китобойный промысел.Причем мясо этих животных не продается, а бесплатно раздается местному населению.
На крайнем северо-востоке России находится изолированный регион, известный как Чукотский автономный округ. Численность коренного населения, известного у чукчей, составляет около 16 000 человек. Из-за суровый климат и бесплодной почву, питание и средство к существованию Чукотских людей почти полностью зависят от охоты морских животных, таких как тюлени, моржи, и наиболее спорен, киты.
Климат Чукотки слишком холодный для ведения сельского хозяйства, поэтому чукчи зависят от китового мяса для пропитания.Они также иногда собирают яйца чаек в гнездах на скалах.
Международная китобойная комиссия, которая регулирует охоту на китов во всем мире, выдает особые разрешения коренным народам, выживание которых зависит от китобойного промысла. МКК предоставляет чукотскому народу ежегодную квоту в 136 особей серых китов. Китовое мясо нельзя продать, его бесплатно раздают среди чукчей. Лишнее мясо хранится в подземных «ледяных погребах», которые находятся глубоко под слоем вечной мерзлоты.
Китобойный промысел, безусловно, опасен, многие люди получили ранения и погибли. Чукчи регулярно проводят ритуалы в честь китов и моржей, от которых они зависят.
В Чукотском автономном округе не говорят, что «убивают» китов, а «берут» их у природы, и всегда благодарны за то, что она дает.
Мы встречаем резчика по кости, который рисует и вырезает кости кита и моржа. Также мы встречаемся с традиционным гортанным народным певцом.
NOAA Ocean Explorer: Скрытый океан 2016
- Дом
- Экспедиции
- Скрытый океан 2016
- Фон
- Рыбы в Арктике
Рыбы в Северном Ледовитом океане, как и в большинстве других океанических регионов мира, являются важной частью экосистемы.Некоторые виды обитают в толще воды, а другие обитают вблизи морского дна, и они являются важными хищниками планктона и донных животных (бентос). В этом случае сами рыбы являются важной добычей для морских млекопитающих и птиц, что делает их важным звеном в морской пищевой цепи Арктики.
По оценкам недавней переписи, в Арктике обитает около 240 видов рыб, в основном бычки, улитки, бельдюги и трески. Вероятно, одним из самых многочисленных видов рыб в Арктике является арктическая треска, которая играет центральную роль в соединении пищевых сетей, связанных со льдом и водной толщей, с потребителями более высокого уровня. Большое количество морских птиц, тюленей и китов сильно зависят от арктической трески. Этот вид вызывает особую озабоченность в контексте изменения климата, потому что его молодые этапы жизни зависят от морского льда как среды обитания, и этот центральный вид в арктической трофической сети может серьезно пострадать от продолжающейся и прогнозируемой потери морского льда.
Этот снимок розовой улитки был сделан на глубине около 2000 метров дистанционно управляемым аппаратом во время круиза по исследованию Арктики в 2002 году. Изображение предоставлено ROV, NOAA. Скачать более крупную версию (807 КБ).
Виды рыб, которые распространены в других водах Аляски и на обеденных тарелках многих жителей Аляски, например, лосось, в Арктике не очень распространены, но встречаются. Чиннок, горбуша и кета встречаются как в Чукотском море, так и в море Бофорта, но в основном они ограничены прибрежными водами и используют прибрежные лагунные системы в качестве путей миграции. Минтай, тихоокеанская треска и гренландский палтус, имеющие коммерческое значение в других местах, встречаются в небольшом количестве как в Чукотском море, так и в море Бофорта. Помимо небольшого количества этих видов, представляющих коммерческий интерес, они также имеют небольшие размеры в арктических водах, что препятствует коммерческому промыслу любого из этих видов в тихоокеанском арктическом регионе.
Разнообразие рыб уменьшается с глубиной и удалением от берега, поэтому мы ожидаем, что разнообразие рыб в районе Чукотского приграничья будет относительно низким.Однако небольшое количество различных видов не означает, что рыбы не важны. Виды, которые действительно встречаются, будут по-прежнему иметь большое значение для функционирования экосистемы чукотского приграничья как хищники высшего уровня в глубоководных районах региона и как трофическая сеть, связанная с млекопитающими и птицами-потребителями в более мелководных регионах.
Большинство глубоководных видов в районе Чукотского приграничья, вероятно, будут улитками, бельдюгами или скатами. Однако, учитывая так мало информации о морских организмах, встречающихся в приграничных районах Чукотки, мы не удивимся, если найдем новые записи о распространении некоторых видов рыб!
Этот снимок конька был сделан на глубине около 2000 метров дистанционно управляемым транспортным средством во время круиза по исследованию Арктики в 2002 году. Изображение предоставлено ROV, NOAA. Скачать большую версию (721 КБ).
Кета | Статья о кете в The Free Dictionary
(Oncorhynchus keta), также кета или собачий лосось, мигрирующая рыба из рода Oncorhynchus (тихоокеанский лосось). Максимальная длина 1 м; максимальный вес 14 кг.
Кета водится в северной части Тихого океана вдоль азиатского побережья к югу до Кореи и Хонсю, а также вдоль американского побережья до залива Монтерей.Весной мигрирует на север, набирая вес. В небольшом количестве вид встречается в реках Арктического бассейна, от Лены до Маккензи. Кета питается ракообразными, крылоногими моллюсками и мальками (песчаные ланцеты, корюшка, сельдь).
Кета достигает зрелости на четвертом или пятом году жизни. Для размножения рыба входит в реку и перестает есть. В период размножения они приобретают нерестовую окраску, которая более ярко проявляется у самцов, чем у самок.Высота тела увеличивается, тело темнеет и на нем появляются поперечные полосы мадженты, челюсти становятся удлиненными и изгибаются, а у рыбы вырастают мощные зубы. Есть летние и осенние формы кеты. В Амуре осенняя форма крупнее и плодовитее летней. (Может откладывать 3 000–4 500 яиц.) Осенняя форма может плыть вверх на 2 000 км. Размножается на выходах родников с сентября по декабрь. Летняя кета не так далеко вверх по течению.Нерестится в июле-августе. Там, где течение быстрое, а русло галечное, самки хвостами выбивают норы, откладывают яйца, присыпают их галькой и несколько дней охраняют. После нереста рыба погибает. Яйца обычно развиваются в течение 60–120 дней. После вылупления яиц эмбрионы остаются в гнездах до весны. Молодь остается в реках около месяца, питаясь в основном водными личинками насекомых.
Кета — ценная промысловая рыба, ее можно солить, коптить или консервировать.Это также источник ценной красной икры. Уловы кеты резко колеблются от года к году. Нерациональная политика Японии в отношении рыболовства отрицательно сказывается на поставках кеты. В СССР рыбу можно ловить вдоль побережья, но ловить ее в реках запрещено, а их нерестилища улучшаются. Советские промыслы выпускают сотни миллионов мальков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кузнецов И.И. Кета и ее воспроизводство. Хабаровск, 1937.Берг, Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран, 4 изд., Часть 1. Москва-Ленинград, 1948.
Никольский, Г. Б. Частная ихтиология, 3 изд. Москва, 1971.
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979).