Общие сведения о работе моторов семейства Вихрь
Топливом для двигателей «Вихрей» служит автомобильный бензин. В цилиндры двигателя вводится горючая смесь, состоящая из паров мелкораспыленного топлива и воздуха. Она приготавливается в специальном приборе — карбюраторе.
Из карбюратора горючая смесь подается в картер, а уже отсюда — в цилиндры двигателя. Здесь она сжимается под действием поршня, совершающего поступательное движение, в определенный момент воспламеняется при помощи запальной свечи, сгорает, расширяясь и перемещая поршень в обратную сторону. После сгорания смеси цилиндр должен быть очищен от остаточных продуктов.
Совокупность процессов, периодически повторяющихся в цилиндре, называется рабочим циклом двигателя. В двухтактных двигателях рабочий цикл совершается за один оборот коленчатого вала, т. е. за два хода поршня от одного крайнего положения до другого, называемых мертвыми точками. Положение поршня, при котором он максимально удален от оси коленчатого вала, называется верхней мертвой точкой (ВМТ).
Расстояние между верхней и нижней мертвыми точками называется ходом поршня или тактом двигателя. Такт соответствует повороту коленчатого вала на 180°.
Объем, описываемый поперечным сечением поршня при его движении от ВМТ до НМТ, называется рабочим объемом цилиндра. Сумма рабочих объемов обоих цилиндров составляет рабочий объем двигателя. Наименьший объем, заключенный между поршнем, находящимся в ВМТ, и головкой цилиндра, называется объемом камеры сгорания. Таким образом, полный объем цилиндра состоит из объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра.
Важной характеристикой двигателей внутреннего сгорания является геометрическая (или номинальная) степень сжатия1, которая представляет собой отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Она показывает, во сколько раз уменьшается объем рабочей смеси в цилиндре при перемещении поршня от НМТ к ВМТ. Для моторов «Вихрь» она составляет 7,0, для его 25- и 30-сильных моделей — 8,5; а на современных зарубежных моторах, работающих на высокооктановых бензинах, степень сжатия может достигать 10—12.
Величина степени сжатия ограничивается явлением детонации — чрезвычайно быстрого, в виде взрыва, сгорания рабочей смеси. Детонация сопровождается резким, в виде удара, повышением давления, передающимся на все детали кривошипно-шатунного механизма, перегревом поршня и потерей мощности. Чем выше степень сжатия и чем ниже октановое число применяемого бензина, тем больше вероятность возникновения детонации.
Рабочий объем двигателя или его литраж часто применяется для оценки удельной мощности подвесных моторов: число киловатт или лошадиных сил, приходящихся на 1 литр (1000 см3) рабочего объема.
В двухтактных двигателях подвесных моторов в тепловых процессах участвует не только рабочий объем цилиндра над поршнем, но и подпоршневой объем картера. Картер выполняется герметичным и его полость соединяется с рабочей частью цилиндра специальными каналами; поршень является герметичной подвижной перегородкой.
Управление впуском горючей смеси в картер осуществляется при помощи плоской золотниковой шайбы, вращающейся вместе с коленчатым валом и открывающей в необходимые моменты впускное окно в стенке картера.
Проследим, как совершается рабочий цикл двигателя (рис. 4).
При движении поршня вверх от НМТ в полости картера увеличивается разрежение. При этом золотниковая шайба открывает окно в стенке картера, через которое в картер всасывается приготовленная в карбюраторе бензовоздушная горючая смесь (рис. 4, I). Достигнув ВМТ, поршень направляется вниз. Смесь в картере начинает сжиматься, так как к этому моменту золотник герметично перекрывает всасывающее окно картера (рис. 4, II). Когда верхняя кромка поршня дойдет до выпускного окна в стенке цилиндра, рабочий объем над поршнем соединится с атмосферой. Поскольку горючая смесь еще не поступила в цилиндр и не воспламенилась, то выпуска не произойдет. При дальнейшем движении вниз верхняя кромка поршня достигнет продувочного окна. Сжатая в картере смесь по продувочным каналам, соединяющим картер с продувочными окнами, устремляется в рабочую часть цилиндра (рис. 4, V).
После прохождения НМТ поршень вновь движется вверх. В квартире под поршнем начинается формирование нового заряда для продувки, а в цилиндре над поршнем смесь будет сжиматься. Вначале поршень перекрывает продувочные окна, в результате чего рабочий объем цилиндра разобщается с картером, затем закрываются выпускные окна — цилиндр разобщается с атмосферой (рис. 4,II).
При дальнейшем движении поршня вверх смесь сжимается уже в замкнутом объеме цилиндра, близ ВМТ она воспламеняется от запальной свечи, сгорает и над поршнем резко повышается давление. Под действием его поршень после прохождения ВМТ движется вниз, совершая рабочий ход (рис. 4,IV).
При дальнейшем движении поршня вниз открываются выпускные окна, через которые выходят отработавшие газы. Их давление в цилиндре резко падает и становится меньше, чем давление свежей смеси в полости картера. Вследствие этого при последующем открытии продувочных окон выпуск сопровождается продувкой цилиндра свежей смесью. Продувка продолжается до полного закрытия продувочных окон движущимся к НМТ поршнем.
При каждом обороте коленчатого вала все эти процессы повторяются. Процессы в надпоршневом и подпоршневом пространствах совершаются одновременно: если в рабочей камере происходит рабочий ход, то в картере — сжатие, если в картере — впуск, то в рабочей камере — продувка и сжатие.
I — всасывание горючей смеси в картер; II —сжатие в цилиндре: III — сжатие в картере; IV — рабочий ход; V — выпуск и продувка в цилиндре; VI — окончание сжатия в картере
Впуск смеси в картер, продувка камеры сгорания и выпуск отработавших газов происходят не мгновенно. Для нормального протекания процессов необходимо, чтобы соответствующие окна оставались открытыми на протяжении определенного времени.
На большой окружности наносят продолжительность процессов, происходящих в цилиндре над поршнем, на малой окружности — процессов, происходящих под поршнем в картере. На диаграммах газораспределения моторов семейства «Вихрь» фазы выпуска и продувки симметричны относительно вертикальной оси, проходящей через положения поршня в ВМТ и НМТ. Это объясняется тем, что поршень, управляющий началом и окончанием этих процессов связан шатуном с коленчатым валом и закрывает и открывает своей верхней кромкой соответствующие окна при одинаковых углах поворота коленчатого вала до и после НМТ или ВМТ.
На диаграммах газораспределения видно, что процесс или фаза продувки короче, чем фаза выпуска, то есть продувочные окна открываются позже выпускных на некоторый угол, называемый углом предварения выпуска, и закрываются ранее на угол запаздывания выпуска. Поясним необходимость такого смещения фазы продувки относительно выпуска подробнее.
Фазы газораспределения у 20-сильной модели «Вихря: впуск в картер — 147,5°; продувка — 110°; выпуск — 144′ •
После открытия выпускных окон начинается свободный выпуск отработавших газов из цилиндра, который продолжается, пока коленчатый вал не повернется на угол предварения выпуска. При этом давление в цилиндре резко падает. К моменту открытия продувочных окон оно должно оказаться ниже давления в картере, иначе произойдет заброс отработавших газов в полость картера. Явление это – нежелательно, так как оно приводит к загрязнению свежей горючей смеси отработавшими газами и повышению температуры картера.
С момента закрытия поршнем продувочного окна начинается процесс сжатия рабочей смеси в цилиндре. Но прежде чем будут перекрыты выпускные окна, через них теряется некоторая часть свежей рабочей смеси. С этой точки зрения угол запаздывания выпуска является нежелательным, но уменьшить его невозможно: фазы получаются симметричными, как уже отмечалось выше.
Процессы в картере, отраженные на малой окружности диаграммы, проходят несимметрично. Впускное окно открывается после прохождения поршнем НМТ, когда разрежение в картере достигает достаточной величины для всасывания смеси через открывшееся золотником отверстие. После прохождения поршнем ВТМ объем кривошипной камеры начинает уменьшаться и происходит сжатие горючей смеси, но золотник еще некоторое время остается открытым, и впуск смеси в полость картера продолжается.
Несимметричность фаз всасывания позволяет с наибольшей эффективностью использовать картер в качестве продувочного насоса, повысить мощность и экономичность двигателя. Эта несимметричность обеспечивается золотниковым механизмом управления впуском смеси в полость картера. В моторах «Вихрь» применяются плоские текстолитовые золотники, вращающиеся вместе с коленчатым валом и перекрывающие впускное окно картера. В золотнике имеется вырез в виде сектора, который в соответствующие моменты совпадает с впускным окном и открывает доступ в полость картера свежей рабочей смеси. Так как величина выреза (угол сектора) в золотнике и расположение впускного окна на картере могут варьироваться в широких пределах, конструктор двигателя имеет возможность выбирать оптимальные фазы впуска.
Для работы двигателя с высоким КПД не менее важным, чем фазы газораспределения, является качество продувки цилиндра. Чем лучше цилиндр очистится от продуктов сгорания и чем меньше будут потери заряда свежей горючей смеси через выпускное окно, тем выше будет удельная мощность двигателя и меньше удельный расход топлива.
В двигателях моторов «Вихрь» применяются два вида продувки: поперечная петлевая дефлекторная — на «Вихре» (рис. 6, а) и возвратно-петлевая трехканальная — на «Вихре-25» и «Вихре-30» (рис. 6,6). При петлевой дефлекторной продувке продувочные и выпускные окна расположены на стенках цилиндра диаметрально противоположно. С момента открытия поршнем продувочных окон, горючая смесь из кривошипной камеры через эти окна поступает в цилиндр и вытесняет из него продукты сгорания. Чтобы не происходило сквозного прохода смеси из продувочных окон в выпускные, на головке поршня делается козырек— дефлектор. Поток рабочей смеси, выходящий из продувочных окон, встречает на своем пути дефлектор и отклоняется им вверх к головке цилиндра, омывает ее и, спускаясь по противоположной стенке, вытесняет продукты сгорания в выпускные окна.
Дефлекторная продувка обеспечивается при сравнительно простой и технологичной конструкции блока цилиндров, но имеет ряд недостатков. Качество продувки цилиндра недостаточно высокое, поршень получается тяжелым и сложным в изготовлении, поверхность его головки увеличена, что ухудшает отвод теплоты. При дефлекторной продувке трудно придать камере сгорания наиболее выгодную форму. Поэтому на более поздних 25- и 30-сильных моделях применяется более перспективный тип продувки — возвратно-петлевая трехканальная.
Рис. 6. Виды продувки цилиндров на моторах «Вихрь»:поперечная петлевая дефлекторная (а) и возвратно-петлевая трехканальная (б).
У этих моделей поршень имеет гладкую, слегка сферическую головку, а направление движения продувочной смеси задается расположением и формой продувочных каналов и окон. Основную роль в этом виде продувки играют два продувочных капала, расположенные с двух сторон выпускных окон и направленные в сторону глухой, не имеющей окон поверхности цилиндра. Потоки смеси из этих каналов сталкиваются у поверхности цилиндра, устремляются вверх к головке, а затем вниз к выпускным окнам, в результате чего образуется петля. Третий продувочный канал имеет небольшое поперечное сечение. Прорезанный в глухой стенке и направленный вверх, он способствует более полной продувке средней части цилиндра и улучшает охлаждение головки поршня. Сферическая поверхность головки способствует отклонению потока смеси вниз к выпускным окнам.
Возвратно-петлевая продувка обеспечивает не только удовлетворительную очистку цилиндра от продуктов сгорания, но и сокращает потери смеси через выпускные окна во время продувки. Форма камеры сгорания при этом виде продувки более совершенна, чем при дефлекторной. Применение возвратно-петлевой трехканальной продувки позволяет, не увеличивая октанового числа применяемого топлива, повысить степень сжатия и мощность двигателя, а также его экономичность.
Воспламенение горючей смеси в цилиндрах двигателя осуществляется искровым высоковольтным разрядом на электродах запальной свечи зажигания. Сгорание смеси при этом происходит не мгновенно, а в течение некоторого времени, которое зависит от целого ряда факторов: качества смеси, степени сжатия, тепловыделения при искровом разряде на электродах свечи, сорта топлива, формы камеры сгорания. Максимальной температуры и давления газы в цилиндре достигают в конце сгорания и именно в этот момент поршень должен быть в ВМТ. С расчетом на этот период сгорания заряда смеси и определяется момент искрового разряда на электродах свечи, который должен происходить раньше, чем поршень достигнет ВМТ. Угол, на который должен повернуться кривошип от момента искрового разряда до ВМТ, называют углом опережения зажигания. Измеряют его в градусах поворота коленчатого вала или в миллиметрах расстояния головки поршня до ВМТ.
Правильный выбор угла опережения зажигания имеет большое значение в получении максимальной мощности и экономичности двигателя. Слишком раннее воспламенение смеси (большой угол опережения зажигания) обусловливает потерю мощности на преодоление давления газов при движении поршня к ВМТ. При этом может происходить детонация смеси. При слишком позднем зажигании (малом угле опережения) снижается наибольшее давление цикла и увеличиваются потери теплоты с выпускными газами, мощность также падает. Оптимальный угол опережения зажигания определяется экспериментальным путем в процессе проектирования и доводки головного мотора и указывается в инструкции по обслуживанию.
Рис. 7. Внешние характеристики двигателей «Вихрь-25> и «Вихрь-30».Ne — эффективная мощность
С — расход горючего, г/с.
Очевидно, чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем раньше должно происходить воспламенение смеси, так как время совершения одного полного оборота вала сокращается, а время сгорания заряда топливной смеси остается практически постоянным. Поэтому у двигателей моторов «Вихрь» опережение зажигания переменное — имеет небольшую величину на малых оборотах коленчатого вала и увеличивается при повышении частоты вращения.
На рис. 7 приведены внешние характеристики подвесных моторов «Вихрь-25» и «Вихрь – 30» — зависимости эффективной мощности Ne, крутящего момента на коленчатом валу АКР и удельного расхода топлива де от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора. Изменение мощности двигателя по внешней характеристике происходит в результате изменения нагрузки, т. е. крутящего момента.
Внешняя характеристика является собственной характеристикой двигателя, не зависящей от типа лодки, на которой установлен подвесной мотор, и параметров гребного винта. В практике судостроения часто оперируют с винтовой характеристикой, которая представляет собой графическую зависимость мощности, развиваемой двигателем, от частоты вращения при различном открытии дроссельной заслонки карбюратора и работе двигателя на гребной винт фиксированного шага. Винтовая характеристика учитывает особенности работы гребного винта во взаимодействии с корпусом судна, изменение сопротивления воды движению лодки и упора гребного винта, и как следствие этого — изменение вращающего момента винта и момента, развиваемого двигателем. Подробнее этот вопрос рассматривается в главе об установке мотора на лодку.
Заметим, что применение дефлекторной продувки на 20-сильной модели «Вихря» обусловило весьма высокий удельный расход топлива — при максимальной частоте вращения он на 120 г/кВт-ч [90 г/(л. с-ч)] больше, чем у «Вихря-М».
Лодочный мотор Вихрь 30
Обзор на лодочный мотор Вихрь 30
Подвесной двухтактный лодочный мотор Вихрь 30 выпускался с 1965 года 45 лет. Мотор производился большими партиями, в год в магазины поступало до 150 000 моделей. В 2010 году производство Куйбышевского мотостроительного завода прекратило изготовление мотора Вихрь 30.
О модели
Подвесной двухтактный лодочный мотор Вихрь 30 имеет очень большой расход топлива, за час он расходовал до 11 литров бензина. Топливный бак вмещает 22 литра горючего, так как бак у мотора внешний, его можно зафиксировать в любом месте судна.
Мотор Вихрь 30 оснащен двумя цилиндрами, которые имеют систему охлаждения проточной прохладной водой. Дейдвуд мотора за счет помпы сбрасывает часть охлажденной воды.
В комплектацию лодочного двухтактного мотора входит бак для топлива, шланг для заливки топлива, пульт дистанционного управления и инструкция по эксплуатации на русском языке.
Применение
Лодочный мотор Вихрь 30 оснащен дефлекторной продувкой, которая способствует высокой скорости двигателя, при загрузке лодки с двумя пассажирами мотор развивает скорость до 45 километров в час, при наличии пяти пассажиров – до 37 километров в час.
Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 применялся для перевозки туристов, прогулок по водоему, на морях и озерах, а также реках с каменистым дном. Лодочный мотор Вихрь 30 эксплуатировался патрульными службами надзора водоемов, а также на спасательных шлюпках. Лодочный мотор Вихрь 30 использовался в спортивных соревнованиях, на охоте, рыбалке. Мотор предназначен для судов малого и среднего размера, яхт, катеров, лодок, которые имеют стандартную высоту транца.
Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 использовался на пресных и соленых водоемах. Мотор Вихрь 30 использовали в любое время года и при любых погодных условиях, он имеет мощную силовую тягу и высокую скорость.
При быстрых течениях и высоких волнах мотор не эксплуатируется.
Лодочный мотор Вихрь 30 эксплуатируется с лодками, катерами, катамаранами длиной от 2 до 3 метров.
Лодочный мотор Вихрь 30 используется с суднами, высота транца которых 381 миллиметр. Лодка с общей загрузкой 120 килограмм спокойно выполняла хождение по водоему на максимальной скорости двигателя.
У лодочного мотора Вихрь 30 есть одно ограничение, его нельзя применять на глубине более 0,8 метров.
Конструкция и технические характеристики
Двигатель мотора Вихрь 30 – двухтактный, подвесной. Есть дефлекторная продувка и возвратно-петлевая.
Мотор Вихрь 30 работает на топливе А-76, бензин смешивается с маслом в пропорции 20 к 1. Охлаждение двигателя мотора происходит за счет проточной прохладной воды.
Двигатель Вихрь 30 запускается вручную, с помощью стартера.
В комплекте с мотором идет трос аварийной остановки.
По расходу топлива – за час работы потребляет около 11 литров бензина.
Рабочий объем мотора – 488 куб. см.
• Двигатель – подвесной, двухтактный, цилиндровый.
• Мощность – 30 л. с.
• Обороты – 5000.
• Вес – 45 кг.
• Внешний топливный бак – 22 литра.
• Передачи – передняя, задняя, нейтральная.
• Зажигание – МБ 22.
• Запуск механизма – ручной, электростартер.
Покупка и обслуживание
В настоящее время покупка мотора Вихрь 30 невозможна, так как производство было приостановлено в 2010 году, поэтому модель можно приобрести только с рук.
При покупке лодочного мотора Вихрь 30 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.
При покупке желательно протестировать мотор на водоеме, так как механизм старый, возможно, что он будет работать с периодичностью остановок. На водоеме мотор не должен выделять масло или бензин, если в воде появились пятна, то мотор утратил свою герметичность. Из швов на корпусе не должны просачиваться выхлопные газы.
Лодочный мотор Вихрь 30 имеет достаточно простую конструкцию, поэтому его легко обслуживать самостоятельно, применяя самый минимальный набор инструментов.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
• Высокая мощность.
• Невысокая цена.
• Есть все детали для замены.
• Легко обслуживать. Ремонтопригодный.
Недостатки:
• Повышенное гидродинамическое сопротивление в воде.
• Очень громкий и шумный звук двигателя, чтобы его устранить применяли специальный кожух и поролон, которым накрывали внутреннюю сторону мотора.
• Выхлопной патрубок усиливает статистику румпеля.
• Нет термостата, поэтому система охлаждения не может поддерживать тепловой режим.
• Гребной винт закреплен неправильно и нет возможности его заменить или поправить.
• Очень низкое КПД, чтобы его устранить владельцы моторов полировали редуктор и винт.
• Габариты гребного винта не соответствуют параметрам мотора.
Лодочные моторы Вихрь
Обзор на лодочные моторы Вихрь
Лодочные моторы Вихрь выполнены по аналогу немецкой модели Кенинг. В 1966 моторы Вихрь считались самыми мощными двигателями, они имели 17 лошадиных сил, далее мощность увеличивалась и поднялась до 30 л. с.
Так как конкуренции в 60 и 70 годы в СССР не было, моторы Вихрь выпускались большими партиями – до 150 000 штук в год.
О компании
Компания Вихрь начала свою деятельность в 1965 году, производство находилось на Куйбышевском мотостроительном предприятии в Самаре. Позднее был открыт филиал в Перми, также на мотостроительном предприятии.
Вихрь был на пике популярности по производству лодочных моторов с 1966 по 2010 год в России и странах СССР.
В последующие годы производство приостановило свою деятельность, так как конкуренция в последние годы работы была высокой и моторы Вихря были почти не востребованы.
Модельный ряд
Лодочные моторы Вихрь выполнены по типу подвесной конструкции. Моторы Вихрь имеют две модификации, с румпельным контролем и электронным стартером.
Всего в серии лодочных моторов Вихрь представлены три основные модели:
• Вихрь 20 л. с.
• Вихрь 25 л. с.
• Вихрь 30 л. с.
Также Вихрь изготовил модели с мощностью 40,50 и 60 лошадиных сил, но в тираж продажи они выпущены не были и остались как экспериментальные модели.
Все модели лодочных моторов Вихрь выполнены по единой классической конструкции с вертикальными узлами.
Применение
Подвесные лодочные моторы Вихрь применялись для перевозки туристов, прогулок по водоему, на морях и озерах, а также реках с каменистым дном. Лодочные моторы Вихрь эксплуатировались патрульными службами надзора водоемов, а также на спасательных шлюпках. Лодочные моторы Вихрь использовались в спортивных соревнованиях, на охоте, рыбалке.
Моторы Вихрь использовали в любое время года и при любых погодных условиях, они имели мощную силовую тягу и высокую скорость, которая позволяла пересекать водоемы на противоположный берег или охотиться за косяком рыб.
Лодочные моторы Вихрь предназначены для судов малого и среднего размера, яхт, катеров, лодок, которые имеют стандартную высоту транца.
В годы своей популярности, моторы эксплуатировались с лодками Прогресс и Казанка, в таком сочетании выполнялось легкое глиссирование .
Конструкция и технические характеристики
Лодочные моторы Вихрь имеют общую техническую характеристику и конструкцию, их различие заключается в мощности двигателя.
Двигатель на моторах – двухтактный, подвесной. Есть дефлекторная продувка и возвратно-петлевая.
Моторы Вихрь работают на топливе А-76, бензин смешивается с маслом в пропорции 20 к 1.
Охлаждение двигателей происходит за счет проточной прохладной воды.
Двигатель запускается вручную, с помощью стартера.
В комплекте с мотором Вихрь имеется трос аварийной остановки.
По расходу топлива – мотор за час работы потребляет около 10 литров бензина.
Рабочий объем мотора:
• Вихрь 20 – 423 куб. см.
• Вихрь 25 – 423 куб. см.
• Вихрь 30 – 488 куб. см.
Вихрь 30:
• Двигатель – подвесной, двухтактный, цилиндровый.
• Мощность – 30 л. с.
• Обороты – 5000.
• Вес – 45 кг.
• Внешний топливный бак – 22 литра.
• Передачи – передняя, задняя, нейтральная.
• Зажигание – МБ 22.
• Запуск механизма – ручной, электростартер.
Вихрь 25:
• Тип – бензиновый, подвесной, двухтактный, цилиндровый.
• Мощность – 25 л. с.
• Обороты – 5000.
• Зажигание – МБ 22.
• Внешний бак топлива – 22 литра.
• Вес – 45 кг.
• Скорость – передняя, задняя, нейтральная.
• Запуск – ручной.
Вихрь 20:
• Тип – двухтактный, подвесной, цилиндровый.
• Мощность – 20 л. с.
• Обороты – 5000.
• Зажигание – МБ 22.
• Внешний топливный бак – 22 литра.
• Вес – 45 кг.
• Передача – передняя, задняя, нейтральная.
• Запуск – ручной.
Покупка и обслуживание мотора
Лодочные моторы Вихрь имеют достаточно простую конструкцию, поэтому его легко обслуживать самостоятельно, применяя самый минимальный набор инструментов.
Так как система выброса выхлопных газов осуществляется непосредственно в атмосферу, нужно убедиться в правильной работе винта, так как именно через него газ выходит наружу. Герметичность корпуса мотора должна быть высокой и не пропускать выхлопные газы, воду. Полное обслуживание мотора Вихрь проводится ежегодно. После каждой эксплуатации мотор проходит осмотр на наличие повреждений корпуса и видимых деталей конструкции.
При покупке лодочных моторов Вихрь нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежных зон.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
• Высокая мощность.
• Невысокая цена.
• Есть все детали для замены.
• Легко обслуживать. Ремонтопригодный.
Недостатки:
Лодочные моторы Вихрь имеют больше недостатков, чем преимуществ. Инженеры завода на протяжении всего выпуска моторов так и не устранили недочеты конструкции:
• Повышенное гидродинамическое сопротивление в воде.
• Очень громкий и шумный звук двигателя. Чтобы его устранить применяли специальный кожух и поролон, которым накрывали внутреннюю сторону мотора.
• Выхлопной патрубок усиливает статистику румпеля.
• Нет термостата, поэтому система охлаждения не может поддерживать тепловой режим.
• Гребной винт закреплен неправильно и нет возможности его заменить или поправить.
• Очень низкое КПД, чтобы его устранить владельцы моторов полировали редуктор и винт.
• Габариты гребного винта не соответствуют параметрам мотора.
• Подшипники и манжетки плохого качества.
• Неправильно установленный реверс механизма, при попытках зафиксировать муфту на свободном ходу приводил к аварийным ситуациям, а владелец мотора, выполнив запуск, выпадал из судна.
• Карбюратор очень сложно и трудно отрегулировать.
• Верхние цилиндры имеют тяжелый режим тепла.
• Магнето ненадежное.
• Мотор постоянно перегревается из-за неправильного сечения канала системы охлаждения, помпа быстро изнашивается и, как следствие, перегревается двигатель.
Лодочный мотор Вихрь 20
Обзор на лодочный мотор Вихрь 20
Подвесной лодочный мотор Вихрь 20 производился в России с 1966 года на мотостроительном заводе в Перми и Самаре. Модель мотора Вихрь 20 была популярна не только в России, но и странах ближнего зарубежья.
Лодочный мотор Вихрь 20 сравнивали с зарубежными аналогами моторов, они не уступали в технических характеристиках и имели практически бесшумный тип работы двигателя.
О модели
Модель подвесного лодочного мотора Вихрь 20 имеет довольно простую конструкцию, его можно легко отрегулировать и самостоятельно установить в лодку.
Модель Вихрь 20 имеет экономичный расход топлива, что привлекало покупателей. При эксплуатации мотор выдерживал максимально длительное время хождения по водоему и не требовал частого ремонта. Все детали и конструкции механизма выполнены из антикоррозийных материалов, что позволяло использовать мотор в соленых водоемах.
Для лодочного мотора Вихрь всегда находились детали для замены, их можно было приобрести в каждом автомагазине или в конструкторских цехах прямо с завода.
Применение
Двигатель лодочного мотора Вихрь 20 имел большой ресурс мощности, поэтому мотор можно было эксплуатировать длительное время, без дозаправок и вынужденного охлаждения.
Лодочный мотор Вихрь 20 использовался с суднами, высота транца которых около 405 миллиметров. Лодка с общей загрузкой 120 килограмм спокойно выполняла хождение по водоему на максимальной скорости двигателя.
У лодочного мотора Вихрь 20 есть одно ограничение, его нельзя применять на глубине более 0,8 метров.
Подвесной лодочный мотор Вихрь 20 использовался на пресных и соленых водоемах, его применяли для охоты, рыбалки, туристических перевозок и просто для прогулок. Мотор Вихрь 20 использовали в любое время года и при любых погодных условиях, они имели мощную силовую тягу и высокую скорость, которая позволяла пересекать водоемы на противоположный берег или охотиться за косяком рыб.
При быстрых течениях и высоких волнах мотор не эксплуатируется.
Лодочный мотор Вихрь 20 эксплуатировался с лодками, катерами, катамаранами длиной от 2 до 3 метров.
Конструкция и технические характеристики
Двигатель мотора Вихрь 20 – двухтактный, подвесной. Есть дефлекторная продувка и возвратно-петлевая.
Мотор Вихрь 20 работает на топливе А-76, бензин смешивается с маслом в пропорции 20 к 1. Охлаждение двигателя происходит за счет проточной прохладной воды.
Двигатель запускается вручную с помощью стартера.
В комплекте с мотором Вихрь 20 имеется трос аварийной остановки.
По расходу топлива – мотор за час работы потребляет около 10 литров бензина.
Рабочий объем мотора Вихрь 20 – 423 куб. см.
В конструкции мотора есть трехлопастной винт диаметром 240 миллиметров.
• Тип – двухтактный, подвесной, цилиндровый.
• Мощность – 20 л. с.
• Обороты – 5000.
• Зажигание – МБ 22.
• Внешний топливный бак – 22 литра.
• Вес – 45 кг.
• Передача – передняя, задняя, нейтральная.
• Запуск – ручной.
• Цилиндры – 2.
Покупка и обслуживание
В настоящее время покупка мотора Вихрь 20 невозможна, так как производство было приостановлено в 2010 году, поэтому модель можно приобрести только с рук.
При покупке лодочного мотора Вихрь 20 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.
При покупке желательно протестировать мотор на водоеме, так как механизм старый, возможно, что он будет работать с периодичностью остановок. На водоеме мотор не должен выделять масло или бензин, если в воде появились пятна, то мотор утратил свою герметичность. Из швов на корпусе не должны просачиваться выхлопные газы.
Лодочный мотор Вихрь 20 имеет достаточно простую конструкцию, поэтому его легко обслуживать самостоятельно, применяя самый минимальный набор инструментов.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
• Высокая мощность.
• Невысокая цена.
• Есть все детали для замены.
• Легко обслуживать. Ремонтопригодный.
Недостатки:
• Повышенное гидродинамическое сопротивление в воде.
• Очень громкий и шумный звук двигателя, по сравнению с современными моделями, чтобы его устранить применяли специальный кожух и поролон, которым накрывали внутреннюю сторону мотора.
• Выхлопной патрубок усиливает статистику румпеля.
• Нет термостата, поэтому система охлаждения не может поддерживать тепловой режим.
• Гребной винт закреплен неправильно и нет возможности его заменить или поправить.
• Очень низкое КПД, чтобы его устранить владельцы мотора полировали редуктор и винт.
• Габариты гребного винта не соответствуют параметрам мотора.
• Подшипники и манжетки плохого качества.
технические характеристики и отзывы :: SYL.ru
На сегодняшний день моторы «Вихрь» являются довольно востребованными. Если рассматривать их особенности, то следует отметить довольно тихую работу устройств. Реверсы устанавливаются очень качественные. Современные модификации способны похвастаться надежными пусковыми устройствами. Однако недостатки у лодочных моторов также есть. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует более внимательно ознакомиться с техническими характеристиками моделей и отзывами потребителей.
Характеристики модели «Вихрь-30Э»
Лодочный мотор «Вихрь-30» технические характеристики имеет следующие: мощность равняется 30 лошадиным силам, а цилиндр у представленной модели установлен диаметром 67 мм. Общий рабочий объем конфигурации равняется 422 куб. см. Максимум частота коленчатого вала способна доходить до уровня в 5 тыс. оборотов в минуту. Масса представленного мотора составляет 45 кг. Винт в данном случае используется гребного типа, а диаметр его равняется 240 мм.
Всего лопастей в конструкции предусмотрено три. В качестве пускового устройства производителем предусмотрен ручной стартер. Стандартный комплект модели включает в себя лодочный мотор «Вихрь», описание и руководство по эксплуатации, канистру для топлива со шлангом и аккумулятор серии «6СТ».
Что говорят про модель «Вихрь-30Э»?
Многие покупатели лодочный мотор «Вихрь-30» (расход топлива — 9.5 л в час) хвалят из-за большой мощности. Дополнительно следует отметить, что он прост в обслуживании. Если верить отзывам потребителей, то устанавливать его на лодку довольно легко. Однако недостатки у представленной модели все же имеются. В первую очередь важно упомянуть о проблемах с ручным стартером. В некоторых случаях он ломается из-за слетевшего кольца. Также иногда владельцев подводит дейдвуд. В целом можно данный лодочный мотор «Вихрь» назвать довольно интересным.
Модификация «Вихрь-30Р»
Всего цилиндров в представленной конфигурации производителем предусмотрено два. Расположены они в вертикальном порядке. Рабочий ход поршня составляет ровно 55 мм. При этом диаметр одного цилиндра равняется 71 мм. Дополнительно следует отметить, что рабочий объем вышеуказанного лодочного мотора находится на уровне 487 куб. см. Максимальная степень сжатия составляет 30 лошадиных сил, а частота вращения вала у этой модели способна доходить до 4600 оборотов в минуту. Сухую массу лодочный мотор «Вихрь-30» имеет 47 кг. Свечи в данном случае используются серии «СИ12».
Отзывы
Лодочный мотор «Вихрь-30» на сегодняшний день пользуется большим спросом. Поломки у данной модели происходят довольно редко. Если верить отзывам потребителей, то расход топлива у лодочного мотора крайне мал. Также следует отметить довольно качественный редуктор. Если говорить про недостатки, то важно упомянуть о малом диаметре винта — в 230 мм. Его шаг — лишь 300 мм. В результате параметр передаточного отношения равен только 14 единицам.
Модель «Вихрь-32» (первое исполнение)
В данном случае двигатель используется двухтактного типа. Всего в нем можно насчитать два поршня диаметром по 58 мм. Степень сжатия указанной модели находится на уровне 8.5. Рабочий объем лодочного мотора равняется ровно 500 куб. см. Система энергоснабжения у представленного экземпляра способна похвастаться двойной изоляцией.
Дополнительные упоры для установки лодочного мотора имеются. В целом частота вращения коленчатого вала максимум способна достигать 5100 оборотов в минуту. Все это, в конечном счете, дает владельцу хорошую производительность. Свечи у представленного устройства применяются серии «СИ13». Показатель прерывания находится на уровне 0.3. Дополнительно следует отметить, что опережение зажигания максимум способно достигать 30 градусов. В качестве топлива чаще всего используется бензин марки «А-72». Масло производители рекомендуют использовать «ТАП-5В».
Потребительские отзывы о модели «Вихрь-32» (первое исполнение)
Указанную модель многие потребители выбирают за прочную раму, и нагрузки она способна выдерживать большие. Электростартер у представленной модели установлен довольно качественный, срабатывает всегда с первого раза. Дополнительно внимания заслуживает редуктор. Если верить отзывам потребителей, то ломается он довольно редко. Однако проблемы у данного лодочного мотора все же имеются.
В первую очередь владельцы отмечают очень быстрый износ маховика. Происходит это чаще всего из-за поломки зубчатого колеса. Также проблемы могут крыться в конической головке. В итоге можно сказать, что данная модель является весьма интересной, однако нуждается в периодических осмотрах.
Модель «Вихрь-32» (второе исполнение)
Двигатель у представленной модели используется карбюраторного типа. Система охлаждения установлена водяная. Всего поршней в конструкции предусмотрено два, а ход их максимум составляет 65 мм. Рабочий объем представленной модификации находится на отметке 450 куб. см. Дополнительно следует отметить максимальную частоту коленчатого вала на уровне 4200 оборотов в минуту. Пусковое устройство в данном случае производителем предусмотрено ручного типа. Редуктор используется одноступенчатый.
Мнение владельцев о приборе «Вихрь-32» (второе исполнение)
Работает данный лодочный мотор «Вихрь» довольно тихо. При этом винты используются очень прочные. Из особенностей потребители отмечают наличие навигационной плиты. Дейдвудная труба в представленной модели установлена довольно прочная. В обслуживании этот лодочный мотор «Вихрь» прост, разбирается он быстро. Выхлопной канал предусмотрен большого диаметра и засоряется редко. Если говорить про недостатки, то важно упомянуть о малом заднем ходе.
Еще у этой модели довольно часто изнашивается башмак в редукторе. Также проблемы у владельца могут возникнуть с маховиком. Румпель установлен довольно прочный. Учитывая все вышесказанное, данный лодочный мотор можно назвать хорошим.
«Вихрь-20»
Лодочный мотор «Вихрь-20» технические характеристики имеет следующие: двигатель у представленного экземпляра установлен двухтактного типа, а цилиндров производителем предусмотрено два. Расположены они в вертикальном порядке. Максимальная мощность вышеуказанного лодочного мотора равна 20 лошадиным силам. Сухая масса этой модели — 45 кг, а емкость топливного бака равна 22 л. Свечи в данном случае используются типа «СИ 12».
Подходит для этого лодочного мотора бензин серии «А-72». В качестве зажигания используется маховое магнето. Зазор в прерывателе равняется 0.3 мм. Параметр опережения зажигания находится на уровне 24 градусов. Дополнительно следует отметить, что диаметр винта составляет 235 мм, а шаг его равняется 290 мм.
Мнение потребителей
Многие покупатели лодочный мотор «Вихрь-20» высоко оценили. Однако следует учитывать, что мощность его не слишком велика. Камера вертикального вала в данном случае предусмотрена малого размера. Вследствие этого заборники используются небольшого диаметра. Башмак у представленной модели изнашивается довольно быстро. Также из недостатков следует отметить очень слабый кронштейн у дейдвуда. Карбюратор установлен качественный.
Дополнительно важно упомянуть о надежной системе охлаждения. Устанавливать представленную модель довольно просто. Дейдвуд необходимо чистить только раз в месяц. В управлении эта конфигурация также проста. Винты используются прочные, а большой объем бензобака позволяет не беспокоиться об уровне топлива. Выхлопной канал используется очень большой.
Параметры прибора «Вихрь-25Р»
Частота вращения коленчатого вала максимум доходит до 4500 оборотов в минуту. Двигатель в лодочный мотор «Вихрь-25» установлен карбюраторного типа. Оснащена данная модификация специальной воздушно-петлевой продувкой. Система охлаждения производителем предусмотрена водяного типа. Рабочий объем лодочный мотор «Вихрь-25» имеет 421 куб. см.
Сухая масса представленного устройства равняется 45 кг. Топливный бак в данном случае установлен емкостью 22 литра. Зажигание у представленной модели используется маховикового типа, а свечи применяются серии «СИ 12». Диаметр канала продувки равняется 120 мм. Шатун в данном случае используется один. Кривошипная камера у представленной модели располагается в нижней части. Отдел сжигания находится над каналом продувки. Навигационная плита в представленном лодочном моторе имеется. Выхлопной канал у устройства производителем предусмотрен диаметром 130 мм. Камера вертикального вала находится над дейдвудом. Карбюратор установлен со специальным защитным кожухом.
Отзывы об устройстве «Вихрь-25Р»
Лодочный мотор «Вихрь-25» отзывы имеет в основном хорошие. Многие покупатели отдали предпочтение этой модели за прочную подошву. Нагрузки она выдерживает большие, ломается довольно редко. Также следует упомянуть о качественных винтах. Однако из недостатков важно отметить довольно большой расход топлива. Использовать бензин серии «А-72» в данном случае есть возможность. Разбирается двигатель очень просто, однако снять дейдвуд самостоятельно невозможно.
Дополнительно многие покупатели жалуются на быстрый износ нижней опоры. Происходит это из-за высокой температуры над камерой продувки. Магнето у этого экземпляра используется довольно качественное. Стартер данного лодочного двигателя, как правило, срабатывает с первого раза. Система реверса также характеризуется с положительной стороны.
«Вихрь-25Э». Параметры
Двигатель у представленного экземпляра установлен карбюраторного типа. Диаметр одного цилиндра составляет 65 мм. Параметр хода поршня находится на уровне 55 мм. Степень сжатия в данном случае составляет 8.5 единицы. Частота вращения представленной модели максимум способна достигать 4600 оборотов в минуту. Нормальный зазор в прерывателях равен 0.2 мм. Диаметр винта равняется 223 мм, а шаг его составляет 290 м.
Система передачи у представленного экземпляра используется промежуточного типа. Дейдвудная труба установлена диаметром в 120 мм, а карбюратор в данном случае защищен специальным кожухом. Магнето в указанном устройстве располагается за системой охлаждения. Навигационная плита у этого лодочного мотора имеется. Помимо прочего, следует отметить высокую камеру вертикального вала. Всего заборников воды в представленной конструкции производителем предусмотрено два.
Соотношение мощностей отечественных и зарубежных лодочных моторов
Этот вопрос одновременно и прост и сложен. Рассмотрим основные заблуждения
Этот вопрос одновременно и прост и сложен. Распространены следующие ложные утверждения относительно соотношения мощностей:
«Японские» 30 л.с. соответствуют 45 — 50 «русских».
Мощность зарубежных моторов указана в киловаттах, поэтому нужно умножить её на 1.36, чтобы перевести в «русские» лошадиные силы.
Зарубежные «лошади» мощнее в 1.4 раза из-за разных методик измерения.
КАК ЖЕ РЕАЛЬНО ОБСТОИТ ДЕЛО?
Во-первых, до недавнего времени стандарты измерения мощности в разных странах были разные. До середины 90-х годов (более точной информацией о дате не располагаю) в Японии мощность измерялась на гребном валу, а в остальном мире (в том числе и у нас в стране) на коленвалу. С середины 90-х все на «Японскую систему» перешли США, Италия, Англия. Но большая цифра на капоте любого подвесного мотора обозначает его мощность в лошадиных силах. Лошадиная сила со времён Джеймса Уатта повсюду равна 75 кгм в секунду. Мощность на гребном валу меньше, чем на коленвалу на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Величину КПД редуктора с коническими шестернями можно узнать в любом машиностроительном справочнике, среднем это 96% (0.96). Можно легко вычислить и потери на водяное охлаждение, т.к. все конструкции насосов давным-давно изучены и описаны в литературе. Но проще отталкиваться от опубликованных в «Катерах и Яхтах» данных по КПД редуктора мотора «Привет-22». Для «Привета» КПД с учётом потерь в помпе равен 0.935. Однако, «Привет» (как и «Салют») имеет бесконтактный насос, потери в котором меньше, чем в насосах с резиновой крыльчаткой. Для моторов с резиновой крыльчаткой («Нептуны», «Вихри», «Ветерки») можно принять h = 0.92. Для перевода мощности на гребном валу в мощность на коленвалу нужно умножить первую величину на 1.07-1.09. Производители «Нептуна-23» оставили на капоте надпись «Нептун-23», а в инструкции по эксплуатации указывают мощность на гребном валу — 22 л.с. Производители «Вихрей-30» в результате модернизации двигателя подняли мощность до 32 л.с. (по старой системе) и назвали получившийся мотор «Вихрь-32». При дальнейшей модернизации мотора они перешли на японскую систему и назвали самую последнюю модификацию «Вихрь-30МА».
Во-вторых, тяговые качества мотора зависят не только от мощности двигателя, но и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта. Практически у всей зарубежных редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять 5~10%, что позволяет вывести на глиссирование на 5~10% более тяжелое судно. Однако на больших скоростях картина теоретически может поменяться на обратную. Но из-за несколько лучшей обтекаемости редукторов зарубежных моторов они не уступают российским и на повышенных скоростях. Технические характеристики зарубежных моторов (для расчёта) можно узнать на сайтах их производителей или дилеров.
В-третих, российские моторы поставляются как правило с более «тяжелым» штатным винтом, чем зарубежные. Поэтому, если ставить мотор на лодку, не подобрав подходящий винт, зарубежный мотор может иметь преимущество в тяге еще 5~10% по сравнению с нашими.
В-четвёртых, немалую роль играет вес мотора. Зарубежные моторы, как правило, тяжелее. А каждые 20 кг веса «съедают» одну лошадиную силу! Так что при сравнении следует учитывать и это.
Сколько — нибудь существенно лучшей удельной экономичностью зарубежные моторы не обладают (проверено). Другое дело, если вместо двух «Вихрей» поставить один мотор большей мощности. Я имею опыт испытаний самодельной каютной мотолодки с размерениями 5.2х1.84х0.8 как с установкой «Вихрь-30» + «Вихрь-М», так и с новым (не Б/У) мотором «Ямаха-55В». Скорости были получены равные, 45 км/ч в обоих случаях, нагрузка три человека. Расход горючего — 27 л/ч (А76) и 24 л/ч (АИ93) соответственно. Правда, винт на «Ямахе» был тяжеловат — рассчитан на скорость 52 км/ч.
Преимущества отечественных моторов:
Гораздо меньшая цена
Дешевое топливо А-76, можно (но нежелательно) применять неспециальные масла
Меньший вес
Преимущества зарубежных:
Лучшая надежность, особенно в морской воде
Несколько лучшие тяговые качества при большой нагрузке
Меньшая трудоемкость обслуживания, можно не быть хорошим механиком
1 декабря 2011 в 23:06
Vortex 30mm Riflescope Rings — Medium — Walmart.com
«,» tooltipToggleOffText «:» Нажмите на переключатель, чтобы получитьБЕСПЛАТНАЯ доставка на следующий день!
«,» tooltipDuration «:» 5 «,» tempUnavailableMessage «:» Скоро вернусь! «,» TempUnavailableTooltipText «:»Мы прилагаем все усилия, чтобы снова начать работу.
- Временно приостановлено в связи с высоким спросом.
- Продолжайте проверять наличие.