Есть ли жизнь без чая? Что пили на Руси до появления китайского напитка | Кухни мира | Кухня
Дореволюционная Россия немыслима без чая, современная — без кофе. Эти два напитка очень прочно вошли в нашу жизнь, и сейчас уже невозможно представить, как обойтись без них, особенно с утра. Тем не менее без чая и кофе, которые появились у нас только в XVII веке, тоже была жизнь. Что же пили наши предки до них? Рассказываем о старинных горячих напитках.
Кипрей
Он же иван-чай. Напиток из кипрея пили на Руси с давних пор. Это растение было очень популярно, мед его цветов очень ценился, считался целебным. Летом кипрей не только заваривали, но и употребляли в пищу. Из корней делали сладковатую муку, стебли жарили. Использовали даже пух от завядших цветов: им набивали подушки и матрасы.
Когда в России появился китайский чай, популярность кипрейного чая не уменьшилась, наоборот, он будто бы обрел второе дыхание. В XIX веке это был даже один из самых востребованных в Европе экспортных продуктов из России.
До появления китайского чая кипрей немного подвяливали и просто сушили. Поэтому напиток больше напоминал травяной чай. А в XVIII-XIX веках иван-чай ферментировали подобно китайскому чаю. Листья перетирали, чтобы они дали сок, потом подвяливали, сок начинал потихоньку ферментировать листы, наконец, чай ошпаривали и подсушивали на раскаленных камнях. Похожим способом обрабатывали в Китае красный чай. Напиток из кипрея назвали копорским чаем, по имени села Копорье рядом с Санкт-Петербургом, где первые производители ферментированного чая собирали растения.
Такой чай очень полезен. Он обладает бактерицидным действием, нормализует пищеварение, артериальное давление, способствует расширению сосудов, обладает лёгким мочегонным действием, стимулирует работу почек, оказывает благотворное воздействие на обмен веществ.
Сбитень
Горячий, пряный, сладкий. Сбитень очень хорошо согревает и бодрит не хуже чашки кофе. Этот напиток делали на основе трав, пряностей и с добавлением меда. Последний клали всегда, а вот травы и пряности могли быть совершенно разными. Использовали мяту, бадьян, корицу, гвоздику, душицу и так далее. Иногда в сбитень добавляли вино или водку, тогда напиток становился хмельным.
Сбитни были очень востребованы, об этом можно судить даже по наличию на ярмарках, рынках и просто на улицах сбитенщиков, торговцев горячим напитком. Они носили напиток в чайниках, сверху утепленных тканью.
Душистый сбитень
2-3 ст. л. меда
Пряности: хмель, гвоздика, корица, мята, душица
3-4 стакана воды
Шаг 1. Воду вскипятить, добавить мед и довести до кипения. Снять пену.
Шаг 2. Пряности и травы завернуть в марлю, опустить в чай.
Шаг 3. Прокипятить еще 2 минуты, снять с огня, разлить по жаропрочным стаканам.
Травяные чаи
Русские чаи до появления китайских готовили из трав и листьев. Заваривали цветы липы, побеги гречихи, листья брусники, смородины, вишни, плоды облепихи, черники, шиповника и боярышника.
Овощные и фруктовые чаи
Летом можно было засушить ломтики яблок, ягоды, даже овощи, чтобы зимой заваривать из этих запасов чай. Очень был популярен морковный чай, корнеплод строгали и сушили тонкие ломтики. Потом из них делали отвар.
Цикорий
Пока не появился кофе, на Руси знали напиток из цикория. Это небольшое растение с острыми листьями и толстым корнем, который содержит до 60% инулина, вещества, близкого к крахмалу.
Как и кипрейный чай, напиток из цикория не исчез с появлением кофе. Даже наоборот. К примеру, в конце XIX века в Петербурге посмеивались над купчихами, подражавшими бомонду и устраивавшими подобие салонов, где подавали напиток из цикория вместо кофе, любимого аристократами. Натуральный кофе стоил очень дорого и не всем был доступен.
Взварец
Это густой отвар, довольно похожий на кисель. Для него использовали ягоды малины, клюквы и другие. Готовили взварец долго, его могли томить в печи в течение суток.
Сыть (сыта)
Это был довольно простой напиток: разводили в воде мед и пили холодным или горячим. Можно было добавить душистые травы. Название, как легко догадаться, связано со словами «сытно», «сытость», так как сыта утоляла скорее не жажду, а голод.
Ягодная сыта
- 3 ст. л. меда
- 500 мл воды
- 100 мл клюквенного или брусничного сока
Шаг 1. Мед растворить в воде, поставить вариться (до закипания).
Шаг 2. Пока варится, снимать пену.
Шаг 3. Добавить ягодный сок, профильтровать напиток. Пить горячим или охлажденным.
Что пили на Руси | Архив
Судя по дошедшим до наших дней старинным поваренным книгам, наши предки первоначально называли напитками только те безалкогольные жидкости, которые оказывали подкрепляющее действие, то есть были сытными и питательными.
Различали простые и заварные сбитни. При приготовлении простого сбитня во вскипяченную воду добавляли мед и пряности, кипятили еще раз и пили в горячем виде как чай. Для заварного сбитня сусло из меда и патоки сбраживали с различными приправами. При этом получались напитки, подобные слабохмельным медам, браге, пиву. К сбитням подавали пряники, пирожки, печенье.
Между тем, по свидетельству авторов книги «Русская кухня: традиции и обычаи» В. М. Ковалева и Н. П. Могильного, речь шла не только о чае. Ассортимент употребляемых на Руси в старину напитков был достаточно широк и разнообразен.
Мед
Этот напиток появился на славянской земле с незапамятных времен. Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего князя, свидетельствует о том, что уже в те далекие времена русичи умели готовить довольно крепкие меды.
Та же летопись рассказывает о традиционном пире, устроенном в 996 году в честь Ольги князем Владимиром. Князь приказал сварить для пира 300 бочек меда. Причем варили мед специальные медовары.
Мед был обязательным напитком праздничной трапезы тогдашней знати. Особой славой пользовались монастырские меды, а сами монастыри были наиболее крупными их производителями. Особенно возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в XVI веке великий князь московский Василий III запретил их варить свободно, отдав этот выгодный промысел в руки государства и церкви.
Наиболее крупным производителем «питий», в том числе и меда, долгое время оставался Троице-Сергиев монастырь возле Холмогор. Мастерство монастырских медоваров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров.
Мед оставался самым любимым напитком русичей вплоть до конца XVII века. В значительной мере это связано с тем, что суровый климат страны не позволял активно развивать виноградарство и, как следствие, виноделие. Однако, безусловно, большую роль играло и отменное качество самих медов, а также огромное их разнообразие.
Каких только медов не делали наши предки: мед простой, пресный, красный, белый, боярский… По способу производства их разделяли на вареные и ставленные. Вареные меды готовили, как видно из их названия, с помощью тепловой обработки, а ставленные — холодным способом.
В самом общем приближении технология приготовления вареных медов была такой. Медовый сот разводили теплой водой и процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска. В процеженный мед добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого ее выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанный патокой и дрожжами. Когда смесь начинала бродить, ее сливали в бочки. Бочки укупоривали и спускали в ледник, где их выдерживали довольно длительное время.
В быту очень ценили ставленные меды, которые готовились из меда и свежих ягод: смородины, вишни, черники, ежевики. Для улучшения вкуса в мед добавляли свежий ягодный и фруктовый сок. Разбавленный соком мед почти не содержал алкоголя и служил прекрасным витаминным напитком.
Крепость меда была разной в зависимости от назначения напитка. Наряду со слабоалкогольными готовились и довольно крепкие хмельные меды. Однако они не шли ни в какое сравнение с вытеснившей их водкой. Меды были намного слабее, обладали приятным вкусом, ароматом и массой полезных свойств.
Сбитень появился на Руси около 1000 лет назад. Правда, называли его в те далекие времена не сбитнем, а переваром, а позднее — взваром. С самого начала перевар готовили на меду с душистыми травами, добавляя в мед зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец. Этот напиток был не только вкусным, но и полезным, так как входящие в его состав травы обладали целебными свойствами.
В старину сбитень готовили с вином и без вина. Интересно, что уличные торговцы продавали сбитень, как правило, без вина. Это лишний раз говорит о том, что народ в большинстве своем вел трезвый образ жизни. Сбитень с алкоголем подавали в основном в заведениях, посещаемых более или менее состоятельными людьми. Иностранные моряки называли его «русским глинтвейном».
Безалкогольный сбитень долгое время заменял русскому народу чай и кофе, его пили по нескольку раз в день, по утрам — обязательно. Кстати, вытеснивший сбитень чай значительно уступает ему по своим питательным свойствам.
Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминавших самовар. Горячий сбитень продавали прямо на улице. Торговцев сбитнем называли сбитенщиками. Их талии были обвиты полотенцем, из-под которого выглядывали пузатые стаканчики с вывернутыми наружу краями — чтобы купившие сбитень не обожгли губы огненным напитком.
Существовали и стационарные «сбитенные курени», которые располагались в самых оживленных, многолюдных местах. Роль прилавка играло большое окно, пробитое в стене дома. В окне стоял огромный, начищенный до блеска самовар, из которого щедро оделяли всех желающих душистым согревающим питьем. Особым спросом сбитень пользовался зимой.
Квас
Несмотря на то что квас считается русским напитком, нечто похожее умели готовить еще 8 тыс. лет назад египтяне. Любовь наших предков к этому прохладительному напитку объясняется его дешевизной. Мало какой другой продукт мог сравниться в этом отношении с квасом. На его основе готовили и самые дешевые кушанья: тюри, баланды, окрошки.
Наряду с кислой капустой квас на протяжении многих столетий служил единственным средством для спасения народа от цинги в течение долгой зимы, когда он не видел никакой зелени. Дело в том, что настоящий русский квас в старину готовили на солоде, то есть на пророщенном зерне, которое отличалось повышенным содержанием витаминов, особенно группы В.
За свою многовековую историю народ накопил массу всевозможных рецептов приготовления квасов. Однако в основе своей они сводились к следующему: солод, ржаную, пшеничную или какую-нибудь другую муку, взятые в определенных пропорциях, засыпали в деревянную кадку и заваривали кипящей водой. Образующуюся густую тестообразную массу (затор) перемешивали веслом до тех пор, пока не появлялся сладкий вкус. Затем затор перекладывали в чугуны и ставили их в предварительно истопленную печь на сутки. Потом затор выливали в большой чан, разводили водой, оставляли на 2-3 часа. Отстоявшуюся жидкость, прибавив к ней дрожжи, разливали в бочки. Вместо дрожжей добавляли иногда забродивший ржаной хлеб.
Квасы отличались друг от друга набором хлебопродуктов, добавками и приправами, а также режимами обработки. Например, воду для разведения затора брали и холодную, и горячую. Время запекания затора в печи тоже было разное. Перед разливанием кваса в бочки его сдабривали сахаром, хмелем, мятой, изюмом, патокой, медом.
Кроме хлебного кваса наибольшей популярностью пользовались такие квасы: старинный (с мятой и изюмом), русский (на ржаном и ячменном дробленом солоде), северный (из ржаной муки простого помола, исландского мха и черносмородинных листьев), украинский (из ржаного сухого дробленого солода, белых сухарей, земляники, корицы и мяты), суточный, белый, красный, вишневый, клюквенный, яблочный, грушевый, медовый, брусничный, калиновый… Всех не перечислишь!
Когда-то профессия квасника была очень распространенной на Руси, обычно эти мастера специализировались на производстве определенных квасов. Соответственно их и называли «квасники ячневые» (изготавливали квас из ячневой крупы), «яблочные», «грушевые» и т. д. Каждый квасник продавал свой квас только в отведенном ему районе. Нарушение этого правила грозило сильными неприятностями. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления кваса, и в деревне готовили «Маланьин квас», «Дарьин квас» и т. д.
Еще нашим предкам было известно, что квас стимулирует секрецию пищеварительных желез, отлично утоляет жажду, легко усваивается и улучшает пищеварение. В народной медицине он издавна использовался для лечения лихорадки, простуды, водянки, некоторых заболеваний кишечника, как мочегонное и слабительное средство.
Смотрите также:
Популярные горячие напитки на Руси
Чай появился на Руси только в XVI–XVII веках. До этого горячее питье готовили из лесных и луговых трав, добавляли в него свежие и сушеные ягоды, фрукты, мед. Такие сборы не только утоляли жажду и согревали в холод, но и помогали лечить простуду, успокаивали, укрепляли сердце и желудок. В каждой крестьянской семье хранились запасы трав. Летом их собирали и сушили, а потом заваривали, смешивая в нужных пропорциях. Самыми популярными ингредиентами горячих напитков долгое время были листья брусники, малины и смородины, зверобой, душица, вереск. К ним добавляли сушеные ягоды шиповника, бузины, рябины.На Руси и за ее пределами особенно славился напиток из листьев кипрея. Это растение заготавливали в июле, в пору его цветения. Собранные листья слегка подвяливали в тени, затем скручивали и катали между ладонями, пока они не темнели. Такие заготовки выдерживали в тепле около 12 часов, а затем сушили в печи. Кипрей заваривали в чистом виде, смешивали с другими травами или добавляли в напиток мед, который в старину был намного дешевле сахара. Иностранные купцы тоже высоко ценили кипрей и закупали его на Руси тысячами пудов, чтобы продать в своих странах. Позже такой напиток, а затем и саму траву стали называть иван-чаем.
Зимой, чтобы быстро согреться и защититься от простуды, пили горячий сбитень на меду с травами и пряностями. Этот напиток впервые упоминается в летописях XII–XIII веков — в те времена его также называли «переваром». Первый письменный рецепт сбитня встречается в «Домострое» — литературном памятнике XVI века.
Сбитень готовили в сосудах, похожих на самовары. Мед разводили горячей водой, затем кипятили с травами и пряностями: душицей, мятой, кардамоном, корицей, гвоздикой. На ярмарках и уличных гуляньях этот напиток можно было купить у торговцев-сбитенщиков, которые носили его в специальных баклагах, обернутых тканью. Разливали сбитень в стаканчики с загнутыми наружу краями, которые помогали не обжигаться.
В середине XIX века в России стала популярна комическая опера Якова Княжнина «Сбитенщик». В одной из арий главный герой пел:
Что на Руси пили вместо чая
Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.
Центральные области
Московские, Владимирские, Рязанские и Ростовские земли считаются родиной напитков, основанных на мёде. Первые упоминания о медовухе и сбитне относятся аж к XIII веку. Их пили на пирах, свадьбах и похоронах; утром, перед началом трудного дня и вечером, отдыхая после работы.
Технологии производства и варианты названий с веками менялись, но суть оставалась прежней. Медовуха — слабоалкогольный напиток, который изготавливали из мёда, используя хмель. Задолго до появления «хлебного вина», то есть, фактически самогона, это было самый популярный напиток у всех русских мужчин.
Сбитень — горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, как, впрочем и хмель, в медовухе создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.
Новгородчина и северо-восточная Русь
Задолго до появления китайского чая в Новгороде, много веков являвшемся главным купеческим городом всей Руси, тоже заваривали темные ароматные листья и пили их настой по утрам и вечерам. Только трава эта называлась кипрей, или в современном варианте — иван-чай, и она до сих пор произрастает на территории России.
Популярность этого напитка вскоре вышла за пределы северо-восточных областей: иван-чай стали заваривать и в Москве, и в Киеве, его пили мещане в тавернах и купцы в своих особняках. Но еще очень долго в Российской империи напиток из кипрея называли только «копорским чаем», потому что изначально производили его в селе Копорье, что под Санкт-Петербургом, а позже стали делать и в других северо-восточных городах, в Тверской и даже Ржевской губернии.
Киев и юго-восточные волости
О квасе можно сказать — «сколько веков стоит Киев, столько славяне знают квас». Первые упоминания о нём имеют отношение к самым ранним киевским летописям, и согласно этим данным, квас был напитком пиров. Очевидно, вплоть до XII века это был густой и единственный на Руси крепкий алкоголь, и славянское слово «квасить» тогда означало ровно тоже самое, что у нас и сейчас, правда, в жаргонном варианте.
А уже с XIII века здесь стали изготавливать квас и как слабоалкогольный напиток, и потребляли его уже не только на праздники, но и в будни, особенно в теплое время года. Имеющаяся в этом напитке кислинка прекрасно утоляла жажду. И хотя технология приготовления кваса тоже постепенно менялась, он как был, так и остается кисловатым напитком на основе брожения из муки и ржаного или ячменного солода.
Постепенно квас завоевал популярность во всех регионах России, но основное его время — лето, когда очень хочется пить. Поэтому в большинстве своем его и до сих пор потребляют именно в юго-восточных славянских землях, где помимо лета, весна и осень часто бывают теплыми.
Минск и западная Русь
Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам.
На ночь в холодной воде замачивали молотые зерна овса, пшеницы или гороха, все это «кисло» и превращалось в желеобразное месиво. Затем в него добавляли молоко или масло и завтракали. Такое блюдо было очень полезно для желудка. Постепенно о нём узнали и в других областях Руси, в некоторых областях, например, в Костромской губернии, запаренная кипятком овсяная мука, превратившаяся в «кисель», на многие века стала традиционным поминальным блюдом.
Когда в XIX веке в России широкое распространение получил картофель и появился крахмал, именно белорусы первыми начали варить фруктово-ягодные напитки, которые и назвали киселями. С того времени кисели из малины, ежевики, вишни, клюквы завоевали большую популярность и не только в нашем отечестве. Многие иностранцы пробуя сладкий кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.
Крым и Кубань
Южнорусский край исстари богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары — своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.
Крымские женщины для своих детей тоже варили вкусные напитки из ягод, но называли их по-другому. Пока существовала Византия, то есть вплоть до XV века, полуостров находился в тесной связи с этой империей и крымчане многое переняли у византийцев. В частности, они с удовольствием пили мурсу — воду с добавлением меда, которую любили даже византийские императоры. Но крымчане стали в неё класть лесные и садовые ягоды, варить на медленном огне, а затем пить охлажденным. Напиток получил название морс, и спустя несколько веков стал известен и за пределами полуострова.
Казань и Предуралье
Территория Казанского ханства стала Россией только во второй половине XVI века и тогда русичи впервые узнали, что вместо взваров и медовухи по утрам можно пить айран. Это напиток на основе катыка и ключевой воды. Катык татары готовили из кипяченого молока при помощи сквашивания, которое осуществляли обычно в тепле в течение 6-10 часов, при этом избегая тряски и перемешивания. Поэтому айран получался одновременно легким и густым. Он очень вкусен и полезен практически при любых заболеваниях желудка. Не сразу, но со временем русские люди оценили его замечательные свойства и даже стали им вместо кваса заливать окрошку.
Когда на Руси появился китайский чай и его стали заваривать в каждом доме, то никакие другие напитки не исчезли из обихода, за исключением чая из кипрея. И по сей день вряд ли какой праздник в России обходится без морсов, узваров, киселей и сбитней, не смотря на обилие всевозможных зарубежных питьевых новинок.
Читайте также:
Какие напитки на Руси пили вместо чая
Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.
Центральные области
Московские, Владимирские, Рязанские и Ростовские земли считаются родиной напитков, основанных на мёде. Первые упоминания о медовухе и сбитне относятся аж к XIII веку. Их пили на пирах, свадьбах и похоронах; утром, перед началом трудного дня и вечером, отдыхая после работы.
Технологии производства и варианты названий с веками менялись, но суть оставалась прежней. Медовуха — слабоалкогольный напиток, который изготавливали из мёда, используя хмель. Задолго до появления «хлебного вина», то есть, фактически самогона, это было самый популярный напиток у всех русских мужчин.
Сбитень — горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, как, впрочем и хмель, в медовухе создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.
Новгородчина и северо-восточная Русь
Задолго до появления китайского чая в Новгороде, много веков являвшемся главным купеческим городом всей Руси, тоже заваривали темные ароматные листья и пили их настой по утрам и вечерам. Только трава эта называлась кипрей, или в современном варианте — иван-чай, и она до сих пор произрастает на территории России.
Популярность этого напитка вскоре вышла за пределы северо-восточных областей: иван-чай стали заваривать и в Москве, и в Киеве, его пили мещане в тавернах и купцы в своих особняках. Но еще очень долго в Российской империи напиток из кипрея называли только «копорским чаем», потому что изначально производили его в селе Копорье, что под Санкт-Петербургом, а позже стали делать и в других северо-восточных городах, в Тверской и даже Ржевской губернии.
Киев и юго-восточные волости
О квасе можно сказать — «сколько веков стоит Киев, столько славяне знают квас». Первые упоминания о нём имеют отношение к самым ранним киевским летописям, и согласно этим данным, квас был напитком пиров. Очевидно, вплоть до XII века это был густой и единственный на Руси крепкий алкоголь, и славянское слово «квасить» тогда означало ровно тоже самое, что у нас и сейчас, правда, в жаргонном варианте.
А уже с XIII века здесь стали изготавливать квас и как слабоалкогольный напиток, и потребляли его уже не только на праздники, но и в будни, особенно в теплое время года. Имеющаяся в этом напитке кислинка прекрасно утоляла жажду. И хотя технология приготовления кваса тоже постепенно менялась, он как был, так и остается кисловатым напитком на основе брожения из муки и ржаного или ячменного солода.
Постепенно квас завоевал популярность во всех регионах России, но основное его время — лето, когда очень хочется пить. Поэтому в большинстве своем его и до сих пор потребляют именно в юго-восточных славянских землях, где помимо лета, весна и осень часто бывают теплыми.
Минск и западная Русь
Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам.
На ночь в холодной воде замачивали молотые зерна овса, пшеницы или гороха, все это «кисло» и превращалось в желеобразное месиво. Затем в него добавляли молоко или масло и завтракали. Такое блюдо было очень полезно для желудка. Постепенно о нём узнали и в других областях Руси, в некоторых областях, например, в Костромской губернии, запаренная кипятком овсяная мука, превратившаяся в «кисель», на многие века стала традиционным поминальным блюдом.
Когда в XIX веке в России широкое распространение получил картофель и появился крахмал, именно белорусы первыми начали варить фруктово-ягодные напитки, которые и назвали киселями. С того времени кисели из малины, ежевики, вишни, клюквы завоевали большую популярность и не только в нашем отечестве. Многие иностранцы пробуя сладкий кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.
Крым и Кубань
Южнорусский край исстари богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары — своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.
Крымские женщины для своих детей тоже варили вкусные напитки из ягод, но называли их по-другому. Пока существовала Византия, то есть вплоть до XV века, полуостров находился в тесной связи с этой империей и крымчане многое переняли у византийцев. В частности, они с удовольствием пили мурсу — воду с добавлением меда, которую любили даже византийские императоры. Но крымчане стали в неё класть лесные и садовые ягоды, варить на медленном огне, а затем пить охлажденным. Напиток получил название морс, и спустя несколько веков стал известен и за пределами полуострова.
Казань и Предуралье
Территория Казанского ханства стала Россией только во второй половине XVI века и тогда русичи впервые узнали, что вместо взваров и медовухи по утрам можно пить айран. Это напиток на основе катыка и ключевой воды. Катык татары готовили из кипяченого молока при помощи сквашивания, которое осуществляли обычно в тепле в течение 6-10 часов, при этом избегая тряски и перемешивания. Поэтому айран получался одновременно легким и густым. Он очень вкусен и полезен практически при любых заболеваниях желудка. Не сразу, но со временем русские люди оценили его замечательные свойства и даже стали им вместо кваса заливать окрошку.
Когда на Руси появился китайский чай и его стали заваривать в каждом доме, то никакие другие напитки не исчезли из обихода, за исключением чая из кипрея. И по сей день вряд ли какой праздник в России обходится без морсов, узваров, киселей и сбитней, не смотря на обилие всевозможных зарубежных питьевых новинок.
Читайте также:
Русские напитки до появления чая?
Что пили на руси до появления чая?
Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.
Если спросить сегодня у граждан нашей страны: «Что пили на Руси до появления чая?» — ответят немногие. Так каким же напиткам отдавали предпочтение славяне?
На Руси было очень много напитков, которые употребляли до появления всем известного чая. Прадеды очень любили настои и отвары из душистых трав, пили ягодные морсы, варили квас, компоты и питье из коры деревьев. Для красивого цвета в такие отвары добавляли сушеные плоды моркови и свеклы, которые предварительно обжаривали. Из кисломолочных продуктов употребляли простоквашу, сыворотку.
Но истинно русскими напитками всегда были:
- сбитень,
- взварец,
- медовуха,
- квас,
- сыть или сыто.
- кисель.
Сбитень (Русский глинтвейн). Этот напиток появился на столах наших предков около тысячи лет назад. Сбитень подавали в чайниках. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на лубочных картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей. Напиток носили в медных баклагах, завернутых в одеяло, и продавали на улицах, в трактирах, чайных, на базарах и ярмарках.
Сбитень — горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.
«А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитню моего? Все кушают его: и воин, и подъячий, и лакей, и скороход, и весь честной народ. Сбитень горячий пьют и подъячи! Сбитень-сбитенек пьет щеголек», — зазывали на свой товар сбитенщики (баклажники).
Взварец и медовуха. Взварец представлял собой густой (похожий на кисель) отвар — отсюда и название. Чаще всего для приготовления использовали ягоды малины и клювы. Процесс приготовления был долог, один горшочек могли томить в печи до суток.
Медовуха, как и сбитень, готовилась на основе меда. К слову сказать, сахар Русь узнала не так давно — пару веков назад, а потому во все напитки до 18 века добавляли мед. Медовое питье варилось в русской печи с добавлением хмеля, после его вынимали и оставляли в теплом месте на трое суток.
Славяне считали, что медовуха — напиток богов. И потому готовили и пили ее чаще всего. Даже в русских народных сказках писали про пиры: «И я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало».
Квас. Впервые на Руси квас стали изготавливать и употреблять в качестве пития в 996 году. Нашим предкам очень нравился квас. Существует версия, что рецептурой его приготовления со славянами поделились греки.
Летопись Нестора подтверждает тот факт, что «хлебным» напитком угощали народ в то время, когда крестилась Русь. Готовили его на основе овса, ржаной муки и ржаной закваски. Любой из этих компонентов заливали теплой кипяченой водой с добавлением меда. Напиток настаивали в течение нескольких суток.
Ароматный и слегка хмельной напиток любили и простолюдины, и знать, просто одни его пили из баклаг, а вторые из чарок. Напиток не растерял своей лечебной ценности и в наши дни. Квас не только бодрит и прекрасно утоляет жажду.
Сыть. И, наконец, сыть или сыто на Руси в древности заменял чай по своим свойствам и характеристикам. Питье это готовилось просто: мед разводили кипятком и пили горячим или охлажденным. Для аромата нередко добавляли душистые травы.
Кисель. Ну и как же не упомянуть об излюбленном древнерусском питье — о киселе? Название произошло от классического деревенского блюда, которое приготавливали из овса. Позже, когда в нашу страну завезли картофель, популярны стали ягодно-фруктовые напитки, которые приготавливались с добавлением крахмала.
Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам. Многие иностранцы, пробуя сладкий, кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.
Но этим список напитков не ограничивался.
Известно также, что на Руси пили Иван-чай или копорский чай, который готовили из листьев растения кипрея. Этот напиток по вкусу напоминал современный чай.
Южнорусский край всегда был богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары — своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.
Морс у славян был не менее популярен. Вышеуказанный напиток делали путем смешивания различных видов варения с водой. Особенно ценился нашими предками морс брусничный и клюквенный.
Что пили до появления чая еще? Конечно же, компот. Он считался «северным» напитком. В России повсеместно стали употреблять компот только в 18-м столетии. Рецептов приготовления вышеуказанного напитка существует целый арсенал. Компоты делают практически из всех съедобных ягод и фруктов.
Национальный день чая | Общий английский — Magazine
Если вы когда-либо бывали в Великобритании, вы наверняка пробовали хорошую чашку чая. Чай на завтрак, чай во время перерыва, чай в гостях у друга, чай для пробуждения, чай для отдыха … вы поняли. У чая даже есть свой особенный день в Великобритании, 21 апреля.
Является ли Великобритания «столицей» чая?
Короче нет. Хотя употребление чая в Великобритании, безусловно, является многовековой традицией, во многих странах существуют свои сильные культурные традиции, связанные с употреблением чая. Нацией, которая пьет больше всего чая, является Турция, где исследование 2013 года показало, что люди пьют в среднем десять чашек в день! Затем последовала Ирландия, на третьем месте — Великобритания. Среди других стран, одержимых чаем, — Иран, Россия и Марокко. Это также популярный напиток в Китае и Индии, где выращивается большая часть чая в мире.
Что британцы считают чаем?
В мире существует множество разновидностей чая. Зеленый чай популярен в Китае и Японии.В Индии чай часто готовят со специями и кипятят как в воде, так и в молоке, а тибетцы обычно пьют чай с маслом и солью. В Великобритании чай обычно представляет собой разновидность черного чая, который можно приготовить с рассыпным чаем или чайными пакетиками. Его готовят из кипящей воды, дают настояться около пяти минут, а затем смешивают с небольшим количеством молока (и, возможно, сахаром). Итак, идеальная британская чашка чая готова!
Молоко: до или после чая?
Несмотря на то, что чай был популярен в Великобритании на протяжении сотен лет, вопрос о том, когда добавлять молоко, до сих пор вызывает множество споров! Большинство людей сначала наливают чай в чашку, а затем добавляют молоко, но другие не согласны. Говорят, что это был способ богатые продемонстрировать свое богатство. Часто пили чай в фарфоровых чашках, и только фарфор лучшего качества выдерживал температуру очень горячего чая. Это означало, что людям, у которых были чашки более низкого качества, нужно было сначала налить молоко, чтобы чашка не разбилась.
Что такое чаепитие?
Во многих культурах есть традиции, когда люди собирались вместе, чтобы посидеть вместе и попить чай. Например, японские чайные церемонии могут быть формальными, элегантными и продолжаться часами.В Великобритании такие собрания варьируются от формальных до очень неформальных. Самый известный британский стереотип о «чае» — это, вероятно, послеобеденный чай, когда люди официально одеваются и встречаются в отелях или кафе, чтобы выпить чаю с пирожными, которые подаются на прекрасном прекрасном фарфоре. В наши дни выходить на формальный послеобеденный чай — это редкость, и люди чаще просто выпивают чашку чая и печенья с друзьями или семьей, сидя за кухонным столом.
Что происходит в Национальный день чая?
21 апреля чаепития проходят в кафе, пабах, отелях и чайных по всей Великобритании.Многие из этих мероприятий направлены на то, чтобы побудить людей попробовать разные сорта чая и оценить, как его употребление с другими людьми может обогатить их жизнь. Некоторые из этих мероприятий также продвигают экологически безопасный чай и лучшие цены и условия труда для фермеров, в то время как другие собирают средства для различных благотворительных организаций от продаж. Однако люди отмечают этот особый день, чтобы оценить возможность, которую дает людям совместная чашка чая, для общения друг с другом.
Хотите узнать больше о чайных праздниках в апреле? Найдите #NationalTeaDay в социальных сетях.И помните, чаепитие идет не только в апреле — это всегда подходящее время для вкусной чашки чая.
Источник:
National Tea Day 2021
Проверенные временем традиции английской чайной церемонии
История Англии говорит нам, что королева Анна впервые начала освященные веками традиции английской чайной церемонии в 1665 году. В этом году Англия начала импортировать чай из азиатских стран. После этого чаепитие быстро приобрело популярность и к 1700 году стало обычным явлением во многих домах Англии.В одном только Лондоне в то время были сотни копировальных магазинов, что являлось церемониальным приемом чаепития в соответствии с английской культурой.
Британцы проводят чайные церемонии по особым случаям. К ним относятся свадьбы, дни рождения, даже Новый год — это лишь некоторые из них. Некоторые международные отели в Англии также проводят традиционные чайные церемонии для особых гостей. Большинство туристов специально исследуют английскую чайную традицию, когда собираются посетить Англию.
Британская церемония послеобеденного чая имеет давнюю историю.К сожалению, у современных занятых британцев сейчас некогда тратить время на послеобеденное чаепитие. Обычно послеобеденный чай предлагается с 15 до 17 часов. Теперь это стало обычным делом, которое они проводят только в особых случаях.
История послеобеденной чайной церемонии в Англии восходит к 1800 году. Герцогиня Бедфорд не терпела, чтобы не пообедать в девять часов вечера. что происходило чаще. Итак, она начала пить чай с куском хлеба, намазанным маслом.Обычно она пила чай со своими королевскими друзьями. После этого по ее стопам последовали и другие дамы из высшего общества, которые стали принимать друзей и угощать их чашками чая с маслом и хлебом.
Послеобеденный чай также известен как «полдник». Поскольку домовладельцы подавали чай на низких столиках в своих гостиных, британцы признали эту церемонию обычаем Low Tea. Однако в США здесь проводят полдник. Не потому, что чай подают поздно вечером, а потому, что чай обычно подают на высоких столах.
Традиционно в Англии участники послеобеденной чайной церемонии держат в руках чашки с чаем без ручек. Чашку поднимают очень медленно, уравновешивая ее кривым пальцем. Полностью заворачивать чашку или ставить чашку на ладонь считается необычным. Посетители обычно размешивают чай в чашке с помощью ложки, но они стараются не издавать никаких звуков, постукивая ложкой по внутренней части чашки во время перемешивания чая. Затем кладут ложку на блюдце с правой стороны. Глоток за глотком ставят чашку на блюдце.Британцы чаще подают черный чай с молоком и сахаром. Иногда подают чай и с дольками лимона.
Иногда на ближайшем киоске стоит еда. Он состоит из трех ярусов, и посетители обычно обслуживают себя сверху донизу. Первый ярус — это булочки, второй бутерброды, третий — сладости. Посетители подают себе сладости только после того, как поставят продукты на первых двух ярусах.
Сегодня у британцев нет времени посвящать послеобеденным чайным церемониям.Но они все еще переживают эти счастливые моменты, когда отмечают особые события в своей жизни или когда им довелось принимать гостей. В большинстве стран, где люди регулярно пьют чашку чая, они с нетерпением ждут ее. Люди в Англии тоже не исключение.
II. Садись пить чай
Чай был завезен в Россию в 1640 году, когда русский посол боярин Василий Старков вернулся из
монгольской орды и принес царю Михаилу Федоровичу Романову в подарок 200 пакетиков чая по 500 граммов каждая. Его хвалили за его целебные свойства и способность освежать и очищать кровь. Самому Старкову не понравился вкус напитка, но он испугался гнева царя и подал в суд. О том, как Романов относился к экзотическому иностранному напитку , ходят разные легенды . Один из них утверждает, что это понравилось царю, и восклицает: «Еще!» Но многие историки придерживаются противоположного мнения, потому что торговля чаем началась в Москве только 36 лет спустя.
Очередная партия чая прибыла из Китая.В 1679 году Россия и Китай подписали особый чайный договор. Вначале чай был очень дорогим, и его могли себе позволить только богатые люди. Также мало кто знал секреты его пивоварения .
Традиционно россияне пили лесные чаи — взваров — из трав, сушеных листьев и фруктов. Но очень скоро чай стал очень популярным, и теперь россияне не могли представить свою жизнь без него. Также было отмечено, что чай не дает уснуть во время долгой церковной службы.
К 18 веку чай был неотъемлемой частью русской жизни и во многом стал национальным напитком. Семейные дела решались за чайным столом. Приглашение сесть за чай стало традиционным признаком гостеприимства года. Традиция требовала, чтобы воду по возможности кипятили в самоваре. Русский чай подается с кусочком сахара и лимона, а также с различными джемами и вареньем , медом и русским печеньем или пирогами. На Западе даже чай с лимоном называют русским чаем.
III. Подумайте, что особенного в том, что мы, россияне, пьем чай.
Русские сладости
В Великобритании пирожных — это небольшой пирог, состоящий из теста, который я сложил вокруг мяса, овощей или сыра.
Пирог — сладкое блюдо, приготовленное путем запекания смеси муки, яиц, сахара и жира в духовке. Пироги могут быть большими и нарезанными ломтиками или маленькими и рассчитанными только на одного человека.
Крекер — тонкое хрустящее печенье, которое часто едят с сыром.
Имбирный пряник — сладкое печенье, приправленное имбирем. Часто его делают в виде человека или животного.
Кондитерские изделия — это еда, приготовленная из муки, жира и воды, которые смешаны вместе, раскатаны и запечены в духовке. Его используют, например, для приготовления пирогов.
Есть ли у россиян сладкоежка? Конечно, есть! Просто посетите любую пекарню, и вы увидите огромный ассортимент тортов, которые россияне называют тортов, от самого популярного под названием «Прага» до тортов с необычными названиями, например, Birds Milk.Вы также увидите знаменитые тульские пряники « пряники», различных видов крекеров с изюмом или маком « сукбари» и «», а также соблазнительные маленькие твердые булочки « баранки».
Однако это не конец истории. В дополнение к прославленным российским шоколадным конфетам вы найдете элегантные и воздушные наршмеллоу, которые россияне называют зефир , а также огромное разнообразие мармеладов под названием мармелад (он отличается от британского мармелада , который больше похож на варенье, которое обычно едят на хлеб или тосты на завтрак).Если вам повезет, в пекарне может быть витрина питательного мороженого Eskimo , приготовленного из настоящих сливок, а не из воды.
Если вас пригласили на вечеринку в чей-то дом, хозяйка обидится, если вы не попробуете ее приготовление, которое, вероятно, будет включать: кулебяка большого размера, пирожков, маленькие подрумяненные пирожки , пирожков с капустой, фиат. и мясные или даже домашние сладкие ягодные консервы под названием варение. Вне всяких сомнений, Россия не место для диеты и похудания.
:
Почему китайцы так любят чай?
В Китае есть старая поговорка о семи вещах, необходимых для начала дня: «kāi mén qī jiàn shì, chái mǐ yóu yán jiàng cù chá (开门 七件事, 柴米 油盐酱醋 茶)». Для справки, это дрова, рис, масло, соль, соус (обычно соевый), уксус и, конечно же, чай.
Чай, «ча (茶)», занимает особое и уникальное место в китайской культуре, что определенно говорит о чем-то, когда вашей культуре более 4000 лет и насчитывается более полутора миллиардов приверженцев.
Итак, сегодня мы собираемся взглянуть на чайную культуру в Китае, немного углубиться в историю и попытаться ответить на очень важный вопрос: почему китайцы так сильно любят чай?
Фольклор
Все начинается с, возможно, анахроничной истории об этом парне «shén nóng (神农)», «божественном фермере» из древнекитайского мифа.
«Шэн нонг (神农)» был одним из «сан хуан (三皇)», или «трех правителей», в основном отцов-основателей китайской культуры.Считается, что он жил около 4500 лет назад, «shén nóng (神农)» приписывают изобретение чая.
Однажды дикий лист упал в воду, которую он кипятил, путешествуя со своей армией. Он подумал, эй, почему бы не попробовать. Предположительно, новый эликсир помог ему почувствовать себя бодрым и свежим, что породило чай в том виде, в каком мы его знаем.
История и использование
Первое поддающееся проверке использование чая было во времена династии Чжоу, вероятно, около 1000 г. до н. Э., И с тех пор чай является неотъемлемой частью жизни Китая.
Более того, чай имеет огромное значение в китайской культуре, и может быть трудно осознать это, пока вы не побываете посреди этого.
Мне нравится сравнивать это (примерно) с тем, как американцы относятся к обеду в целом: подумайте, как Тед Мосби спрашивает каждую девушку: «Поужинайте со мной в субботу», насколько семейные обеды занимают центральное место в жизни семьи или как бизнес сделки часто заключаются за ужином.
В Китае чай и чаепитие с людьми служат одной и той же цели.Вы часто услышите фразу «давай встретимся за чаем» как приглашение встретиться с кем-нибудь или увидите, как бабушки собираются вокруг столов для игры в маджонг, потягивая чай из одного термоса весь день.
Иногда это даже немного гнусно. Возможно, вы немного читали о печально известном приглашении полиции « выпить чаю, », эвфемистическом обозначении обязательного посещения полицейского участка для обвиняемого в проступках, обычно политического диссидента или агитирующего журналиста.
Если вы были в Китае, то, скорее всего, слышали о «афере с чайным домом», когда ничего не подозревающих туристов заманивают на якобы настоящую чайную церемонию только для того, чтобы получить непомерно высокую сумму.
Когда напиток — это эвфемизм и средство обидеть людей, вы знаете, что это важно!
Чай также является одним из самых заметных подарков, которые вы видите здесь, в Китае, особенно как подарок во время отпуска.
Подобно тому, как жители Запада могут купить брелок, магнит на холодильник или какую-нибудь местную закуску, чтобы подарить друзьям, китайские путешественники любят покупать «тэ чун (特产)» или оригинальные местные продукты, а чай обычно занимает первое место в списке, так как разные регионы Китая имеют большое разнообразие различных типов листьев и вкусов.
Так почему же чай так популярен?
По моему мнению, это, пожалуй, самый характерный китайский продукт в истории, который был изобретен и усовершенствован в Китае. В нем даже есть своя собственная супер-старая предыстория эпохи Трех Суверенов (см. Выше), поэтому неудивительно, что многие китайцы гордятся чаем, произведенным в их стране.
Не говоря уже о том, что это один из самых известных экспортных товаров Китая, и он стал центральной частью культуры во многих местах по всему миру, особенно в Великобритании.
Чай также подпитывал невероятно значимое торговое движение в 18 и 19 веках, которое помогло познакомить Китай с более широким западным миром — немалый подвиг.
Не будем также забывать, что чай, имеющий органическое происхождение и богатый антиоксидантами, за последние несколько лет стал популярнее в США.
Китайцы склонны действительно гордиться старыми элементами своей культуры, которые все еще живы сегодня, и нет ничего, что могло бы служить примером этого лучше, чем чай.Достаточно взглянуть на абсурдную цену на чай премиум-класса в наши дни.
Изучите лексику и грамматику «питья» с помощью раздела 14 разговорного курса китайского йойо для начинающих:
Настоящее время — чай против кофе
Интересно, однако, что в некоторых китайских городах кофе начинает соперничать с чаем по популярности в качестве ежедневного напитка, хотя и не с точки зрения его культурного значения.
Независимые кофейни повсеместно распространены в городах первого уровня (я пишу об этом прямо сейчас!), А в прошлом году Starbucks открыла 500 новых магазинов в Восточной Азии, в основном в городах второго и третьего уровня Китая.
Потребление кофе в материковом Китае растет со скоростью 15% в год, и, хотя в ближайшее время он не станет узурпировать чай, в провинции Юньнань многие фермеры, выращивающие чай, предпочитают выращивать кофе, который процветает в мягкой и влажной местности. климат.
«Все больше и больше молодых специалистов предпочитают начинать день с чашки или двух дома», — говорит один из руководителей Nestle, и я определенно могу подтвердить это анекдотическими свидетельствами.
Я хотел бы услышать ваши истории или мысли о китайском чае и его культурном значении! Позвольте мне знать в комментариях ниже.
Предпочитаете что-нибудь посильнее? Ознакомьтесь с нашим полным руководством по употреблению алкоголя в Китае .