Алтайский нож фото: Алтайский нож

Содержание

На Алтае задержанный за пьяную езду водитель зарезал сотрудника ГИБДД

На Алтае следователи разбираются в причинах жестокого нападения на сотрудников ГИБДД, которое устроил задержанный ими пьяный водитель. Мужчина без видимых причин набросился на стражей порядка с огромным ножом, пытаясь зарезать обоих. Напарник погибшего, несмотря на полученные серьезные ранения, сумел заблокировать преступника в полицейской машине.

Алтайский край потрясен жестокой расправой над сотрудниками ДПС, которую учинил пьяный водитель. Около 1.30 пятницы в селе Харлово Краснощековского района экипаж ГИБДД остановил автомобиль ВАЗ-2106, который двигался с превышением скорости. Во время проверки документов полицейские поняли, что водитель пьян, и пригласили его в служебную «Ниву» для составления протокола.

То, что произошло дальше, зафиксировала видеокамера, установленная в салоне полицейского автомобиля. Шокирующие кадры вряд ли кого-то оставят равнодушным.

Мужчина сел на заднее сиденье, а два сотрудника ГИБДД принялись за составление протокола.

Водитель ведет себя вполне спокойно и в общем-то вполне естественно в данной ситуации. При этом можно заметить, что мужчина, облокотившись рукой на подголовник водительского сиденья, весьма задумчив.

Внезапно он выхватил длинный нож, который был закреплен у него с правой стороны, и напал на стражей порядка.

Первым движением он пытается перерезать горло 34-летнему старшему лейтенанту Александру Лямкину, сидевшему в водительском кресле. Затем он начинает наносить беспорядочные и интенсивные удары обоим полицейским, которые пытаются сопротивляться. Застигнутым врасплох стражам порядка, к тому же находившимся спиной к нападавшему, что-то противопоставить имеющему крупное телосложение преступнику было трудно.

Напарник Лямкина Роман Польников смог выскочить из машины. Несмотря на серьезные ранения, он каким-то образом смог заблокировать задние двери, где сидел вооруженный злоумышленник.

Тот еще долго пытался выбраться наружу и даже разбил ножом боковое стекло, пытаясь достать оппонента.

На видео не попала развязка инцидента: в конце записи преступник внезапно «отключается», судя по всему, не исключено, что раненый Польников мог применить электрошокер или каким-то другим способом «вырубить» убийцу. Окончательно задержать злоумышленника удалось после прибытия еще одного наряда ГИБДД. По приезде они увидели, что выживший полицейский лежит рядом с автомобилем в тяжелейшем состоянии.

15 сентября 18:00

Романа Польникова отправили в больницу в тяжелом состоянии, но его жизни ничего не угрожает. Вооруженному ножом 38-летнему водителю, уже имевшему судимость за кражу, теперь по статье «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов» грозит пожизненное лишение свободы. В ближайшее время суд должен избрать ему меру пресечения на время следствия.

Что побудило мужчину повести себя настолько агрессивно, пока остается неясным.

Похороны погибшего полицейского пойдут в райцентре Краснощеково, где он и работал. Александр Лямкин успел отслужить в МВД почти 15 лет, куда пришел после службы в армии.

Руководство краевого ГУ МВД, совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Алтайского края, общественный совет при ГУ, личный состав органов внутренних дел Алтайского края выразили глубокие соболезнования семье погибшего: у него остались жена, 11-летний сын и 5-летняя дочь. Алтайские полицейские пообещали им оказать помощь и всемерную поддержку.

Как староверы-«каменщики» искали Беловодье в Горном Алтае, спасались от репрессий и чем живут сейчас — рассказывает правнучка переселенцев

В Уймонскую долину на Алтае старообрядцы шли, чтобы скрыться от религиозных гонений или освоить новые земли.

Позже эти места начали ассоциироваться у кержаков с Беловодьем — сказочной свободной страной, где нет попов и притеснений, богослужение идет по старым книгам, за царя не молятся и крестятся двумя перстами.

В начале XX века через это место пролег маршрут Центральноазиатской экспедиции Николая Рериха — в ее рамках он изучал легенды и религиозные традиции. После ее окончания Рерих планировал вернуться в село Верх-Уймон и построить Центр знания и культуры.

Чем Рериха так привлекли эти места, как на протяжении истории менялся быт жителей Уймоны и где все-таки находится Беловодье — рассказала Анастасия Атаманова, правнучка первых переселенцев, Бочкаревых и Атамановых.

Анастасии двадцать семь лет, она староверка в шестом поколении. Она родилась и выросла в селе Мульта, но в последние годы живет в Барнауле и работает в банке, наведываясь к семье по выходным и в отпуск. Анастасия своими силами строит небольшую турбазу в родном селе. Местные традиции постепенно уходят в прошлое — чтобы их сохранить, наша героиня собирается издать книгу: около десяти лет она собирает рассказы предков о быте и обычаях и изучает историю старообрядчества на Алтае.

Как староверы нашли Беловодье на Алтае

У нашей семьи есть легенда, известная от моей прабабушки.

В конце XVIII века наши предки, староверы Клепиковы, переплыли через матушку-реку Катунь в поисках Беловодья. Дошли до Уймонской долины и восхитились ее красотой: вокруг горы и березовые рощи с молодыми деревьями, а вдали сияли снежные вершины. Вверх по склону жили в землянках оседлые племена алтайцев.

Выглядели местные жители так: мужчины невысокого роста, волосы рыжие, лица продолговатые, глаза зеленые. А женщины выше мужчин — около двух метров. Мой папа, когда рассказывал эту легенду, всегда добавлял: «Хорошие такие, упитанные». У алтайцев были большие табуны лошадей — сами золотые и в золотых, переливающихся на солнце сбруях.

Староверы, поселившись здесь, захотели познакомиться с хозяевами этих прекрасных земель. Поднялись к ним по склонам — а их уже нет.

Алтайцы вынесли из землянок всё, что у них было, вывели скот и подрубили палки, на которых держались постройки — в общем, похоронили свое селение. Потому что ходила у них легенда, что когда придет белый человек и вырастет белое дерево, будет всё по-новому на этой земле.

По мотивам похожей легенды художник Николай Рерих написал картину «Чудь подземная» — о народе, который ушел под землю, не желая терять своей свободы.

Когда эту легенду рассказали бабушке, они с сестрой, маленькие девочки, ходили к месту, где раньше жили алтайцы, и копали землю, сдирая пальцы до крови. Говорили: «Вот найдем что-то золотое, и наконец покушаем». Но ничего не находили.

Всё, что я сегодня знаю об этой линии родственников — только легенда, которую я только что изложила. Они мало рассказывали о прошлом и неизвестно, откуда именно они пришли на Алтай. Староверов, которые обосновались здесь, называли «каменщиками» — из-за того, что они селились в горах. В основном это были выходцы из Нижегородской губернии. Первые староверы появились в Уймонской долине еще в середине XVIII века: бежали от введенной в 1720-х двойной подушной подати для кержаков и от принудительных горных работ на заводах.

Знаю, что Клепиковы были одними из основателей села Гагарки, построили большой дом, разводили маралов. Возвели школу, где учили грамоте жителей окрестных деревень. Но всё, что они нажили, в годы Гражданской войны было разрушено. В прошлом году мы с папой ездили в Гагарку — от дома не осталось даже основания. А вот семья чудом спаслась. Узнав, что скоро в деревню придут большевики, они оставили всё хозяйство и большой дом, ушли в горы, где у них была маленькая избушка три на четыре метра. Их не нашли и не сослали в Нарым — так называлось поселение в Томской области, куда неугодных власти отправляли на каторгу в 1930-е.

Совсем иначе сложилась судьба Атамановых — моих предков по другой ветви.

Они двадцать пять лет шли на Алтай из Архангельской губернии. Их очень много было — двоюродных, троюродных родственников; по дороге они строили дома в разных городах. Некоторые там и оставались — кто-то, например, осел в Нижнем Новгороде.

Все остальные дошли до Уймонской долины со стороны хребта Терехты. Эта земля им очень понравилась, там уже стояли дома Бочкаревых — и отец Вахрамея Атаманова Семен построил большой двухэтажный дом. Это было примерно в середине XIX века.

Семейство староверов Атамановых, мужчина с бородой — Вахромей Семенович, с женой, с сыновьями, снохами и внуками

В 1926 году у Атамановых останавливался Николай Рерих во время своей Центральноазиатской экспедиции. Глава семьи Вахрамей Атаманов водил путешественника по горным хребтам. Вахрамей не только хорошо знал окрестные места, но и в целом был очень образованным: разбирался в травах, выписывал по почте медицинские книги, лечил людей и животных, даже проводил операции. Поэтому вместе с Рерихом они собирали лекарственные растения, изучали минералы и древности Алтая. И благодаря гостю у семьи есть фотографии тех времен.

В Центральной Азии Рерих собирал легенды. Уймонцы верили, что именно на их землях находится легендарная страна Беловодье — страна свободы из русских народных преданий.

Беловодье — в горах. Найти это великое место может только тот человек, который чист перед Богом, перед людьми, перед собой. Горы в Беловодье с разных сторон предстают то в виде Богородицы, то в виде Иисуса Христа — они покрыты туманом и открываются только тому, кто достоин этого.

Рассказывали старики: «Страну Беловодья Вахрамей Атаманов нашел! Это начало Катуни на белках, цвет молока, берешь воду в ладони, а вода белая-белая! А воздух там особенный».

На фото: Вахрамей Атаманов и Николай Рерих

Говорят, Рериху очень понравились жизнь и быт жителей Верх-Уймона. Только буквально через пару лет после его экспедиции хозяйство постепенно стало разрушаться. У Атамановых не было наемных работников, но нажитого своими силами хватило, чтобы семья попала под раскулачивание.

В 1930 году, когда большевики первый раз пришли раскулачивать Атамановых, семья не стала никуда убегать и прятаться. Подумали, что раз всё заработано собственным трудом, эта политика пройдет мимо них. Оказалось, что они сильно ошибались, и у семьи забрали всё огромное хозяйство, учет которого даже не вели: маральник, кузницу, пилораму, пасеку. Оставили только дом, потому что начальника ГПУ в Улале (раньше так назывался Горно-Алтайск) Вахрамей однажды вылечил, когда тот был при смерти.

Однако через год за ними вернулись снова. Сын Вахрамея Василий был главой староверческого сопротивления, сражавшегося со специально направленным против них подразделением красноармейцев. Шли жестокие бои, повстанцы ушли в Китай. Вахрамея и семью его сына сослали в Нарым, где он вскоре погиб.

Староверов никогда особо не любили, но Екатерина II относилась к ним благосклонно. Есть семейная легенда, будто императрица даровала Атамановым золото. Прабабушка Фетинья рассказывала, что сама видела золотую скобу на двери в доме Вахрамея. Но когда семью пришли раскулачивать, эта ручка пропала.

Большевики изымали и уничтожали священные книги — псалтыри с молитвами. У нас сохранились псалтыри и старославянская азбука, потому что успели закопать в землю перед приходом проверки.

В соседнем селе Мульта есть гора Филаретка, названная в честь старца Филарета. Он ушел в горы, где прятался от нарымских народных комиссаров и молился там по старым книгам. Многие жители, зная, что к ним придут с проверкой, отдавали ему книги на хранение. Он сумел скрыться. По легенде, Филарет перебирался по веткам деревьев, чтобы его не смогли найти по следам. Потом он построил себе келью и там молился. Питался ягодами и грибами, иногда местные жители его тайно подкармливали.

В 1990-е мой дедушка попытался вернуть то, что принадлежало Атамановым. Сначала искал в архивах документы с описью имущества. А когда нашел, понял, что там была указана лишь малая часть. Всё остальное куда-то пропало.

Как жили раньше — и как живут сейчас

Когда в 1996 году Сибирское рериховское общество восстанавливало дом Атамановых, чтобы сделать там музей, они были очень удивлены, как грамотно он построен, как хорошо люди из далекой алтайской деревни знали технологии строительства. Это был двухэтажный «дом-связь». Такие дома возводили еще в XI веке, и состояли они из теплой избы, холодной клети и связывающих их сеней. Со временем во все комнаты стали ставить печи, но название этих домов осталось.

Бабушка рассказывала, что раньше всё строили по календарю: деревья можно было рубить в определенные дни, при этом обращали внимание на то, в какую сторону смотрят ветки. Планировку продумывали так, чтобы вошедший в дом человек видел икону, а мебель долгое время была только самодельная.

Август 1926 года, дом семьи Вахромея Семеновича Атаманова

Сейчас в Мемориальном доме-музее Н.К. Рериха можно увидеть портрет художницы Агашевны — она была сестрой Вахрамея и расписывала дома местных жителей. Все краски она собирала и делала сама: уходила в горы, искала травы определенных цветов. Говорят, была настолько талантливая, что однажды ей заплатили за работу конем. Ее звали Елена, но староверы по традиции называли друг друга по отчеству.

Все родственники с папиной стороны знают старославянский, а дедушка Кирилл даже стихи сам сочинял.

Язык у староверов и сегодня немного отличается от стандартного варианта. Например, не принято говорить «спасибо», вместо этого мы говорим «спаси Христос». А бабушек чаще называют «мама старая».

Мы с моей бабушкой Людмилой Матвеевной Бочкаревой решили написать книгу — для нее мы собрали все традиции, легенды и истории уймонских староверов. Раньше к бабушке толпами ходили туристы и студенты — и она с удовольствием всё рассказывала. Но последние два года она не принимает гостей.

Чтобы стало понятно, насколько были сильны традиции кержаков даже в советское время, приведу такой пример. Кто-то из города подарил моим бабушке и дедушке на свадьбу стиральную машинку — такую, куда закидываешь вещи, и она просто их кипятит. Бабушка спрятала ее, чтобы соседи не увидели — так машинка простояла лет пятнадцать. Просто боялась, что соседи ее засмеют, и стирала на руках. Ведь жить надо было так, как наставляли старики. А стирали староверы исключительно в проточной воде, стоячая считалась для этого непригодной. Даже я помню, как в детстве отец возил нас к реке: постирали всё дома, сложили в телегу, едем полоскать. Даже зимой, в мороз.

Есть такой стереотип, что у кержаков воды не допросишься. Даже если кто-то с таким сталкивался, дело вовсе не в том, что мы скупые. Наоборот: мы очень гостеприимные. Помню, бабушка рассказывала, что когда Атамановых еще не раскулачили, они, бывало, пекли пироги, и дед Вахрамей с важным видом садился в телегу и развозил угощения соседям. А корни этих заблуждений в том, что староверы очень много внимания уделяли чистоте и гигиене. С детства учили, что у каждого должна быть своя кружка и ложка, которыми не следует ни с кем делиться.

Людей делили на добрых и мирских, и для всех была разная посуда. Если мирской человек воспользуется доброй посудой, ее начищали песком, чтобы она обратно стала доброй.

А если на столе оставалась посуда, ее обязательно нужно было накрыть полотенцем: считалось, что ночью нечистая сила хозяйничает. На кружку клали хотя бы палочку или ложку.

По-особому трепетно относились к хлебу: старики говорили, что он олицетворяет тело Христа, и даже резать хлеб не разрешали. Когда я только переехала в город и увидела, что кто-то протыкает хлеб вилкой во время трапезы, мне это было очень странно видеть — у нас это было не принято.

Также староверам нельзя, например, употреблять мясо животных, у которых копыта, как у лошадей — потому что у нечистой силы такие же копыта. Чай, кофе и курение считаются грехом. Уймонские староверы пили только травы, собирали их в определенных местах и в определенные дни.

Возможно, поэтому мои предки в основном были долгожителями: правильно питались, соблюдали пост, молост.

Даже в преклонном возрасте они оставались бодрыми и сильными: когда родился мой отец, моя 91-летняя прабабушка прошла пешком 35 км, просто чтобы увидеть внука.

Староверов очень часто представляют в традиционной одежде. Но на самом деле ее носили не всегда и не везде. Например, бабушка, которой сейчас семьдесят два года, рассказывала, что в школу ходила в обычной одежде. Наверное, последними, кто одевался «по-старому», были те, кого увезли в Нарым — заготовке ткани их обучали с детства. Осенью собирали лен, вымачивали в бочках, добавляли щелочь, полученную из золы. Затем сушили, клали на трепачи и взбивали ткань. После работ собирались в овинах и сараях, жгли лучины и пряли — вечерню справляли. Кто что принесет, то и трапезничали. Кто-то прял, кто-то шил, пели песни старинные — духовные стихи, которые написаны в наших книгах.

Староверы обязательно носили два пояса. Один нательный, другой поверх одежды. У меня тоже был нательный пояс, пока я не начала ходить в школу. А вот моя бабушка носила такой всю жизнь — как оберег от всего темного.

На этом снимке все в традиционной одежде, но надели ее лишь, чтобы сфотографироваться. Кстати, моя прабабушка Фетинья здесь специально закрыла глаза: считалось, что фотографии делать грешно, потому что кто-то может наколдовать на тебя.

Конечно, родители рассказывают нам об обычаях, но в нашей жизни много разных современных благ. А вот мамины двоюродные братья, которые сейчас живут в тайге в Иркутской области, намного сильнее сохранили бытовые традиции.

Прадедушка Афанасий увез их туда — а сам уехал назад, и они живут там как в старые времена. У них нет паспортов, и приезжали они к нам первый и последний раз, когда в Усть-Коксе, районном центре, отменяли пограничную зону. Мои ровесницы были в платьях, которые сшили сами, а парни тоже выглядели очень интересно, не брили бороды.

Они ловят и продают рыбу, продают молоко, живут своим хозяйством. Когда к ним ездила мама, ей очень понравилось, как воспитывают детей: дети строже соблюдают все традиции, обучены грамоте и старославянскому. У них хорошие дома, очень грамотно построенные, и большие семьи по семь-восемь человек. Может, они лишены того, что можем себе позволить мы — например, путешествий. Но зато они живут так, как завещали старики-староверы — придерживаются уставов, как в книгах.

У нас в соборе всё постепенно становится платным, как у православных, и приживается всё больше светских традиций. Бóльшая часть жителей Уймона и Мульты сегодня собирают травы и ягоды на продажу и работают, где есть работа.

Я же собираю и записываю традиции — я хочу издать книгу, историю старообрядчества Уймонской долины. С самого детства мама и папа говорили мне, что мы староверы, кержаки, часто рассказывали про Атамановых. Приводили пример, как они трудились всей большой семьей и были по тем временам очень образованными людьми.

Поначалу казалось, что всё это не больше чем поучительная сказка. Но со временем я осознала, что это самая настоящая жизнь, и стала собирать рассказы пожилых людей. Эти рассказы особо ценны, потому что историю предков забывать нельзя, чтобы продолжать хорошие начинания и не повторять ошибок.

Сибирские археологи обнаружили место обитания европейских неандертальцев на Алтае

Примерно от 200 до 100 тысяч лет назад на Алтае уже жили неандертальцы первой волны, отделившиеся от единой популяции. Их останки были обнаружены в отложениях Денисовой пещеры. Вторая волна неандертальцев пришла на Алтай из Восточной Европы примерно 60 тысяч лет назад и принесла с собой культуру производства асимметричных двусторонних ножей по мясу. К тому времени неандертальцев первой волны на Денисовой пещере уже не было. Последние же представители этого вида на Денисовой пещере датируются 100 тыс. лет назад. 

В Чагырской пещере на Алтае были найдены артефакты, совершенно не похожие на другие каменные орудия со стоянок Горного Алтая. Лишь еще в одной алтайской пещере — имени Окладникова — исследователи обнаружили ножи по мясу, похожие на эти. 

«Мы задались вопросом, кто их принес. Антропологические находки представлены только неандертальским подвидом человека и датируются примерно от 60 до 50 тысяч лет назад. Мы стали сравнивать наши каменные орудия с найденными поблизости и не встретили ничего похожего ни на Алтае, ни в Средней Азии, ни в районе Урала. Единственные ближайшие аналоги обнаружились на территории Поволжья. Дальше мы начали находить такие же предметы на территории Крыма, Северного Кавказа, в Восточной и Центральной Европе», — рассказывает ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Ксения Анатольевна Колобова.


Фото: Ксения Колобова. Источник: Мария Федорова/Наука в Сибири

Орудия из Чагырской пещеры оказались похожи на те, которые производились в рамках микокской палеолитической культуры (от 150 до 30 тысяч лет назад). Они датируются от 60 до 50 тысяч лет назад, что говорит о хронологическом, технологическом и типологическом пересечении. Ученые провели трехмерный геометрико-морфометрический анализ орудий из Чагырской пещеры и орудий с одной стоянки с территории Германии, которая датируется примерно так же, как Чагырская пещера. 

«Мы получили такую степень сходства, которая может быть представлена на одном памятнике. Бифасы — ножи такого типа — с территории Германии абсолютно подобны ножам из Чагырской пещеры», — говорит Ксения Колобова.

Расстояние между двумя памятниками составляет примерно пять тысяч километров, а ближайшие памятники этой культуры находятся на расстоянии трех тысяч километров. Всё это дает основание говорить о том, что около 80—70 тысяч лет назад неандертальцы начали свое путешествие, передвигаясь, вероятнее всего, по северному берегу Каспийского моря. Когда они пришли на Алтай, там уже обитали денисовцы. Это уникальная территория, на которой происходило взаимодействие сразу нескольких подвидов первобытных людей. Сначала были денисовцы и неандертальцы двух волн, затем пришел человек современного типа, а все остальные — исчезли.

По словам исследовательницы, удивительно также и то, что комплекс каменных орудий не изменялся и не развивался, основные принципы изготовления артефактов оставались стабильными. 

«Такие орудия в этот хронологический период изготавливали только на территории Крыма, Поволжья, Восточной и Центральной Европы. Если мы положим эти камни рядом с европейскими и не будем обращать внимания на сырье, то не увидим различий. Европейские орудия делались из кремния, наши — из халцедонитов и яшмоидов. Неандертальцы пришли со своими традициями камнеобработки, которые никак не менялись. Это говорит о стабильности и хорошей приспособленности подвида к определенным палеоэкологическим условиям. Эти люди были подготовлены к охоте на крупных млекопитающих и вписались в экосистему настолько органично, что им не нужно было ничего менять. Когда они шли по Евразийской степи, то просто выбирали подходящие экологические ниши, конкретную среду обитания», — поясняет Ксения Колобова. 

Эта популяция шла северным путем, вполне вероятно, следуя за стадами бизонов по Великому Степному поясу, который простирается через всю Евразию. 

«До Алтая они добрались предположительно в конце 4-й морской изотопной стадии, когда было холодно и сухо. Эти люди были адаптированы к таким условиям, и долина реки Чарыш для них была прекрасным местом обитания», — рассказывает старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат биологических наук Наталия Алексеевна Рудая.

Чагырская пещера была постоянно посещаемой стоянкой неандертальцев в течение примерно 10 тысяч лет. Из нее людям было удобно выслеживать бизонов, а в долине реки, скорее всего, был охотничий лагерь, где они убивали, разделывали добычу и приносили в пещеру. Они обитали там по две-три недели в конце лета — начале осени, а затем уходили в другое место. По словам Ксении Анатольевны Колобовой, пока что эта пещера и пещера Окладникова — единственные обнаруженные места обитания неандертальцев в Сибири.

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда.

«Швейцарский армейский нож» неандертальца возрастом 60 000 лет найден в сибирской пещере

«Эта штука для неандертальцев была для нас теперь как швейцарский армейский нож». Фото: Институт археологии и этнографии СО РАН

На этой неделе результаты международного исследования показали, что неандертальцы дважды вторгались в холодную Сибирь, около 120 000 и 60 000 лет назад.

Ученые также раскопали орудия труда древних людей, когда они поселились в Горном Алтае.

Профессор Института археологии и этнографии в Новосибирске Ксения Колобова предположила, что инструмент, названный учеными «бифасом с асимметричным оперением», был древним эквивалентом знаменитого современного швейцарского армейского ножа.


Это был «многофункциональный инструмент, который может резать все, что угодно, (разделывать) и обрабатывать кожу, или делать другие инструменты». Фото: Сибирское время

Они были обнаружены среди 90 000 каменных изделий в Чагырской пещере.

«Эта вещь для неандертальцев была для нас теперь как швейцарский армейский нож», — сказала она, держа каменный инструмент, сделанный из халцедонита

‘У нас тупой конец, поэтому удобно держать.’

Ретушеры из костей, которые использовались для заточки каменных орудий. Фото: Институт археологии и этнографии SBRAS

Примечательно, что ученые доказали, что его можно использовать даже спустя 60 000 лет.

‘Этим инструментом можно рубить около часа, как показал наш эксперимент, пока он не затупится…

‘Потом они точили его снова и снова и снова.

Ксения Колобова показывает, как из бифаса можно сделать другие инструменты. Фото: Сибирское время

Это был «многофункциональный инструмент, который может резать все, что угодно, (разделывать) и обрабатывать кожу, или делать другие инструменты».

«Это палеолитический швейцарский армейский нож».

Интересно и то, насколько маленьким был мир в те времена.



Обнаружен среди 90 000 каменных изделий в Чагырской пещере.Фото: Сергей Зеленский

Анализ каменных орудий из Чагырской пещеры в Горном Алтае показывает поразительное сходство с теми, что были найдены в Сессельфельсгротте в Германии, примерно в 5000 километрах от них.

«Если мы поставим наших бифасов рядом с европейцами, то не увидим никаких отличий, кроме сырья», — сказала она.

«Европейские орудия делались из кремня, наши — из халцедона и яшмы.

– То есть они пронесли традицию изготовления своих инструментов через несколько тысяч километров почти без изменений.

Неандертальцы во время завоеваний Сибири убивали и ели бизонов, чтобы выжить, утверждают археологи.

Находки, связанные с этими архаичными людьми, показывают, что «когнитивные способности неандертальцев были шире, чем считалось ранее», — сказал профессор.

Altai Skis Hok Отзывы — Trailspace

Это легкий и маневренный способ сойти с проторенной дорожки и повеселиться на снегу. Если ты можешь ходить, ты можешь и хок 🙂

Плюсы

  • Это определенно гибрид, который создает свою собственную нишу.
  • Довольно легкий
  • В них легче скользить, чем в снегоступах (скользить вперед, а не подниматься).
  • Легко пристегивается, если у вас есть универсальное крепление
  • Очень портативный
  • Выдержит серьезное насилие (пересеченная местность)
  • Легко поднимайтесь по склону на обычных беговых лыжах нужно ходить траверсом, елочкой или вбок

Минусы

  • Встроенные скины, обеспечивающие сцепление, создают сопротивление, делая движение «удар и скольжение» немного более трудоемким.
  • Температура около точки замерзания может привести к образованию льда/снега. В какой-то степени с этим можно справиться с помощью силиконового спрея или чего-то вроде Swix FX4.

У меня уже три сезона Hok, два с универсальным креплением, один с трехштырьковым креплением.

Я считаю, что Хоки отлично подходят для исследования. Мы с женой любим бродить по замерзшим ручьям и руслам рек. У Hok достаточно тяги, чтобы подняться вверх, и достаточно скольжения, чтобы соскользнуть вниз.Они обеспечивают маневренность в труднопроходимой местности, в которой мои беговые лыжи с трудом справляются, немного большую скорость/меньшее усилие, чем требуют мои снегоступы, и возможность «бегать» по рыхлому снегу.

Универсальные крепления работают. Они позволяют вам использовать обычные ботинки (я пробовал их с туфлями Fivefinger, это сработало, но я бы не рекомендовал) и получать удовольствие. Я обнаружил, что полезно время от времени останавливаться и затягивать ремни. Когда я сменил привязку на трехштырьковую, это изменило правила игры — гораздо лучший контроль и эффективность, а тем более меньшая потеря усилий.

Использование Lurk (также известного как Tiak) для спуска настоятельно рекомендуется, если вы не владеете техникой телемарка. Также очень весело и управляемо кататься на лыжах со штативом. Я планирую найти/изготовить двухсекционный Lurk для предстоящего сезона, так как мне нужно больше альтернатив, чем полюса или цельный Lurk.

Мои Хоки 145 (у меня 6 футов, 200 фунтов), у моей жены 125 (она 5 футов, 110 фунтов). У меня хорошая плавучесть, у нее лучшая.

Жена на Скрытии в порошке…

Жена катается по склону…

Исследуем нас (используя свои Хоки в качестве скамейки).

Опыт

Я катаюсь на курорте, немного в бэккантри и много катаюсь на кросс-кантри. Я использовал Hoks в течение трех полных сезонов в различных условиях / местности. Они подарили много веселых и запоминающихся моментов. Я бы не отказался их заменить.

Источник: Купил его новым
Уплаченная цена: У нее 400 канадских долларов с универсальным креплением, у меня 275 канадских долларов без креплений.

Мобильность кочевников в Центральной Азии: хронология и изотопные данные 87Sr/86Sr из Пазырыкских курганов Северного Алтая, Россия

https://doi.org/10.1016/j.jasrep.2019.101897Получить права и контент

Изотопный анализ выявил несколько закономерностей жилищной мобильности кочевников на Алтае в скифский железный век.

Изотопные данные 87 Sr/ 86 Sr предполагают межплеменные союзы алтайской знати, особенно связи с отдаленными территориями Тувы и Хакасии.

В этом исследовании сообщается о корреляции между объемом и качеством погребального инвентаря и мобильностью кочевых женщин на большие расстояния.

Представлена ​​новая теоретическая модель кочевой мобильности на засушливых и полузасушливых территориях.

Сообщается о сильной согласованности между измерениями 86 Sr/ 87 Sr в масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (LA-ICP-MS) и термоионизационной масс-спектрометрии (TIMS).

Резюме

В этом исследовании мы сообщаем о первых изотопных данных 87 Sr/ 86 Sr и анализах мобильности пазырыкской культуры в Центральной Азии. На протяжении всей предыстории Алтайские горы представляли собой уникальный культурный рубеж, характеризующийся постоянным переходным состоянием, являющимся результатом очень мобильных кочевых жителей. Нами проанализированы скелетные останки человека из курганов Манжерокского района Республики Алтай, Российская Федерация. Анализ был основан на 160 измерениях 87 Sr/ 86 Sr с помощью масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой с лазерной абляцией (LA-ICP-MS) и масс-спектрометрии с термоионизацией (TIMS) в тандеме с образцами окружающей среды и сравнительным материалом животных. .

Объединенные данные датирования и значения изотопов стронция показывают, что после 5 века до н.э. мобильность проживания среди алтайских кочевников возрастает, особенно мобильность женщин на большие расстояния, что приводит к установлению контактов с внешними территориями Центральной Азии. Изотопные данные 87 Sr/ 86 Sr из Манжерока предполагают, что представители алтайского населения могли быть захоронены в скифских могилах, расположенных в Туве и Хакасии, прежде всего в Аржанских курганах.

Ключевые слова

Ключевые слова

Mobility

Стронция

NOMADS

NOMADS

RadioCarbon Reading

Железный Возраст

Pazyryk Культура

Altai, Россия

Рекомендуемая статьи со статей очки (0)

© 2019 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd.

Рекомендованные статьи

Ссылки на статьи

Изучение корней лыжного спорта Половина мира

Поездка на заснеженный Алтайский хребет в северном Китае отмечена древними лыжными обычаями, передаваемыми из поколения в поколение

 

Урумчи, Китай. Вы когда-нибудь слышали об этом? В городе проживает более 3,5 миллионов человек, но я никогда не слышал о нем до тех пор, пока не приземлился там в конце января 2020 года. Его аэропорт обслуживает Алтай, еще более отдаленную префектуру на крайнем севере Синьцзянского автономного района, где еще пять Более часа езды приведут меня к селу Хом, моей конечной цели.

Деревня Хом, Китай, вид сверху, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

Во время полета на Алтай я начал читать книгу с подробным описанием международной конференции, проходившей там в 2015 году и посвященной истокам лыжного спорта.Эта тема напомнила мне, почему я еду в Кхом, хотя я быстро обнаружил, что читаю о Тахо, а не о Китае.

Горный Алтай, где расположен Хом, некоторые считают родиной горнолыжного спорта. Я исследовал этот район перед поездкой, так как меня пригласили сняться в фильме, посвященном корням лыжного спорта, под названием Snow Hunters . Книга с конференции стала кладезем информации о первых известных лыжных рекордах. Я не мог достаточно быстро перелистывать страницы, а затем я погрузился в нее, когда начал читать статьи Уэйна и Глена Поулсенов, легендарных местных жителей Тахо, которые не только посетили конференцию 2015 года, но и выступили с презентациями.

 

Заснеженный Алтайский хребет сверху, фото Брайана Хоккенштейна, предоставлено Snow Hunters Film

 

Истоки спорта

Здесь я был как можно дальше от дома, изучал историю спорта, которому тысячи лет, и погрузился в историческое повествование, родившееся прямо у нас на заднем дворе. Это свидетельство богатой истории катания на лыжах в Сьерре, и особенно в районе Тахо.

Люди часто недооценивают вклад Калифорнии в лыжный спорт.Но, как показано в этой книге, рассказывающей истории из разных уголков земного шара, нельзя отрицать, что Сьерра и Тахо являются неотъемлемыми частями этой истории. Возможно, не древняя сторона вещей, но, тем не менее, неотъемлемая часть большого повествования. (В книге действительно опущена часть о Шейне МакКонки, который произвел революцию в лыжном мире, изобретя первую лыжу с обратным изгибом, но, возможно, это попадет в материалы следующей конференции.)

.

Древние снежные орудия встречаются с современными снежными орудиями в Кхоме, Китай, где местные жители катаются на лыжах тысячи лет, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

На конференции братья Поулсен представили нашу богатую местную историю рассказами о «лонгбординге» в округе Плумас, где представлены одни из старейших записей о спортивном лыжном спорте в Западном полушарии.Другая история была посвящена великому Сноушу Томпсону, который известен в лыжном мире тем, что доставлял почту в самый разгар зимы по тому, что сегодня является приблизительно американской трассой 50 от Плейсервилля до Саут-Лейк-Тахо.

«Сначала люди на конференции были немного шокированы контингентом из Калифорнии, — говорит Глен Поулсен. «Но после того, как мы поделились нашими историями, они были впечатлены. Это наше наследие, и вы должны помнить, что во времена гонок на лонгбордах это были буквально самые быстрые люди в мире в то время.

Особый интерес в моем исследовании представляли лыжные традиции, которые снова и снова освещались. Лапландия, самые северные регионы Финляндии, Швеции и Норвегии, хранила большую часть повествования о происхождении, с наскальными рисунками, изображающими лыжников, датируемыми 4000 г. до н.э. Тем не менее, настоящие лыжи были найдены в России и датируются 6300 г. до н.э., а некоторые историки утверждают, что лыжные традиции Алтая датируются, возможно, 12000 г. до н.э. Евразийская направленность этой истории была неизменной, и хотя место рождения лыжного спорта (вместе с датами, которые могли подтвердить это утверждение) сместились, имелась сильная поддержка, а также последовательные культурные свидетельства того, что корни лыжного спорта находятся в Центральной Азии.

Что примечательно в Сноушу Томпсоне, помимо того, что Сьерра-Невада была нанесена на карту с точки зрения лыж, так это то, что он первоначально иммигрировал в Сьерру через свою родную страну, Норвегию, где он, конечно же, научился кататься на лыжах. Зная, что Лапландия и норвежские рекорды играют такую ​​важную роль в истории лыжного спорта, неудивительно было узнать, что Томпсон использовал лыжи высотой около 10 футов (такие же, как у лонгбордистов округа Плумас), которые широко известны как лыжники. один из первых «лыжников по пересеченной местности» в США.С., и он использовал один деревянный шест. Единственный раз, когда я слышал о лыжниках, использующих одну деревянную палку после Snowshoe Thompson, были фотографии, на которых были запечатлены древние лыжники из Лапландии, то есть до тех пор, пока я не стал более осведомленным в традициях древних алтайских лыжников.

 

Малкин направляет свои лыжи на тренировочный склон, где он обучал съемочную группу «Снежных охотников» традиционному снятию шкуры и катанию на лыжах, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

 

Погружение в лыжные традиции

Я приехал в Хом к падающему снегу.Наша команда была небольшой, но наша задача была большой: как рассказать подлинную историю о месте, которое некоторые считают колыбелью лыжного спорта? Идея фильма родилась у Криса Уинтерса, жителя Уистлера, Британская Колумбия. кого волнует вопрос, с чего началось катание на лыжах.

Празднование китайского Нового года наполнено веселыми культурными мероприятиями, в том числе скачками, фото Бреннан Лагассе

Прошлой осенью я встретил Криса на рынке Западного побережья Тахо. Мы долго говорили о его идее фильма, прослеживая историю происхождения катания на лыжах от колыбели до колыбели, путешествия от Алтайского хребта в Китае до Тянь-Шаня в Кыргызстане, затем на Уральские горы в России, наконец, заканчивая Лапландии, чтобы учиться у саамов и скандинавских традиций.Для меня это был проект мечты, и после того, как в течение следующих недель мы договорились о логистике, мы оказались в Хоме вместе с олимпийской чемпионкой по сноуборду и пятизвездочным человеком Кейтлин Фаррингтон, оператором Брайаном Хоккенштейном и двумя нашими переводчиками.

В Кхоме большинство жителей не говорят на основном диалекте Китая, то есть на мандаринском диалекте. Говорят на казахском. Алтайский хребет пересекает страны Монголии, России, Казахстана и Китая, демонстрируя уникальное культурное смешение четырех стран, граничащих с хребтом. Вот почему у нас была наша местная китайская подруга Лина Серек, которая переводила нам на казахский, а также наш американский друг Джефф Оливьера, который переводил на китайский.

Автор наслаждается скиджорингом, пока Кейтлин Фаррингтон следует за ней на своей лошади, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

Помимо почти непрерывного снегопада, наша поездка совпала с китайским Новым годом, временем празднования по всей стране, и в Кхоме, временем, когда демонстрируются традиционные мероприятия.Эти мероприятия варьируются от стрельбы из лука до скачек, последние из которых имеют особое значение, потому что так же, как культура саамов вращается вокруг северных оленей в Лапландии, а некоторые культуры арктических инуитов следуют за стадами карибу, культура Алтая в значительной степени вращается вокруг лошадей.

Во время новогодней вечеринки, когда наш экипаж был приглашен в местные дома для празднования, я не мог не подключить, что за пределами домов лошади спали в двух шагах от того места, где мы сидели, а на столе основным блюдом была лошадь, а прямо над обеденным столом висело красивое произведение искусства ручной работы, изображающее, как вы уже догадались, лошадь.

Малкин прикрепляет шкуры из конского волоса к паре лыж, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

Наш хозяин, Малкин, вырос с традиционными лыжами, рассказывая нам истории о том, как его родители охотились с лыж и как они изначально использовались. Лыжи изначально использовались горцами как инструмент для путешествий и выживания.

Малкин был замечательным хозяином. В своих предложениях он говорил о важности посещения таких людей, как мы, знакомства с традициями нашего вида спорта и его исторических корней, а также о том, чтобы поделиться своей историей с другими.Он считает, что именно так живут культура, традиции и истории, когда люди делятся своим опытом с другими людьми по всему миру. Без этой текучести обмена есть шанс, что традиции будут потеряны, что было бы разрушительным для лыжного спорта, но в большей степени для Малкина и его людей, которые, независимо от того, были они первыми или нет, имеют уникальное и решающее положение. история лыжного спорта.

Скиджоринг с лошадей и обучение катанию на традиционных лыжах были, конечно, главными моментами не только поездки, но и всей жизни лыжника.Но наблюдать за тем, как Малкин собирает пару традиционных алтайских лыж с нуля, было чем-то другим.

Малкин демонстрирует свои новые лыжи, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

Однажды утром Малкин осторожно взял бревно и начал его брить. Минута за минутой он превращал кусок дерева в две деревянные доски. Сбривая все больше и больше, у него в конце концов появились две лыжи. Но чего им не хватало? Шкуры из конского волоса, конечно! Малкину потребовалось меньше дня, а может быть, и несколько часов, чтобы превратить бревно в пару лыж, готовых к походу, с конскими шкурами, которые он приспособил только ножом и голыми руками.

Я никогда не видел ничего подобного. Я никогда не катался на таких лыжах, которые так хорошо держались на подъеме, что они казались такими же липкими, если не более липкими, чем любая современная кожа, которую я когда-либо использовал. Но они предлагали минимальное трение на спуске. С этими лыжами скины остаются на все время, поэтому у вас всегда есть возможность двигаться вверх, вниз или плавно перемещаться по плоской, даже волнистой местности быстро и легко.

 

Команда Snow Hunters празднует Китайский Новый год в своем любимом ресторане в Хоме, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

 

Коронавирус и лавины

Общий опыт был потусторонним, и, хотя все замыслы потрясающей первой части многосерийного лыжного фильма, прослеживающего истоки катания на лыжах, казались идеальными, была одна переменная, которую никто не мог предвидеть, которая полностью изменила все наши представления. опыт.Введите COVID-19.

Мы прибыли в Китай как раз в тот момент, когда начали распространяться новости о коронавирусе. Все вместе мы знали, что что-то не так, но я не уверен, что кто-то знал, насколько интенсивными будут события. Поворотный момент для нашей команды наступил, когда однажды утром наш переводчик с казахского поделился новостью, в которой, по сути, сказал, что если мы не выберемся из Кхома в ближайшее время, мы, возможно, не сможем уйти в течение нескольких недель или даже месяцев.

Навигация по обломкам лавины, фото Брайана Хоккенштейна, любезно предоставлено Snow Hunters Film

Потребовался звонок нашего китайского переводчика и помощь уважаемого провинциального дипломата, чтобы вывезти нас из Кхома.Мы были в восторге от возможности уехать, учитывая контекст ситуации, то есть до тех пор, пока нас не остановили менее чем в часе езды от села из-за лавины, накрывшей единственную дорогу в Хом и из него. На самом деле, в результате сильного снегопада, продолжавшегося большую часть нашего пребывания, дорогу перекрыло несколько полномасштабных лавин.

После нескольких часов ожидания мы увидели огни снегоуборочной машины, которую наш друг-дипломат вызвал, чтобы расчистить дорогу. Много часов спустя мы вернулись на Алтай и, в конце концов, начали долгий путь домой.

Когда в начале марта грянул глобальный карантин, я был в полной растерянности. Я думал, что это не что иное, как чудо, что мы вообще выбрались из Китая в конце января, и что никто не заболел. Пережить то, что произошло с тех пор, мягко говоря, сюрреалистично. Пока мы ждем и надеемся на вакцину от COVID-19, я возвращаюсь к простоте другого вопроса, который лежит в основе фильма «Снежные охотники »: чему современные лыжники и лыжные сообщества могут научиться у первоначальных лыжных традиций?

Я надеюсь, что если мы сможем чему-нибудь научиться у таких замечательных людей, как Малкин и Сноушу Томпсон, и у истоков лыжного спорта, так это тому, что важность сообщества имеет первостепенное значение.В Китае, в Тахо, как для конных, так и для лыжных культур, для всех тех, кто страдает, страдает и работает над искоренением проблем, вызванных не связанными между собой болезнями, благополучие общества сегодня имеет как никогда важное значение.

Поскольку этой зимой мы отправляемся в неизвестность, не забудьте позаботиться о себе и не забывайте, что, если вы можете, делайте все возможное для нашего большого сообщества Тахо и любого сообщества, в котором вы окажетесь. Вам заплатят. назад где-то в будущем, будь то непредвиденная дипломатическая поддержка в далеком месте или будущий день вашей мечты — то, что мировое лыжное сообщество всегда может отпраздновать вместе, независимо от того, где мы находимся в мире. .


Бреннан Лагассе — писатель из Тахо, лыжный гид и руководитель программы устойчивого развития Университета Сьерра-Невады. Он с нетерпением ждет выхода фильма Snow Hunters этой осенью и возлагает большие надежды на большую зиму дома в Сьерре.

Ребята, едем в Сибирь | Праздники России

Честно говоря, особого состязания не было. В одном углу четверо британских туристов остановились в горной юрте и вооружены только семейным тюбиком средства от насекомых.В другом углу миллиард сибирских комаров. И все же быть опустошенным армией голодных насекомых было, как мне казалось, небольшой ценой за наш идеальный летний лагерь, расположенный в лиственничном лесу под заснеженными горами Алтая на юге России.

Где-то среди деревьев наши дети — Тилли, 12 лет, и Раскин, 10 лет — строили берлогу. Над нами в изумрудном небе парил чернокрылый коршун; с ветхого деревянного наблюдательного пункта на соседнем холме можно было видеть всю нашу горную долину в сторону Монголии.

Более того, из лагерной бани на дровах теперь валил дым. Летняя русская баня готова! Я вошел, разделся и опрокинул на голову ведро холодной горной воды. Непрекращающийся зуд в локтях сменился чувством легкого блаженства. Даже перспектива провести еще одну ночь в моей сильно провисшей постели-юрте не казалась мне слишком уж ужасной.

Разговор три года назад в баре впервые пробудил во мне интерес к Алтаю, отдаленному региону южной Сибири.

Встретившись с британским фотографом, объехавшим всю Российскую Федерацию, я спросил его, что ему больше всего понравилось. Его решительный ответ: «Алтай». Российская республика Алтай находится на головокружительном перекрестке Монголии, Казахстана и Китая, на окраине Центральной Азии, более чем в 3000 км от Москвы

Этот регион уже стал популярным местом отдыха для состоятельных сибиряков. Но он малоизвестен среди британцев, несмотря на то, что он является вполне осуществимой остановкой на полпути по Транссибирской магистрали.Более привлекательный, чем Владивосток, Алтай также является идеальной базой для активного отдыха с верховой ездой, треккингом и восхождением на ледник. А по российским меркам Алтай прекрасно нетронут.

Его пышные альпийские долины уступают место — по мере приближения к монгольской границе — жутким полупустыням и заброшенным приграничным городам, где козы сидят рядом со статуями Ленина — сюрреалистическая картина.

Повсюду видны безошибочные признаки проживания первых людей.

Кочевые скифские племена жили здесь на протяжении десятков веков, задолго до прихода большевиков, оставивших характерные каменные курганы среди льда и камня.Они также записали себя как камены баба или каменные деды – высокие, бросающиеся в глаза надгробия с вырезанными странными тюркскими лицами.

Остановившись на главной трассе Алтая М52, мы поехали осматривать заброшенную в широкой долине каменную бабу. Гигантские сверчки с алыми крыльями прыгали в воздухе, издавая звуки, похожие на сумасшедшие футбольные погремушки; пастбище вокруг нас было покрыто жужжащими насекомыми; рядом было несколько курганов. Надгробие имело стилизованные раскосые глаза и большой нос. (Нашей не хватало усов Терри Томаса, которые мы видели ранее в каменной бабе, выставленной в музеях сибирских городов Омск и Томск.)

Далее по Чуйскому шоссе наш гид Сергей предложил нам взобраться на крутой осыпной холм. Вырвав сорняки, дети нашли петроглиф оленя, выгравированный на скале. Дальше были еще доисторические резные фигурки: некоторые были сделаны с помощью тупого резца, другие были выполнены более искусно в витиеватом граффито. Там были олени, горные козлы и кабаны, все мгновенно узнаваемые и ожившие из древнего камня.

(Один из недавних посетителей добавил знак инь-янь.) Сергей заверил нас, что петроглифы подлинные, а тысячи других экземпляров выставлены в соседнем музее.Мы также обнаружили ранний плавильщик железа, использовавшийся более тысячи лет назад; Раскин спрятал в рюкзаке несколько слитков восьмого века и большой зуб животного.

Расстояния в Сибири всегда велики и требуют длительных поездок под иногда моросящим, а иногда эпическим небом. От Новосибирска, столицы Сибири и третьего по величине города России, до северной оконечности Алтая и административного центра республики Горно-Алтайск можно доехать за 10 часов.

Отсюда нам понадобился еще день, чтобы добраться до нашего лагеря, примерно в 14 км от города Акташ по извилистой долине.На Алтае не так много общественного транспорта, и полный привод необходим, если вы хотите приблизиться (или даже подняться) к потрясающим горам Алтая.

Семейная «довольно резвая» юрта. Фотография: Люк Хардинг для Guardian

После прохладной ночи в юрте мы отправляемся на Актру, заснеженный пик высотой 4000 метров. Поездка была захватывающей: через шаткий деревянный мост в хвойные леса, наполненные ослепительными альпийскими цветами. Алтай является домом для 1270 видов растений, а также снежного барса, находящегося под угрозой исчезновения, и 35 видов орлов.Фиби, моя напарница, горечавки пятнистые, колокольчики с гроздьями, подмаренник и лабазник. Были также желтые каменные розы, много вики и сильно пахнущий зеленый кустарник, который мы идентифицировали — почти наверняка ошибочно — как пижму.

Оставив джип у реки, мы отправились в потную прогулку по предгорьям. С одной стороны был Актру, возвышающийся над снежной грядой ледников, с другой — томный круговорот летних лагун и мини-озер. Был также заброшенный колхоз или советский колхоз.Было ясно, что со времен краха коммунизма здесь никто по-настоящему не обрабатывал землю. До недавнего времени Алтай находился в отчаянно бедственном положении; однако сейчас туризм помогает возродить местную экономику. Группа лошадей охлаждалась в бассейне. Вокруг было несколько других туристов. На обратном пути мы с Раскином остановились, чтобы искупаться в быстром бирюзовом ручье. Лето на Алтае короткое, но жаркое; зимы длинные и морозные. Горы становятся все более привлекательными для сноубордистов, и кататься на лыжах на Алтае можно вплоть до мая, когда наконец растает снег.Лучшие месяцы – июль, август и сентябрь.

Вернувшись в нашу уютную юрту, хозяин лагеря Слава Токтошев рассказал, как он пытается привлечь больше туристов в этот район и возродить шаманские традиции Алтая. У него были планы построить постоянную деревянную юрту на своем участке в 34 га. Я спросил, можно ли пить воду из нашего местного походного ручья. — О да, — заверил он меня. «Моя бабушка брала его и говорила, что он обладает целебными свойствами». На меня они, видимо, не подействовали: после двух дней питья горной воды у меня появились странные боли в желудке, впоследствии вылеченные антимикробными таблетками.

Коренные племена Алтая составляют около 30% населения республики, остальные — русские, а также казахи-мусульмане и тувинцы из соседней республики. Слава является неофициальным лидером крошечного племени телингитов, состоящего из около 10 000 человек из группы местных деревень. Он жаловался, что российское правительство не смогло поддержать племя финансово, несмотря на то, что оно официально находится под угрозой исчезновения. На следующий день мы пошли посмотреть на шаманский каменный круг, который недавно отремонтировал Слава.Круг находится на окраине Кош-Агаша, продуваемого ветрами города, в котором отчетливо чувствуется конец света. То, что я принял за жертвенный алтарь круга, на самом деле не было чем-то подобным, как позже объяснил Слава, хотя телингиты действительно собирались здесь три раза в год, чтобы выпить по колено, добавил он.

Рядом с дорогой была внушительная куча камней. Согласно местной легенде, воины Чингисхана клали камень на обочину дороги каждый раз, когда уходили в поход. Каждый, кто возвращался, поднимал свой маленький валун — аккуратный способ подсчитать, сколько воинов Чингисхана погибло в бою.В Кош-Агаше мы нашли коров, пасущихся у дороги рядом с казахской мечетью, а также на удивление хорошую пекарню и кафе, где продают вкусные шашлыки из баранины. На окраине города жители построили небольшую ограду для защиты последнего дерева Кош-Агаша – сосны. Монголия мерцала на близком расстоянии; отсюда только безлесная степь и извилистая дорога, ведущая прямо в Улан-Батор, столицу Монголии, примерно в 450 км.

Большинство россиян не добираются до Кош-Агаша, предпочитая вместо этого разбивать лагерь в более зеленой северной полосе Алтая.Район рядом с рекой Катунь предлагает множество возможностей для приключений, включая рафтинг, пешие походы и даже скольжение по ущелью реки в упряжке тарзана.

Сибирь также является крупным центром для верующих новой эры и тех, кто ищет шаманского просветления. (Именно русский художник и мистический авантюрист Николай Рерих впервые совершил паломничество на самую высокую гору Сибири, гору Белуху высотой 4500 метров. С тех пор другие путешественники следуют за ним.)

Переселившись в более здоровую бревенчатую хижину, я взяли детей на дневной сплав из города Чемал.Теоретически опыт был похож на рафтинг где-либо еще в мире — надувная лодка, пороги и мгновенное чувство corps d’esprit с промокшими напарниками. На практике, однако, быстро стало очевидно, что это все-таки российский опыт. Перед посадкой на теплоход Петр и Кирилл (приехавший из уральского города Перми) откупорили бутылку водки «Столичная». В то время как Петр и Кирилл еще могли грести, их напарник был так пьян, что мог только слабо тыкать в воду.Ко второму порогу я тоже пил водку, не забывая делать это по-русски, то есть отхлебывать всю залпом. Это вызвало всеобщее веселье. Оказалось, что большинство моих товарищей-сплавщиков служили в русской армии: даже в одурманенном состоянии они откликались на рявканную команду «Ход» (Шагать!) нашего проводника Романа. Удивительно, но мы не утонули.

Дети также посетили парк экстремальных приключений, ИМЯ? ГДЕ? карабкаться на 10 метров над землей по веревочным лестницам и цепным мосткам.Это было здорово — пока Раскин не застрял. В конце концов, вернувшись на уровень земли через горку тарзана, он обратил свою ярость на папу. «Я собираюсь убить тебя», — ласково сказал он мне.

Шатающийся мостик к часовне на острове на Катуни. Фото: Люк Хардинг для The Guardian

Позже мы присоединились к сотням российских туристов, совершающих паломничество к небольшой часовне на острове на реке Катунь, куда ведет шаткий пешеходный мост. В часовне свой микроклимат: среди свечей и икон было удивительно тепло.Отсюда мы шли по раскисшей тропе к местной ГЭС. Многочисленные владельцы киосков продавали сувениры нового века. Были диски с сибирской расслабляющей музыкой, цитры и ароматный чай из алтайских кустарников. Также в продаже были сибирские ожерелья, украшенные фальшивыми петроглифами. По словам местных жителей, в разгар сезона схватки достигают масштабов, подобных Гластонбери.

Вернувшись в нашу каюту, дети оделись в костюмы и поплыли к необитаемому острову, позже прозванному (в безупречном стиле среднего класса) Островом Тимьяна.Наш деревянный домик выходил прямо на реку Катунь. Там был небольшой песчаный пляж посреди леса высоких взрослых сосен. Раскин сделал себе лук и стрелы из перочинного ножа и нескольких резинок, которые я купил в хозяйственном магазине по дороге. Единственным недостатком было питание: на нашей базе, Сидар-Айленд, не было ресторана, а в ближайшем кафе, в 2 км, подавали в микроволновке пельменей, и даже в хороший день эти мясные пельмени почти несъедобны. Вместо этого мы согласились на пикник из сыра и йогурта и пару русских сортов пива.На самом деле, однако, нам не на что было жаловаться. Мы посетили одну из последних великих пустынь мира. Мы столкнулись лицом к лицу с предысторией. Мы преодолели желание остаться в юрте. И, несмотря на несколько струпьев, мы победили комаров.

Погоня за крупнейшим в мире бараном — алтайским архаром — в российско-монгольской трансграничной зоне

Автор Джеймс П. Гиббс, профессор кафедры экологии и биологии леса Университета штата Нью-Йорк и бывший директор Станции дикой природы имени Рузвельта.Эта статья была первоначально опубликована в весеннем выпуске журнала Fair Chase за 2014 год.
Фотографии предоставлены автором

Рассвет благоприятно наступает в этой отдаленной долине в провинции Баян-Улгий на крайнем западе Монголии. Начало августа 2013 года, ночь принесла снег, мокрый снег и молнии одновременно. Но на этот раз большая палатка осталась вертикальной, а внутри наш экипаж из восьми человек высох и крепко дремлет. Вкусный запах дыма от аргала — высушенного на солнце помета яка, который дети собирают в корзины, откуда животные собираются ночью вокруг юрт, — доносится ветром.Наш день начинается с глотков из большого пластикового кувшина, покрытого кусочками навоза яка; Несмотря на то, что он помечен как антифриз, на самом деле он содержит свежезабродившее кобылье молоко. Этот подарок был оставлен в слабом свете рассвета местным пастухом, который был рад видеть посетителей в этом отдаленном регионе.

 Мы расположились лагерем у подножия большой системы хребтов, известной как хребет Сайлюгем на российской стороне и хребет Сиккемхин на монгольской стороне, протянувшейся вдоль монголо-российской границы. Эта самая система хребтов когда-то была отмечена Демидоффом и Каррутерсом в начале 1900-х годов как лучшее место для охоты на диких баранов во всей Центральной Азии.Одиночные бетонные монументы, выступающие кое-где из вершин хребтов, обозначают саму границу. На этом обширном открытом ландшафте каждые несколько дней мы замечаем хорошо вооруженных пограничников, которые парами передвигаются верхом на своих изолированных аванпостах. Они ищут тех немногих, кто пытается проникнуть по суше, в основном недобросовестных торговцев животными шкурами снежного барса и балобанами из Монголии, направляющимися на российский рынок и за его пределы. Единственный постоянный мигрант вдоль этой отдаленной приграничной зоны, для пересечения которого не требуется специального разрешения: алтайский архар (Ovis ammon ammon L.), самый большой дикий баран в мире.

Великолепные мигранты

Алтайский подвид архаров, который может весить более 425 фунтов, занимает видное место среди пяти общепризнанных видов овец на Земле. Два вида, баран Далла и снежный баран, являются родными для Северной Америки. Бараны Далла весят до 200 фунтов, а большие снежные бараны, за некоторыми впечатляющими исключениями, весят около 300 фунтов.

Алтайский архар обитал на обширной полосе горно-степных местообитаний до 200-250 лет назад.Сегодня они ограничены западной Монголией, Хангайским хребтом на востоке Казахстана, юго-востоком Республики Алтай и юго-западом Республики Тыва в России. Численность алтайских архаров в 1970-х годах составляла 6000-8000 особей, а сегодня их численность сократилась до 4200-4500 особей. Изучаемая нами популяция остается критическим ядром всего подвида.

Большинство представителей этой популяции ежегодно пересекают российско-монгольскую границу, чтобы выжить. Зимой архары обычно располагаются на южной (монгольской) стороне системы хребтов на продуваемых ветрами склонах, где снежный покров меньше, и они могут прорываться в поисках корма.Температура регулярно опускается ниже минус 40°F. Весной архары задерживаются на монгольской стороне достаточно долго, чтобы сбросить своих ягнят, а затем возвращаются обратно в Россию, по существу вытесненные прибытием пастухов и их скота, перемещающегося с зимовальных пастбищ на низменных равнинах. Трава растет редко, поэтому конкуренция за корма, особенно на монгольской стороне, остра. Среди типичного монгольского скота только верблюды питаются совершенно другим кормом. Овцы, козы, лошади, яки и крупный рогатый скот имеют в основном те же предпочтения в еде, что и архары. Поголовье скота в Монголии значительно выросло благодаря расширению мировых рынков шерсти и кашемира. В Монголии на каждого из двух миллионов человек приходится 40 голов скота, но отсутствует национальная политика выпаса скота. Давление на луга и диких баранов Монголии огромно.

Прочесывая горную местность

Мы проводим четыре недели на монгольской стороне, оценивая состояние пастбищных угодий для домашнего скота и архаров, прежде чем отправиться обратно к границе с Россией. Шлепая по раскисшей колейной дороге, мы встречаем нашего дорогого коллегу Сергея Спицына, биолога из Алтайского государственного природного заповедника.Мы здесь, чтобы помочь Сергею провести полугодовой учет трансграничных архаров, на этот раз в тех же горах, но на российской стороне.

Летом, чтобы считать архаров, нужно идти туда, где они обитают — наверху! Ареал архаров, где пастбища уступают место осыпям и снежникам. Холодный воздух здесь поразительной чистоты. Звук устрашающе разносится по этим высотам; даже камень, сброшенный козлом далеко через долину, можно услышать, если ветер слабый. Самый эффективный метод подсчета архаров — это просто пройти столько земли, сколько позволяют ваши ноги и легкие, взбираясь на высокие хребты и спускаясь по их склонам во время ежедневных прогулок на 20–30 километров.Мы часто удивляем сибирских козлов, которых в этом районе очень много, а архаров — только один или два раза в день. Часто бывает критический момент между первым наблюдением группы архаров и их обнаружением вас. Это дает мимолетную возможность сфотографировать группу и тем самым получить точные данные о составе и численности группы. Через несколько секунд животные начинают действовать и падают из поля зрения за ближайший край.

Самолеты или вертолеты отлично подходят для наблюдения за архарами в этом открытом и солнечном ландшафте.Но российского правительства едва хватает средств на зарплату Сергея. Каждый год мы ищем небольшие гранты для оплаты продуктов, запчастей и топлива для Сергея, чтобы он завершил эти исследования. До тех пор, пока российское правительство не начнет серьезно относиться к сохранению архаров, старомодные пешие исследования, субсидируемые международными защитниками дикой природы, будут ключом к отслеживанию этой основной популяции архаров.

Существуют альтернативные методы. Можно взобраться на тщательно выбранный мыс, лежать плашмя и часами рассматривать обширный ландшафт, напрягая глаза в мощный бинокль или подзорную трубу.Миллионы похожих на валуны форм могут потребовать осмотра, прежде чем один из них превратится сначала в одиночного архара, а затем в окружающую группу. Метод утомительный, но полезный. Немного острых ощущений сравнится с наблюдением за длинной, чистой вереницей овец и ягнят, пробирающихся по скалистому гребню, или группой из 100 архаров, отдыхающих вместе на солнечной стороне далекого склона.

 

 

Помню особенно долгое и удручающее утро с проливным холодным дождем и очень мало видений.Я нашел укромное место, чтобы перекусить, а затем возобновил методичное сканирование окрестных горных склонов. Ничего такого. Пятнадцать минут спустя мой бинокль зафиксировал четыре головы, торчащие из куста березы на соседнем склоне гораздо ниже, чем я мог ожидать от архаров. У каждого были массивные рога. Все это время они пристально наблюдали за мной. Судя по завитку их рогов, достигавшему трех четвертей окружности, этим самцам, вероятно, было шесть или семь лет. Это делает их атгар харами в местных терминах, что означает черных баранов, достаточно массивных, чтобы быть частью гона.Рога баранов старше восьми лет проходят полный круг или более; кончики рогов находятся на уровне глаз, а длина завитка может достигать более пяти футов. Такие самцы достигают темного цвета тела и видимого светлого седла и известны как шаазгай алаг , что означает «пятнистый, как сорока». Местные жители также называют голубых баранов (два-три года с завитком рога примерно на четверть круга) и желтого барана (четыре-пять лет с завитком рога в виде полукруга).

Через несколько минут эти массивные atgar har начали медленно двигаться вверх по склону, осторожно взбираясь по осыпи.При раздражении эти животные способны взорваться вверх своими длинными тонкими ногами и компактным телом, но эта группа плавно поднялась на 500 метров, а затем исчезла. Наверху по склону находилась одна из лучших на планете мест обитания архаров, знаменитая гора Черная. Это большое плато влажных пастбищ перемежается множеством влажных участков, где животные могут легко найти корм и воду.

Опасности браконьерства

В принципе, Россию можно считать убежищем для алтайских архаров, учитывая их статус редкого, исчезающего и строго охраняемого вида.Однако инцидент в январе 2009 года раскрывает истинное положение дел. Вертолет с высокопоставленными российскими чиновниками врезался в гору Черная, погибли семь пассажиров. Многие местные алтайцы, настроенные анимистически, считали, что это дело рук духов, разгневанных этим и многими другими недавними вторжениями чужаков на их священную родину. Более убийственное объяснение состоит в том, что вертолет вел воздушную охоту, когда упал. На фотографиях с места крушения видны трупы архаров среди обломков вертолета, в том числе один с ножом, воткнутым в его заднюю часть.

Охота на архара, одного из самых редких животных России, наказывается лишением свободы на срок до двух лет. Но браконьерская охота на архаров с вертолетов на Алтае не является секретом. Многие высокопоставленные браконьеры уверены, что против них никогда не будет возбуждено уголовное дело, поскольку обвинительные приговоры выносятся редко; при использовании вертолетов редко удается определить, какое животное кем было убито. Так было и в инциденте 2009 года. Один выживший в авиакатастрофе, заместитель губернатора Республики Алтай, не отрицал браконьерскую охоту на архаров, но, по сообщениям СМИ, возложил вину за это на тех, кто погиб.Довод, представленный защитой, победил.

 

К счастью, на российской стороне есть преданные своему делу кадры защитников дикой природы, в основном местные ребята, которые участвуют в региональных бригадах дикой природы, организованных российским подразделением Всемирного фонда дикой природы при значительной внешней поддержке из таких источников, как Служба охраны рыбных ресурсов и дикой природы США и Алтайский край. Проект (Институт острова Земля). Но работа бригады подобна поиску иголок в стоге сена. Патрули могут охватывать лишь небольшую часть территории два или три раза в год.

Отпор Аргали

Браконьеры могут заходить на территорию только раз в несколько месяцев, но они должны миновать определенные узкие места, такие как горные перевалы или кемпинги. В сотрудничестве с небольшой канадской технологической компанией Wildlife Intel наша команда разработала технологию для отслеживания точек защемления. Собранные из готовых компонентов, эти небольшие электронные устройства питаются от солнечной энергии, скрыты и способны контролировать эти точки защемления 24 часа в сутки, 365 дней в году.Технология определяет, когда проходят люди, а затем отправляет оповещение в режиме реального времени командам по борьбе с браконьерством по спутниковому телефону.

Преодолевая тучи прожорливых комаров, мы потратили много дней, копая ямы в тропах, чтобы установить металлодетекторы в ключевых местах. Мы прошли через снег, чтобы добраться до грубых кабин для установки датчиков изменения температуры, способных обнаруживать находящихся в них людей. Подразделения спровоцировали аресты и снизили активность браконьеров за счет общего сдерживающего эффекта: местные жители считают, что технология стоит за каждым деревом и камнем в регионе, и держатся подальше, опасаясь быть пойманными.Эта технология, безусловно, помогла снежным барсам региона, уязвимым для ловли бедными местными браконьерами. Это было менее полезно для архаров, которых продолжают ловить с вертолетов. Появляются и новые угрозы, такие как строительство ограждений вдоль обширных участков границы, препятствующих побегу архаров от волков и браконьеров.

Из-за браконьерства численность алтайского архара по обе стороны границы очень низкая, но, видимо, стабилизировалась. Российское правительство недавно объявило значительную часть своей стороны хребта Сайлюгем официальным национальным парком, а монгольская сторона уже давно определила свою сторону как национальный парк Сыилхэмийн-Нуруу.Но строгий охраняемый статус не привел к увеличению численности архаров, потому что финансирования, ресурсов и обученного персонала недостаточно для выполнения даже основных мероприятий по защите. Это всего лишь «бумажные парки». Управляемая трофейная охота с участием местных сообществ может принести непосредственную пользу сохранению архаров, но трудно инициировать такие программы, когда так мало животных, с которыми приходится работать. Более того, трофейная охота на архаров остается спорным вопросом для монгольской стороны там, где она может быть разрешена, прежде всего потому, что ресурсы от прошлых предприятий трофейной охоты в значительной степени не поступали к местному населению или на охрану архаров.Кроме того, местные жители обычно почитают архаров и считают охоту причиной их сокращения.

Новый подход к сохранению

Несмотря на потенциальную помощь местному населению и архарам, лицензированная трофейная охота на российской стороне в ближайшее время не получит распространения из-за юридических препятствий. Поэтому мы сотрудничаем с Алтайским проектом, чтобы инициировать еще одно средство, чтобы попытаться сделать сохранение архаров прибыльным: экотуризм, основанный на гражданской науке. Посетители платят за возможность участвовать в исследованиях популяции архаров, переживая сложные приключения и помогая получать ценные научные данные.Участие приезжих иностранцев также помогает узаконить в глазах местного населения дело сохранения архаров в России. Местные жители также занимаются снабжением продовольствием, сопровождением и логистикой; они получают доход от гостей, а небольшая надбавка возвращается на сохранение архаров. Это партнерство принимало у себя группы гражданской науки за последние два года. В 2013 году одному участнику выпала редкая честь сделать первую фотографию снежного барса в Республике Алтай, Россия.

Чтобы завершить свой годовой цикл вдоль российско-монгольской границы, алтайские архары в настоящее время пересекают острие географии и целый ряд угроз своему существованию. Удивительно, как они вообще держались. Политическая неопределенность региона затрудняет прогнозирование того, что принесет будущее, но за алтайских архаров стоит бороться.

На этой небольшой территории все еще осталось около 500-1000 животных, что достаточно для восстановления значительной популяции при правильных условиях. Внешние группы играют решающую роль в заполнении пустоты, оставленной центральным правительством, которому не хватает воли (Россия) или ресурсов (Монголия) для сохранения архаров. Мы не можем завершить работу, но и не можем отказаться от нее.

Сергей Спицын, наш главный сотрудник, олицетворяет дух, который нами движет. С огромными усилиями и со значительным личным риском Сергей проводит до девяти месяцев каждый год, бродя по этим ландшафтам, чтобы наблюдать за снежными барсами и архарами. Мы разделяем его цель — гарантировать, что эти великолепные животные смогут продолжить свою трансграничную миграцию в местах, которые когда-то были лучшими угодьями для охоты на овец во всей Центральной Азии.


На момент публикации (2014 г.) Джеймс П. Гиббс был директором Станции дикой природы имени Рузвельта. Гиббс имеет степени в области управления дикой природой (бакалавр наук, Университет штата Мэн, 1986 г.), биологических наук (магистр искусств, Университет штата Миссури, 1988 г.
) и исследований в области лесного хозяйства и окружающей среды (доктор философии, Йельский университет, 1995 г.).

 

Прекрасно сохранившемуся деревянному седлу почти 1700 лет.

Деревянное седло, обнаруженное в комплексе Урд-Улан-Унит в Монголии. Фото: Н.Н. Серегин

Прекрасно сохранившееся деревянное седло из Монголии, возраст которого оценивается почти в 1700 лет, предоставило исследователям ценную информацию о людях, которые жили в этом районе много лет назад.

Седло было среди клада предметов, найденных в пещерном захоронении Урд-Улан-Унит, которое впервые было исследовано в 2015 году. эпоха.

Научный сотрудник Алтайского государственного университета Николай Серегин и его коллеги в «Вестнике археологии, антропологии и этнографии » описали предметы, извлеченные из важного места.

Наиболее важные и информативные находки: деревянное седло, железные удила с роговыми нащечниками, составной лук, наконечники стрел, кожаный колчан с железным крюком, деревянная тара.

Изучив предметы, исследователи пришли к нескольким выводам о культурном происхождении предметов и соответствующем периоде времени.

Седло прекрасно сохранилось. Фото: Н.Н. Серегин

Исследовательская группа говорит, что предметы из пещеры были найдены во времена Жужан в Монголии.

«Памятник можно уверенно датировать серединой IV-V вв. н.э. с возможным продлением верхней хронологической границы до начала VI в. н.э.»

Этот вывод обычно подтверждается радиоуглеродным анализом.

Интересной особенностью пещерного городища, не выявленной при раскопках других объектов жужанского периода в Монголии, является сопутствующее захоронение лошади.

«Очевидно, что эта особенность погребального обряда объясняется контактами с населением булан-кобинской культуры», — писали они.

Говорили, что предметы, найденные при исследовании пещерного захоронения, отражают очень широкие контакты населения Монголии по разным направлениям — Алтае-Саянскому краю, Забайкалью, Маньчжурии, Восточному Туркестану и Средней Азии — в средней 1-го тысячелетия нашей эры.

Элементы конского снаряжения, извлеченные из захоронения. Немного с роговыми нащечниками и пряжкой. Фото: Н.Н. Серегин

Деревянное седло исследователи охарактеризовали как полностью сохранившееся. Он состоит из двух изогнутых полочек с «крыльями» и углублений для крепления передней и задней дужек.

Говорили, что более широкое изучение «жестких» седел, использовавшихся народами Евразии, затруднено прежде всего плохой сохранностью этих изделий в археологических памятниках, датируемых серединой I тыс. н.э.

«Есть все основания полагать, что седло из комплекса Урд-Улаан-Унает принадлежит к одной традиции с яломанскими и восточно-туркестанскими узорами».

Вероятно, военное противостояние сыграло решающую роль в развитии этих седел, говорили они.

Пещерный могильник Урд Улаан Унит (Монгольский Алтай): возможности культурно-хронологической интерпретации
Н.Н. Серегин, С.С. Матренин и Т.-О. Идерхангай.
Bulletin of Archeology, Anthropology and Ethnography, 2020;(2(49)):38-51 DOI 10.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *